Л.Г. Дейч

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >


Л.Г. Дейч

1926 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Л.Г. Дейч

Священник Георгий Гапон

Дейч Лев Григорьевич

VI.

Несмотря на нанесенную Гапону отказом обиду, он, однако, не порвал своих отношений и с социал-демократами и по-прежнему заходил к Плеханову, ко мне и к другим товарищам. К Георгию Валентиновичу его, как он мне сам неоднократно заявлял, влекло в сильной степени, несмотря на горькую подчас правду, которую ему приходилось выслушивать. Но при всем своем равнодушии к теории, Гапон не мог не ценить выдающихся черт своего «глубокоуважаемого учителя», как он называл Плеханова, хотя едва ли прочел целиком даже какое-нибудь небольшое его произведение. Как ни неприятны были Гапону едкие замечания Г. В. по поводу его выступлений, он все же замечал, что от плехановской критики ему кое-что перепадает. К тому же у него должно было являться естественное желание время от времени побывать в среде людей, многим отличавшихся от тех, между которыми он постоянно вращался за границей.

То, что он посещал меня, я объясняю просто желанием провести час-другой с человеком, по-видимому, охотно выслушивавшим его рассказы о прошлом и о всяких видах его относительно будущего. Меня же Гапон решительно никогда ни о чем не расспрашивал, не потому, что ему нечего было узнать от меня, а единственно, думаю, потому, что ему доставляло большое наслаждение самому говорить. Он интересовал меня, как тип, как баловень случая, сразу выдвинувшего его далеко вперед и превратившего его чуть ли не в сказочного героя. Слушая его повествования, подчас невероятные и, во всяком случае, незаурядные, мне хотелось узнать характер этого оригинального священника, проникнуть в его душу и, по возможности, отгадать его будущее. Я внимательно всматривался в черты его смуглого, почти цыганского типа лица, с черными, сидевшими глубоко глазами, в которых можно было скорее прочесть выражение хитрости, лукавства, чем ума. От природы Гапон, несомненно, был умен, очень способен и, в некоторых отношениях, быть может, не без дарований. Он также обладал значительной долей настойчивости, энергии и занял бы, вероятно, видное место на любом поприще.

На вид лет за тридцать, с черными закрученными усами, элегантно одетый, с хлыстиком в руке, Гапон совершенно не напоминал недавнего русского священника; он скорее походил на фатоватого представителя южных рас. С первого взгляда он производил впечатление жестокого, сухого и подозрительного человека. Но появлявшаяся в разговоре на лице его симпатичная улыбка резко изменяла впечатление: тогда казалось, что беседуешь с человеком вполне искренним и бесхитростным. В действительности же Гапон принадлежал к тому типу, о которых говорят: «он — себе на уме». Он, несомненно, тогда искренно сочувствовал нуждавшимся массам и был способен, под влиянием настроения, пожертвовать для них даже своей жизнью; но вместе с тем он далеко не был аскетом, ригористом и не прочь был взять от жизни все, что она могла ему дать.

Не знаю, действовало ли у меня предвзятое уже представление, ввиду его прошлого, но во всем происшедшем с ним, мне всегда казалось что-то фантастическое, сказочное. Мне с трудом верилось, что предо мною тот самый поп, имя которого одни проклинают, а другие, наоборот, окружают необыкновенным ореолом.

— «Какова-то будет твоя дальнейшая судьба? Удержишься ли на той высоте, на которую так быстро поднялся, или так же скоро спустишься вниз, забытый и оставленный всеми, как это за время моего участия в революционном движении уже случалось со многими, становившимися «героями на час»? — Подобные мысли, помню, не раз приходили мне в голову, когда я слушал его рассказы. Увы! Дальнейшая судьба его, в которой, как и в предыдущей, «человек с ножницами» играл видную роль, показала, что он не мог долго удержаться на достигнутой им высоте, что и он также оказался лишь «героем на час». Но в описываемое мною время самому проницательному человеку не могла прийти на мысль та ужасная трагическая развязка его жизни, которая ожидала его в недалеком будущем...

 

Вернуться к оглавлению

Л.Г. Дейч. Священник Георгий Гапон. Из книги: Провокаторы и террор. Тула, 1926 г.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку