Петр Дик

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >


Петр Дик

2000 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Петр Дик

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

 Учебник

РАЗДЕЛ II

ТИПЫ РЕЛИГИЙ

10. НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ СОВРЕМЕННОСТИ

«Нетрадиционные культы», «религии ХХ века», «неорелигии», «внеконфессиональные верования», «молодежные культы» - вот далеко не полный перечень наименований религиозных явлений второй половины ХХ века, получивших распространение преимущественно в США и Западной Европе. Существует много попыток объяснения причин и сущности феномена – от всеобщего кризиса религии до ее реставрации. Большинство религиоведов сходятся в мнении, что эта вспышка религиозного и околорелигозного творчества, наблюдаемое средствами современной теории, достаточно редкое явление культуры, когда группы людей (как правило, молодых и энергичных), нуждающихся в религии, но не находящих себя в существующих конфессиях, творят бога буквально по своему образу и подобию. Быть может, на наших глазах происходит процесс рождения новой квазимировой религии, а может быть религия приобретает форму, пока неизвестную культуре.

По типу организации одни из нетрадиционных культов являются типичными сектами, другие напоминают свободные объединения интеллектуалов. В деятельности новых религий прослеживается использование современных технологий бизнеса, межличностного общения, политики. Существует достаточно много типологий культов, поскольку трудно найти общее в основаниях феномена. Чаще всего основанием классификации выбирается религия и выделяют: новое колдовство («неооккультизм»), новые восточные («неоориенталистские»), новые западные («неохристианские») культы. Широкое использование в культе и организации новых религий современных научных достижений позволяет религиоведам выделить «научные («сциентистские») культы, другие утверждают, что сциентизм и антисциентизм – одна из ведущих характеристик любого культа ХХ века. Исследователи отмечают переплетение элементов восточных и западных религий, традиционной магии и новейшего спиритизма в большинстве молодежных культов. Мнения религиоведов, культурологов пересекаются в признании синтетического, синкретического в культах. Ценностное восприятие феномена является типичным для новых культов: сторонники считают их высшим и единственным проявлением истины, противники – представители традиционных конфессий и светской культуры – называют проявлениями антигуманизма и бездуховности. Противоречивая, порой недостоверная информация, исходящая от сторонников и противников нетрадиционных культов, значительно затрудняет объективное изучение феномена.

В конце 1978 года агентство Ассошиэйтед Пресс на основе традиционного опроса объявило главной сенсацией года самоликвидацию «Народного храма» в Джонстауне (Гайана). Материалы с впечатляющими фотографиями помещались на первые страницы известных изданий планеты. Казалось невероятным, что в последней четверти ХХ века свыше девятисот американцев, в том числе детей, приняли яд и погибли по призыву своего религиозного лидера-мессии Джима Джонса. Появился соблазн считать событие реальной перспективой всех культов: только в США их было свыше тысячи.

Первая проблема, это проблема источников. О культах пишут журналисты соответствующим языком, существуют издания «религий нового века» и их религиозных оппонентов. Налицо тенденциозность. Теоретический анализ феномена, как и религии в целом, также зависит от мировоззренческой позиции исследователя или школ. Прежде всего отмечается, что современные религиозные искания существуют в множестве форм – от научно-просветительских групп до авторитарных замкнутых организаций. Последние, естественно, вызывают тревогу. В авторитарных группах есть харизматический лидер-мессия, характерны ожидание близкого конца света и интенсивная подготовка к нему организацией жизни последователей (жизнь общиной, духовная изоляция и т.п.), задачей группы зачастую объявляется спасение человечества.

Исследователи обращают внимание на эклектический характер идеологии культов, специфическое социально-психологическое содержание и стремительность распространения по всей планете. Природу «религий нового века» объясняют с позиций религиоведческого, культурологического, экономического, психологического, конфликтологического и других подходов. Возраст последователей, наряду с другими особенностями культов, позволяет достаточно аргументированно рассматривать их в рамках «молодежной контркультуры». Мистический, антитехнический, ориентированный на внутренний мир человека и освящения природы характер культуры Востока, пожалуй, оказался более приемлемым для молодого поколения стран, пострадавших от негативных последствий индустриальной культуры Запада, основанной на утилитаризме и рационализме. К тому же  восточные религии, в отличие от традиционного христианства, охватывают все сферы жизни человека.

При всем разнообразии вероучений различных культов их объединяет активное неприятие образа жизни остального общества и апокалиптические настроения. Для большинства культов характерна оценка современного общества как общества материального, технологичного, бездушного, «железного», - забывшего высокую духовность. Чтобы вырваться из его засасывающего влияния, необходимы энергичные усилия по созданию иного образа жизни, иной коллективности. Бескорыстное спасение всего мира от катастрофы приобщением к новым истинам и образу жизни, безусловно, имеет привлекательность для социально активного возраста с небольшим житейским опытом – молодежи. Психологи обращают внимание на психотехнику, применяемую в новых культах. Методом «бомбардирования любовью», организацией взаимоотношений и интенсивного повседневного поведения в коллективе кардинально перестраиваются прежние убеждения. Так, представители «Народного храма» благодарили Д. Джонса не только за жизнь в коммуне и добываемую собственным трудом пищу, но и за погоду. Обращаясь к  Прабхупаде, кришнаиты называли себя «комьями грязи» и просили извинить за собственные умы, «похожие на собачьи». Руководитель общины не просто замечательный «босс», он единственный «спаситель» человечества. Статус лидера позволяет насаждать в принципе любые порядки, поскольку люди, живущие в замкнутой коммуне в условиях прямых запретов и репрессий, в атмосфере слежки и добровольного доносительства, подавления инициативы и самостоятельности не могут противостоять действиям «команды мессии». Вступая в культы для самореализации личности, люди становятся «либо растениями, либо самоубийцами», -  свидетельствуют психологи-депрограмматоры. Идеология культов выступает не против рационализма и интеллекта, а против самостоятельного размышления.

Какова же связь контркультуры с феноменом культомании? Понятие «кризисный культ» ввел в этнологию американский исследователь В. ла Бара. Он определяет понятие как любую группу реакций на кризис, имеющих «культовый характер». Исследователь отметил такие особенности религиозных образований, как наличие харизматического лидера, создающего в группе тотальное единомыслие и жесткую дисциплину. Новые культы подтверждают идею, что обесценение догматов традиционной  церкви не всегда подрывает религиозность. Нередко оно вызывает потребность в новой форме мистики. Соответственно, официальная церковь должна ориентироваться не столько  на идеологическое преследование культов, сколько на поиск социальной активности в направлениях и формах, приемлемых для приходящих в коммуны «религий нового века».

Неохристианское движение неоднородно по своему составу. Исследователи выделяют минимум пять основных направлений. Первое – «христианские хиппи». Это небольшие общности, возникшие в США в начале 60-х годов в окрестностях Сан-Франциско. Они вели активную миссионерскую работу и разрабатывали христологию. Второе направление составляет община «Дети бога». В организационном отношении она оказалась устойчивее хиппи. Жесткую иерархическую структуру с развернутой идеологией возглавил Дэвид Берг. На середину 70-х годов этот культ, по данным американской прессы, объединял около десяти тысяч человек разных стран в 120 общинах. Проповедуя любовь, Берг управлял международной организацией, опираясь на помощников. По терминологии общины «Дети бога» - офицеры и руководители духовной революции за возвращение к примитивной вере и к простой жизни предков в атмосфере мира, истины и любви. Революционеры духа открывают общины для тех, кто хочет помогать другим. В 1978 году культ переименован в «Семью любви». Для руководящего состава официально введена полигамия. Третье направление неохристианства – прямые люди, искренний народ – выходцы из студенческой среды. «Искренние» в своем поведении придерживаются пуританизма, отличаются активностью. К 1977 году в США насчитывалось около 600 тысяч искренних (или прямых). Четвертое направление составляют священники христианских церквей, которые стремятся усовершенствовать христианство на путях модернизма. Пятое направление – «Церковь объединения» – существует с 1954 года.

Богоискательство культов неохристианства пока не привело к созданию теологической доктрины. Исследователи отмечают низкий уровень информированности последователей в догматах христианства, наличие синкретизма. Тем не менее, центральное место в новом движении занимает христология. Мессия божественен и погружен в мирские дела. Иисус открыт для целительного соприкосновения без всяких обрядов и таинств, он может прийти в любой день. Библия непогрешима, в ней вся мудрость человечества. Для спасения необходимо восстановить забытое откровение. Молодежи необязательно идти в традиционную христианскую церковь, поскольку служители христианства увлеклись формой и забыли о личном контакте с Богом. Неохристиане верят в чудеса, ясновидение, телепатию, близость судного дня.

Значительно большей известностью пользуются религиозно-мистические искания восточной ориентации. Религиозно-философская мистика Востока проникает через направления философии и психологии, эстетики и художественного творчества, мистифицированной психотерапии, а также посредством восточных культов. Неоориентализм – наиболее экзотическое направление в современной нетрадиционной религиозности. К первооткрывателям нового ориентализма относят Н.Рериха, Р.Роллана, О.Хаксли. Их привлекли малоизвестные в Западной Европе учения древней Индии и Тибета. Д.Т.Судзуки, А.Уоттс, К.Хемфриз ограничились дзэн-буддизмом. Дзэн явился первой классической нетрадиционной религией. Популяризация дзэна содействовала последующему распространению других направлений буддизма и индуистских культов. Третью группу поклонников мистики Востока составили литераторы Г.Гессе, Д.Сэлинджер, Керуак и другие. На роль новой религии для современного мира претендовали веданта, сикхизм и особенно кришнаизм.

Концепция спасения, свойственная неоориентализму, часто сочетается с представлением о пришествии миссии, появившемся в лице божественного основателя культа. Новый ориентализм пропагандирует сравнительно спокойный, эволюционный путь спасения, который должен приобщить верующего к божественной реальности, трактуемой начиная с общих абстракций и завершая чувственной мифологической картиной рая. Мистическая трансформация личности, во-первых, ориентирует последователя на восприятие действительности как иллюзии, во-вторых, на вселенское всемогущее божество. Согласно древней религиозно-философской традиции Востока, приобщение верующего к божественной реальности на пути спасения осуществляется в двух формах. В новом ориентализме они объединены в просветление «здесь и сейчас».

Наиболее представительное течение составляют культы и религии, связанные с индуизмом. Исследователи объясняют это рядом моментов. Во-первых, неоиндуизм знает веру и в безличное божество, и в его земных представителей – аватар и гуру. Во-вторых, древний индуизм ассоциируется с естественной социальностью. В-третьих, воспринимается как ценность личной жизни, возможность пробуждения божественного начала в человеке. В-четвертых, социальный идеал индуизма представляется более здоровым образом жизни.

Буддистские влияния составляют второе по значимости направление неоориентализма. Наряду с пропагандой философско-этических воззрений буддизма распространились его разновидности – дзэн, тантризм и другие. В отличие от якобы устаревшего христианского наследия, неспособного служить интересам современного человека, реалистическая религия Будды способна дать западному человеку прочную религиозную основу. Буддистские религиозно-философские искания рассматриваются залогом сохранения религиозности (духовности) в условиях кризиса официальной христианской церкви.

Одно из направлений неоориентализма видит свое начало в исламе. Оно сравнительно малочисленно и разрозненно (бехаизм, сабуд, культ Мехера Баба, суфизм). Самый авторитетным является суфизм, это объясняется связью суфизма с древними эзотерическими учениями, с мистическими сектами индуизма и буддизма, с христианской мистикой средневековья, - то есть восприятием современного суфизма как универсального мистического учения.

В неоориентализме выделяются школы, ориентированные на формирование религиозно-философских воззрений; культы с преобладанием ритуально-обрядовой практики; секты, регламентирующие жизнь последователей; организации, воздействующие на различные сферы общественной жизни. Социальная роль неоориентализма состоит в мессианском спасении Запада, объективно дополняя или заменяя господствующую религиозную традицию в вероучении, мистической религиозности, в культовой практике. При всем разнообразии неоориенталистской культовой практики она сводится к трем основным формам: мистифицированной психотерапии, попыткам предвидеть будущее и повлиять на его, к освящению образу жизни верующего. Деятельная активность привлекает и христианских традиционалистов, изыскивающих средства укрепления церквей.

Влияние неоориентализма продолжает расти благодаря потребности в нем у социальных групп населения бывших социалистических стран, а также организационно-пропагандистским усилиям и значительным финансовым возможностям, которыми располагают крупные «новые религии века». Если в первые десятилетия существования на Западе культы были элитарными, то в 70-80-х годах неоориентализм, как и нетрадиционные религии в целом, значительно демократизировался. Это средний класс, студенческая молодежь, рабочие. Восточные культы распространяются в крупных городах, но охватывают и провинцию. Происходят изменения и в нетрадиционных религиях: появляется новое в вероучении, культе, организации; растет авторитет одних и сокращается влияние других. В культурном пространстве постсоветских стран растет сопротивление распространению «новых религий века» прежде всего со стороны православия и ислама.

Наиболее известные в мире и СНГ «религии нового века» – церковь объединения, кришнаиты, общество «Трансцендентальной медитации», бахаи (бехаи).

Церковь объединения. Полное самоназвание «Церковь Святого Духа за Объединение Мирового Христианства». Основателем является южнокорейский проповедник Сан-Мен Мун (род.1920). Первые последователи Муна появились в сороковые годы, в настоящее время насчитывают до 2 млн. последователей в 160 странах мира. Определенная Богом цель человека, учит Мун, состоит в достижении личного совершенства, создании идеальной семьи и совершенствовании своего владычества над миром. Мун почитается как мессия.

«Международное общество Сознания Кришны».  Основатель – индийский проповедник Абхай Чарин Де (1896-1977), ритуальное имя Прабхупада – изложил учение в книге «Бхагават – гита как она есть» и других работах. Главное имя Бога – Кришна (Всепривлекающий). Остальные Боги всех религий его воплощения или полубоги. Кришнаиты называют себя вайшнавами (преданными Богу). Цель культовой практики – научиться смотреть на мир глазами любви к Кришне. Практикуется индивидуальная и коллективная медитация – воспевание мантр. Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах) под руководством гуру (учителя) – воплощения Бога.

С 1958 года существует общество «Трансцендентальной медитации». Культ состоит в сеансах выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистических слов на санскрите. Основатель Махариши (великий мудрец) Махет Брасад Варна утверждает, что выход из общественных противоречий заключается в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, на планете утвердятся взаимопонимание и мир.

Культ бахаи (бехаизм), в отличие от большинства культов современности возник в середине XIX века среди последователей мусульманского бабизма (Ирак). Основатель Мирза Хусейн Али, принявший имя Баха-Улла (Бехаулла) – «Блеск Божий»,  «Слава Божия», - сформулировал основные идеи космополитического культа. Религия утверждает Бехауллу посланником Бога, современным Мухаммедом. Последователи бахаи отказываются от насилия, утверждают пацифизм, заботу о духе и теле, провозглашают новую цивилизацию с высшей религией – религией бахаи в основе. Эта цивилизация не знает расовых и патриотических предрассудков, неравенства женщины, нищеты и насилия, утверждает политические свободы, союз Востока и Запада. Значительное влияние уделяется пророчествам. Вероучение бахаи служит основанием для отнесения конфессии к мировым религиям.1

Московская школа светского религиоведения относит к распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на основе российской культуры, Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета, последователей учения Порфирия Иванова.

В Казахстане в крупных городах действуют общины бахаи. Центр находится в  Алматы. Небольшие общины кришнаитов действуют с 80-х годов, самая крупная община в Алматы. Три небольшие общины Церкви объединения. Движение «Трансцендентальная медитация» в Казахстане зарегистрирована под названием «Благотворительная ведическая организация Махариши» в качестве общественного, а не религиозного – как в США – объединения. Есть последователи учения Порфирия Иванова, как правило, признающие себя не конфессией, а сторонниками здорового образа жизни.

На территории республики действуют многочисленные миссионеры указанных выше и других нетрадиционных культов, поэтому вполне реальна возможность образования новых групп и общин «культов ХХ века» в крупных городах страны.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл. XII.

Основы религиоведения: Учеб. М., 1998. Гл. XI.

Современные нетрадиционные формы религии и мистики./ Вопросы научного атеизма. Вып. 32. М., 1985.

Трофимов Я.Ф. Религия в Казахстане. Учеб.пособие. С.90-107.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Изложите варианты объяснения нетрадиционных культов современности.

Охарактеризуйте «неохристианское» направление новых культов.

Каковы особенности неоориентализма?

Как представлены нетрадиционные культы в современном Казахстане?

1 См., например: Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. С. 41, 135.

Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000.


 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку