Александр Франгуланди

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ф >


Александр Франгуланди

1991 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Франгуланди

Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет

РАЗДЕЛ 7. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Этот период - обширная и страшная глава в жизни не только понтийских греков, но и всех народов на территории бывшей Российской империи, получившей после 1917 года название Союза Советских Социалистических Республик (или кратко - Советского Союза). Как я уже говорил, цель данной книги шире, чем показ судеб именно понтийских греков. Не затронув истории всей страны, истории соседних с греками народов, не возможно понять удивительные перипетии жизни самих понтийских греков. Более того, через призму их судеб я попытаюсь рассказать об удивительном феномене XX века - Советском Союзе. Создание и существование этого государства содержит в себе еще немало частных загадок. Изучение места в истории человеческих обществ, занимаемого Советским Союзом, ведется давно, но в основном учеными вне Союза. Советскими учеными с начала перестройки открыто много белых пятен в его истории. Таким образом, картина довольно быстро проясняется, но до конца, пожалуй, еще далеко.

Неоднократно высказывалась концепция, и она имеет на сегодняшний день наибольшее число сторонников, что Советский Союз - это феномен именно XX века. Наивно оспаривать мысль, что история имеет свою пространственную и временную определенность: Советский Союз существо­вал в XX веке и не может (уже по этой причине) существовать раньше или позже. Речь идет, конечно, не об этом. Историки пытаются показать, что такая система порождена какими-то новыми взаимоотношениями и возможностями человека и сообщества людей, возникшими именно к XX веку. С легкой руки, кажется, Орруэла был введен термин "тоталитаризм", "тоталитарная система". Не отрицая новые и изощренные возможности, которые появились в XX веке (в основном благодаря развитию техники, но не человека) и которые позволили довести тоталитаризм до логического конца, можно утверждать, что тоталитаризм не качественное своеобразие Советской системы, а количественная характеристика подобных обществ. Можно показать на исторических примерах, что общества, подобные советскому, возникают на Земле закономерно, различаясь только степенью тоталитарности и продолжают возникать в наше время, только не в столь грандиозных масштабах.

Такие общества действительно можно  называть тоталитарными, но следует распространить этот термин и на все древние общества, построенные по той же схеме. Для них характерны полное сращивание светской (которая, чаще всего, отождествлялась и с военной) и духовной власти, полная регламентация экономических и социальных сторон жизни всех жителей государства, включая часто, как это ни странно, в существенной мере, и правящий слой. Как показывает история, пропорции между объемами светской и духовной власти в таких государствах могут быть самыми различными. Мы имеем тоталитарный Древний Египет с его всеобъемлющей религиозной и военной властью фараонов, но также имеем тоталитарную империю Чингисхана, в которой ставка делалась, в основном, не на религию, а на военизированную организацию общества.

Можно утверждать, что к тоталитаризму стремились правящие силы почти всех государств древности и немалого числа современных, но в силу разных причин, не всем это удавалось в полной мере. Существующий анализ тоталитарных систем, как мне кажется, грешит отсутствием естественнонаучного базиса. Что я имею в виду?

Сколько бы ни утверждали, что науки, изучающие человека и человеческие сообщества, являются гуманитарными и должны (и как будто имеют) свой "гуманитарный" базис, все труднее становится скрывать, что человек является таким же биологическим объектом природы, как и любое другое животное, и подчиняется всем законам природы, как любой естественный ее объект. Обособление гуманитарных наук было вызвано в свое время не только особенностями объекта исследования, а главным образом религиозным антропоцентризмом. В каждой религии человек - это создание бога и предел его творческих возможностей. Попытки "унизить" человека, поставить его в один ряд с животными и просто считать закономерным объектом творения природы, огнем и мечом искоренялись из сознания общества.

В ХIХ-ХХ веках был найден компромисс между естественнонаучным подходом и религиозным: науки о человеке были обособлены в раздел гуманитарных наук и постулировалось, что здесь действуют не общеприродные, а некоторые "гуманитарные" закономерности. Но при этом возникло противоречие. Если мы исходим из того, что в природе нет ничего кроме природы, а человек только отдельное ее творение, то невозможно не признать, что и в человеческом обществе действуют известные законы природы: закон сохранения энергии, закон возрастания энтропии сложных систем, законы Дарвина существования биологических систем - изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Невозможно ни отменить эти законы, ни заменить их какими-либо другими. Ни "жизненная сила среды" по Вернадскому, ни "пассионарность" общества по Гумилеву, ни т. п. гуманитарные понятия не могут отменить таких характеристик существования человека и общества как энергия и энтропия, случайная изменчивость, борьба за существование, отбор и возникших на их основе инстинктов.

Разве не затраченной работой измеряется стоимость денег (сейчас по общественному договору, а ранее в буквальной смысле слова); разве не являются они, согласно этому, эквивалентом потенциальной энергии и спусковым крючком потока энергии действия?

Когда мы анализируем причины войн, сор, убийств и др. непатологических насилий, то зачем отрицать, что это есть борьба за энергию, а, в конечном счете, за существование. Если в нормальном обществе погибает гораздо больше пьяниц и наркоманов, а проститутки и гомосексуалисты оставляют незначительное потомство, то почему не видеть в этом выщепления дефектных генов. Несомненно, существуют особенности в существовании человеческого общества, но они не отменяют и не ограничивают законов природы, а только накладывают на них коррективы. В подавляющем большинстве случаев это связано с религиозностью, в широком смысле этого слова, и психологическими привычками (моральными законами). Но и то, и другое позволительно обществу только до тех пор, пока это не противоречит законам природы. (Например, у многих первобытных племен существовал обычай уничтожения старых людей и причиной этого был недостаток продуктов питания. То же самое и по той же причине наблюдалось в различных обществах и в более позднее время - в средневековой Японии, например, но сейчас кажется дикостью).

Более того, ученые уже стали задумываться над вопросом влияния взаимодействия надстройки и базиса на историю существования человека. На большом количестве примеров можно показать, что религиозность, идеологические ограничения, психологические привычки (моральные законы)  в том случае, когда они противоречат естественным законам, приводят общество к гибели. Разрушение большинства государств древности связана именно с этим противоречием. Восстания и революции в большой мере также обязаны этому противоречию. Именно благодаря такому ходу событий сама "надстройка" подвергается такому же изменению и отбору в процессе борьбы, как и всякая другая характеристика человека и общества.

О естественнонаучном анализе воздействия на общество идеологий (в частности, марксистской) и пойдет речь далее. Черноморские греки не избегли этого воздействия: значительная их часть - молодые и малообеспеченные люди - верили в марксизм и, по крайней мере, в душе поддерживали его. Судьба понтийских греков, уготованная им марксизмом, будет объектом нашего внимания в последующих главах.

Глава 1. Древний феномен XX века.

Глава 2. Вожди и массы.

Глава 3. Понтийские греки и революция.

Глава 4. Начало коммунистического пути.

Глава 5.  Предопределенность.

Глава 6. Переселение.

Вернуться к оглавлению

Александр Франгуланди. Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Сухум, 1991.


Далее читайте:

Греки, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку