С.Н. Кузин

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КОСТРОМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ >


С.Н. Кузин

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Рабочие – предприниматели – власть

в конце XIX – начале ХХ в.: социальные аспекты проблемы

Материалы V Международной научной конференции Кострома, 23–24 сентября 2010 года

ЧАСТЬ II

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ XIX – НАЧАЛА ХХ вв.

С.Н. Кузин[1]

Предприниматели в процессе формирования системы народного образования в России (Х1Х – начало ХХ вв.)

Совместная согласованная работа государства и общества позволяет преодолеть многочисленные кризисные ситуации в социально-экономической сфере. Об этом свидетельствует богатый опыт России периода ХIХ – начала ХХ веков, где, по сравнению с западноевропейскими странами, широкое распространение получила общественная и особенно частная благотворительность.

Особого эффекта благотворительная деятельность достигла в сфере народного образования, повышение уровня которого российские предприниматели справедливо рассматривали как непременное условие для достижения успехов в своем бизнесе. Принято считать, что начало здесь положено было еще в 70-е годы ХVIII века московским купцом Петром Лариным. Он учредил училище в родном селе Любучи и для обеспечения его основал первый общественный банк – кредитно-благотворительное учреждение. С 30-х годов Х1Х в. деятельность благотворителей-предпринимателей активизировалась, причем они настаивают на большей своей самостоятельности в деле расходования своих пожертвований. Одним из регионов, где благотворительность активно внедряется в процесс формирования народного образования становится Ярославская губерния. Именно данный фактор способствовал тому, что Ярославская губерния к началу ХХ столетия передовых показателей по уровню грамотности населения.

Российское купечество активно включается в общественную жизнь уже в 80- е годы ХIХ в., что выражается в широкой благотворительной деятельности. Первоначально она выражалась в небольших средствах, отпускаемых уроженцами отдельных селений на содержание начальных школ. Но к началу ХХ столетия суммы пожертвований со стороны купцов для организации учебных заведений на своей родине исчислялись уже тысячами и десятками тысяч рублей. Примером может служить история Селищенской двухклассной школы Ростовского уезда. В 1892 году петербургские купцы, местные прихожане А.И. Улыбин и В.И. Черепенников приобрели за 500 рублей здание на краю села Троицкий Бор для церковно-приходской школы. Однако поскольку месторасположения села было неудобным (отделено от других деревень рекой) В.И. Черепенниковым принимается решение обустроить новое училище в соседнем поселении Селищи. На выделенные купцом 4 тысячи рублей в кратчайшие сроки было сооружено и школа была открыта уже в сентябре 1901 года. Спустя три года Селищенская ЦПШ переводится в двухклассную и для ее перестройки В.И. Черепенников предоставляет еще 13 тысяч рублей[i]. В значительно большую сумму, а именно – в 40 тысяч рублей обошлось устройство двухклассной школы в селе Александрова Пустынь (Рыбинский уезд) петербургскому купцу, одному из учредителей С-Петербургского общества содействия бедным ярославцам, живущим в столице, Ивану Семеновичу Крючкову[ii]. Но совершенно беспрецедентным было пожертвование, сделанное Петербургским купцом Андреем Васильевичем Зверковым. В 1901 году он завещал 100 тысяч рублей Ярославскому губернскому земству для устройства на проценты от означенного капитала начальных, сельскохозяйственных, ремесленных и торговых школ. При этом в духовном завещании указывалось: «… прежде всего проценты употребить на устройство и содержание начальных школ Даниловского уезда по назначению Даниловского земства». Данный пункт в дальнейшем вызвал настоящий скандал, поскольку губернский училищный совет определил неправомерными действия Даниловского земского собрания, расходующего ежегодное отчисление с капитала в 3 тысячи рублей на нужды уездного образования[iii]. Подобные недоразумения с завещаниями были не единичными. В постановлении Рыбинского уезда в 1915 году, например, указывалось: «Обратиться к С.Т. Нестеровой с предложением уплатить в 3-х месячный срок одну тысячу рублей, завещанные ее мужем Болобановскому земскому начальному училищу»[iv].

Новые задачи коммерции, острая нужда в квалифицированных кадрах среди рабочих и служащих требовали от купечества пересмотреть свое отношение к профессиональному образованию. Кульминацией здесь стали 90-е годы Х1Х в., когда на средства благотворителей создаются низшие механико-технические училища. Среди последних в Ярославской губернии выделялось Рыбинское, открытое в 1897 году, на средства с капитала в 320 тысяч, завещанного М.Е. Комаровым. Строительство было начато в 1896 году на земле, выделенной безвозмездно на эту цель городской Думой, причем наличие достаточных средств позволило в рекордный срок (за 16 месяцев) возвести сразу два здания – непосредственно механико-техническое училище и ремесленная школа при нем. В первое принимались выпускники городских училищ, которым предстояло в течение трех лет не только освоить три вида ремесел (столярно-модельное, слесарное и кузнечно-механическое), но и повысить свою общеобразовательную подготовку. Ремесленная школа с 4-х годичным сроком обучения предназначалась для окончивших начальные народные училища. Поступившие в нее выбирали лишь одну из ремесленных специальностей. Поскольку содержание подобных учебных заведений обходилось дорого, то даже при наличии известного капитала устанавливалась плата за обучение. Для учеников училища она составляла 20 руб. в год, а для учащихся школы – 10 руб. В отдельных случаях неимущие воспитанники освобождались от этой платы и им даже назначалось денежное пособие через посредство общества вспомоществования[v].

В 1900 году в Ярославской губернии было открыто еще одно подобного рода училище – низшее механико-техническое им. Н.П. Пастухова. Определяющую роль в устройстве его сыграли средства купца-учредителя Н. Пастухова. Однако в отличие от Рыбинского Ярославское училище имело заметное преимущество благодаря новому установленному правительством порядку финансирования. Строительство осуществлялось за счет государственного кредита, а деятельность учебного заведения должна была обеспечиваться на паритетных началах казной и органами местного самоуправления или частными лицами. Именно поэтому изначально в ремесленной школе при Ярославском техническом училище удалось создать особые классы по каждой из трех ремесленных специальностей[vi].

Существование частных школ осложнялось целым рядом обстоятельств. Отношения между государством  и благотворителями имели сложный напряженный характер, Нередко власти смотрели на благотворительные проекты как на навязываемые им дополнительные расходы. Поэтому по большинству частных учебных заведений существовал закон, который запрещал открывать их пока они полностью не обеспечены капиталом. А это означало, что даже при единовременном пособии от казны (которые всегда были весьма скромными) требовались куда более серьезные суммы. Единственной надеждой становилось объединить свои усилия с местными органами самоуправления, которые к тому же имели право принимать участие в управлении учебным процессом через посредство попечительских советов. В том случае если учредитель испытывал материальные трудности частные учебные заведения либо закрывались либо переводились в разряд земских. Так, в 1912 году среди последних оказались Каменская школа Пошехонского уезда и Эльтековская Рыбинского уезда[vii].

Среди частных благотворителей были неоднократно отмечены и крестьяне, при этом в ряде случаев вносимые суммы вполне сопоставимы по объему с купеческими пожертвованиями. В 1873 году крестьянин деревни Переслегино Мологского уезда С.Г. Ивонин на собственные средства (3050 руб.) устроил мужское училище в с. Веретье, а в 1888 году пожертвовал 3000 рублей на женское Веретейскую школу. В последующем его поддержали земляки, жившие в С-Петербурге: по инициативе В.А. Патрухина была открыта между ними подписка в пользу мужского Веретейского училища. И хотя сумма эта не превышала 150 рублей это была ежегодная материальная помощь на содержание данного учебного заведения[viii].

Мотивация в деятельности благотворителей в сфере развития народного образования могла быть самой различной. Кроме гражданского идейного подвижничества здесь бесспорно играла роль повышенная религиозность. Прежде всего это относилось к старообрядцам, у которых передача средств религиозной общине и обществу являлось главной нравственной целью предпринимательства, Именно в деле, одновременно земном и духовном, лежали истоки «внутренней» и «внешней» благотворительности староверов. И.И. Синицын, выявлявший «раскольников» в Ярославской губернии, докладывал о характере огромных «капиталов и средств промышленности», находившихся в распоряжении старообрядцев: «Владельцы их не более как экономы, кассиры, действующие как бы на правах безотчетных прикащиков: их капитал есть собственность веры и общины»[ix].

Как уже говорилось выше главным препятствием для благотворительности в сфере народного образования была позиция официальных властей, всеми способами пытавшихся ограничить активность общественности. Между тем и сами действия пожертвователей нередко были далеки от идеала. На съезд учителей и деятелей средней школы, состоявшийся в 1906 году приходили сообщения, что наряду «со стремлением открывать школы, где можно было бы осуществлять идеи Всероссийского союза учителей, возникают и иные, с чисто коммерческими целями, причем иногда устроители их для привлечения учеников не брезгают никакими средствами»[x]. О другом негативном факторе говорил известный представитель передовой педагогики В. Чарнолуский: «За видимой бескорыстностью деятелей просветительских организаций подчас на самом деле кроется и личное честолюбие, и карьеризм, и еще чаще та же «бескорыстная работа на пользу народного образования» является просто одной из красивых форм времяпрепровождения обеспеченных материально слоев общества»[xi].

Еще более сложными оказывались ситуации, когда благотворительность исходила от крестьян. В земских источниках неоднократно отмечены случаи, когда сельские жители выступали с инициативой постройки школ не из-за чистого честолюбия (название учебного заведения именем учредителя), а при особых условиях. А именно: представитель сельского сообщества предлагал осуществить совместное финансирование с местными органами самоуправления. Последние предоставляли беспроцентный кредит на 10-15 лет в сумме до 2 тысяч рублей. Крестьяне-подрядчики нередко, взяв ссуды на строительство школьных зданий не выполняли своих обязательств по срокам, а произведенные постройки часто оказывались непригодными. Нарушались со стороны «благотворителей» и условия контракта по возврату беспроцентных пособий. В других случаях сельские жители – собственники помещений, сознавая безвыходное положение земств, не стеснялись требовать повышения арендной платы, отказывались исполнять свои обязанности по ремонту и отоплению школ. Как указывалось в отчете Вятского земства (Даниловский уезд) «случалось, что хозяева помещений, проживая с семейством в том же здании, вмешивались в школьную жизнь, мешали занятиям, загрязняли школьные комнаты, занимали их летом для своих надобностей, невозможно грубым отношением с учителями оскорбляли их»[xii].

Тем самым, инициатива предпринимателей в деле организации системы народного образования  во многом позволяла достичь положительных результатов при согласовании с государственными и общественными интересами.

 

Примечания

[1] © С.Н. Кузин, 2010

[i] Краткий систематический свод постановлений по народному образованию уездных и губернского собраний Ярославской губернии за 1915 год. Ярославль. 1916. С. 6.

[ii] Историческая записка о двухклассной Селищенской ЦПШ Ростовского уезда. Ярославль. 1909. С. 14.

[iii] Очерк деятельности Даниловского уездного земства по народному образованию. Ярославль. 1905. С. 35.

[iv] Краткий систематический свод постановлений по народному образованию С. 41.

[v] Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 549. Оп. 2. Д. 484. Л. 8.

[vi] ГАЯО. Ф. 549. Оп. 2. Д. 484. Л. 10.

[vii] Краткий систематический свод постановлений по народному образованию С. 6.

[viii] Очерк деятельности Мологского уездного земства по народному      образованию. Ярославль 1907. С. 25.

[ix] См. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. 1992. С. 32.

[x] Съезд учителей и деятелей средней школы. М. 1907. С. 13.

[xi] Чарнолуский В. Частная инициатива в деле народного образования.   СПб. 1910. С. 68.

[xii] Очерк деятельности Даниловского … С. 39

Вернуться к оглавлению V Международной научной конференции

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку