Александр Франгуланди

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ф >


Александр Франгуланди

1991 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Франгуланди

Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет

РАЗДЕЛ 7. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Глава 3. Понтийские греки и революция

По-видимому, в разных регионах отношение понтийских греков к революции и взаимоотношение с революционной властью были разными. Никаких сведений об участии азовских греков в революции я не имею. Могу только предположить, что массовым это участие быть не могло, поскольку большая часть азовских греков принадлежала к крестьянам. Но наверно, как и другие крестьяне, они немало потерпели от революционеров и их соперников в процессе гражданской войны, которая особенной ярости достигала как раз в тех местах. Впрочем, что примечательного могло отложить в жизни маленькой общины это безумие - право же не знаю. Язык не поворачивается хвалить тех, кто участвовал в уничтожении себе подобных ради уродливой идеи диктатуры пролетариата. Перечислять убитых - тоже не похоже на историю. История революции, грустная история. Революция ничего не привнесла в жизнь людей нового; она только нарушила пусть жестокий, но, тем не менее, закономерный ход событий. Вот об этом разрушении мы и будем здесь писать, чтобы вызвать у людей отпор проповедникам религиозного счастья.

О "разрушениях" в жизни кавказских понтийских греков мне известно гораздо больше, но их судьба мало, чем отличалась от судеб многих других народов или групп народов Советского Союза. У каждого была своя мера трагичности, и мерить ее терминами "больше" - "меньше" просто не этично. Скажу даже больше, употребляя слово "счастье" в этом контексте как относительную меру боли: греки оказались счастливее, чем миллионы русских и украинцев, умерших в Поволжье и на Украине от голода, счастливее миллионов расстрелянных донских и кубанских казаков и многих других - ведь греки, в большинстве своем, все-таки остались в живых.

1917 год для греков Закавказья прошел без особых потрясений. Связано это было с двумя факторами. Во-первых, революция сюда еще не докатилась. Во-вторых, основная масса руководителей большевиков Закавказья боролась за власть в России. В Грузии же были сильны позиции меньшевиков, социал-демократов, как и большевики, но не признающих диктатуру пролетариата, а считающих, что революция может ограничиться только свержением самодержавия. И ни в чем нельзя было бы упрекнуть меньшевиков Закавказья (Грузия, Армении, Азербайджана), если бы не их ярый национализм, доходящий до оголтелого шовинизма.

Сами греки принимали в революционном движении незначительное участие, поскольку многие из них сами были мелкими собственниками и крестьянами. Кроме того, существовал некоторый языковый барьер, а также некоторая этническая обособленность от остального населения, ибо греки, в основной своей части, считались подданными Греции.

Но большая часть греков, особенно деревенских (составлявших основную их массу), были бедны и уже по этой причине, несомненно, сочувствовали марксизму. Об этом я могу судить по их воспоминаниям. Зажиточные греки, обычно и более образованные, лучше разбирались в ситуации и, судя по всему, критически оценивали обещания марксистов. Но сопротивления марксистскому движению они не оказывали. Часть из них разорилась; некоторые сохранили средства, но и те, и другие в большинстве своем эмигрировали в Грецию.

В это время основные закавказские страны - Грузия, Армения и Азейрбайджан - объединились в одну Закавказскаую республику. Благодаря национализму и отсутствию "главных" большевиков, меньшевики Закавказья сумели при поддержке Временного правительства России занять на выборах большинство мест в Закавказском парламенте (Совете) хотя часть кресел все же досталась большевикам. В 1918 году, пользуясь своим большинством, меньшевики сумели почти полностью вытеснить большевиков из Советов различного уровня и подавили все их легальные организации. В феврале 1918 года был созван Закавказский сейм из представителей пробуржуазных партий (их всех большевики именовали "меньшевиками" и "контрреволюционерами"). Закавказский сейм не принял участия в известных Брестских мирных переговорах с Германией, в дальнейшем не признал Брестского договора и попытался сам заключить с Турцией, входившей с Германией в союз, сепаратный мирный договор. Но турки не пошли на это и, вторгшись в Грузию, заняли Батум, Озургети и грозили Тбилиси. Тем не менее, Закавказский сейм отделил Закавказье (т.е. три республики) от Советской России и объявил здесь независимую Федеративную республику Закавказья. Но под влиянием внутренних экономических и национальных противоречий эта федерация распалась через 35 дней после этого с образованием отдельных государств Грузии, Армении и Азербайджана.

26 мая 1918 года "меньшевики" объявили Грузию независимой республикой. К власти здесь пришло, по терминологии большевиков, буржуазно-националистическое правительство. Трудно сказать, в каком смысле оно было буржуазным, но его национализм действительно проявился очень скоро в непризнании прав соседних народов в частности, Абхазии и Юго-Осетии. Правительство это было признано Германией (28 мая) и Турцией. По мирному договору [33] с Турцией от 4 июня 1918 года к ней отходили Аджария, Ахалкалакский район и часть Ахалцихского. Для противодействия России правительство Грузии пригласило германские войска. Но в ноябре 1918 года в Германии произошла буржуазная революция и в декабре 1918 года германские войска покинули Грузию. Вместо них были приглашены английские войска Антанты. Разрыв связей с Россией сказался на снабжении Грузии. В некоторых районах доходило до голода.

После завершения гражданской войны в России Советское правительство направило свои войска в Закавказье якобы на помощь народу, возглавляемому большевиками. Подробности этой акции, которую Грузия сейчас называет оккупацией со стороны России, недостаточно известны. Но сомневаться в неправомерности действия Советского правительства не приходится. Правда, говорить об оккупации именно Россией, не правомерно, ибо войска подчинялись коммунистическому, а не русскому правительству, и включали в себя наряду с русскими лиц самой разной национальности.

Греки не принимали участия во всех этих войнах и революциях, их до поры до времени никто не трогал. Сохранился моментальный снимок - воспоминание о приходе в Абхазию в 1921 году советских войск. Одну из квартир в нашем доме занимал известный здесь меньшевик Арабелидзе. Советские войска двигались из Краснодарской области, со стороны Сочи, и когда они заняли пос. Гудауты, в Сухуме об этом стало известно. Арабелидзе спешно уехал в Грузию, оставив в квартире всю мебель. Вошедшие в город военные части расположились в свободных квартирах; в том числе в квартире Арабелидзе расположилась рота солдат во главе с офицером. Одеты все были в военную форму. (Офицер почему-то был с женой и с маленькой дочкой и расположился в отдельной комнате). Солдаты были молоды (лет 20-25), но вели себя корректно. Для отопления жгли мебель, оставленную Арабелидзе. В подвальном помещении военные устроили небольшой склад продуктов. Сюда постоянно привозили свежеиспеченный хлеб, и здесь хранились банки консервов - фасоль с мясом заграничного производства. В это время в Абхазии было голодно. Офицер и солдаты иногда угощали продуктами своих соседей. Недели через 2-3 военные ушли дальше в Грузию.

Установление Советской власти не сопровождалось никакими эксцессами по отношению к грекам и к другому населению. Но по рассказам, преследования меньшевиков продолжались довольно долго. Некоторым приходилось скрываться в горах; некоторые уходили в Турцию или уезжали в другие страны. Насколько мне удалось установить случаи экспроприации имущества у богатых имели место (часть помещиков-дворян также ушла за границу), но как будто не столь кровавые, как в России. Грузии, и в частности, грекам здесь повезло в том, что в 1921 году, вскоре после установления Советской власти, была объявлена новая экономическая политика (НЭП). Была разрешена мелкая и средняя предпринимательская деятельность на достаточно выгодных условиях. Продолжали функционировать те же магазины и мелкие предприятия, открывались новые. В это время заметное влияние приобрели на побережье Грузии греки, в довольно большом числе переехавшие в 1915-1918 гг. в Грузию (точнее, тогда еще в Российскую империю) из Понта. Но по воспоминаниям стариков, национальный состав побережья был очень разнообразен: здесь жили греки, армяне, мегрелы, грузины, абхазы, черкесы, турки, персы, русские, даже эстонцы, немцы, болгары, молдаване (в Абхазии) и другие в меньшем числе. Особых национальных проблем не было, ибо в то время основой статуса человека были деньги, капитал - естественный и, пожалуй, единственный в своем роде эквивалент трудоспособности человека. Со времени революции по мере претворения в жизнь пресловутого лозунга "права наций на самоопределение", национальный состав начал меняться в зависимости от того, какая нация на данной территории начинала "самоопределяться".

Примером того, как можно, казалось бы, из правильных побуждений, привести людей к несчастыю, является марксистско-ленинский лозунг "права наций на самоопределение". Здесь, как и во многих других случаях, марксизм поменял местами общее и частное. Несомненно, что люди должны иметь право объединяться, определяясь по признаку нации, также как и по любому другому. Но это не должно означать, что национальные права могут быть выше любых других прав человека, или, в общем, выше его гражданских прав, ибо права нации это только частный случай гражданских прав. Если эти права провозглашаются основными, то все остальные гражданские права становятся второстепенными, подчиненными. Другими словами, право наций на самоопределение подразумевает скрытый национализм. При том невежестве, который был характерен для пролетариев-коммунистов, этот лозунг иначе, как правомерность получения преимуществ одной нации над другой, и не мог пониматься, тогда как государство, в котором людям должны быть обеспечены все возможности для свободного развития, должно быть основано на "праве граждан (а не наций) на самоопределение".

Надо сказать, национализм (как любая другая доктрина "веры") не мог себя откровенно проявить в государстве с другим господствующим символом веры, в данном случае, в коммунистическом. Коммунисты не позволяли этого до той поры, пока были сильны. Но идея "права наций на самоопределение" позволяла осуществлять национализм скрытым путем. Началось все с политических органов управления высшего эшелона власти, затем стало опускаться все ниже, пока не дошло до должностей заведующих всех типов. Одновременно происходила "национальная"  оккупация и экономически влиятельных должностей: начиная с министров и кончая заведующими магазинами, складами, лавками, бензоколонками и пр.

С 1918 года по 1937 год в органах управления нижнего эшелона политической власти в Закавказье и особенно экономики было немало специалистов разных национальностей: русских, армян, греков и пр. Сказывался недостаток в собственных профессиональных кадрах. Следует отметить, что, согласно ленинизму и его практике, управление государством не рассматривалось как профессия с соответствующими ее атрибутами - образованием и опытом. Министры назначалась в первую очередь по их партийной благонадежности ("кухарка должна уметь управлять государством" - это установка воинствующего невежества). Но обойтись без профессионалов-исполнителей они не могли. В дальнейшем был брошен лозунг подготовки национальный кадров. Ущербность лозунга - подготовка по национальному признаку, а не по деловым качествам - понятна с первого взгляда, но еще более ущербна была подготовка этих кадров, не имеющих хорошей школьной базы. (Тем не менее, были и среди них толковые люди, хотя основная масса имела весьма средний образовательный ценз).

В результате осуществления всех этих мероприятий доля ненациональных кадров снижалась, пока не застыла на минимуме. В дальнейшем я еще вернусь к истории этого вопроса, а сейчас расскажем о дальнейшей судьбе греков.

Немало сведений об этом содержится в книге Н.Н. Иоаниди [24] (с.28, 33, 35). Они касаются греков Абхазии, но характерны для всей Грузии. Приведем выдержки из этой книги:

(с.28): "Окончание I мировой войны, территориальные приобретения Греции и ее участие в военной интервенции против Советской России, постоянно увеличивающаяся нестабильность Грузинской демократической республики, а также хозяйственная разруха вызвали волну выезда (греков), тем более, что некоторые аспекты национальной политики Грузии, особенно языковые, способствовали этому. Так, например, из 150 служащих комиссариата Абхазии и подведомственных ему учреждении греков было только 2 - сортировщик табака и кладовщик. Ряд документов содержит сведения об эмиграции греков. Так, протокол ревизионной комиссии Народного совета Абхазии говорит об эмиграции греков в 1919-1920 гг. и организованном Министерством Демократической Республики Грузии вселении на их место грузин, сванов и мегрелов, что вызвало недовольство представителей абхазского населения в Совете. Подтверждают массовую эмиграцию и документы Сухумской городской управы о закрытии греческой школы в с. Яштух. 1 марта 1920 года земельная управа Гумистинского уезда фиксирует массовый выезд греческого и армянского населения в Грецию и Турцию... Отсутствие конкретных сведений не позволяет с достаточной достоверностью определить причины массового выезда. Предположительно можно считать, что, в основном, судя по определению "беженцы" (в официальных документах - АВТ.), выезжали лица, переселившиеся в Абхазию в 1915-1917 гг." (Массовый выезд греков характерен в это время не только для Абхазии, но и для Аджарии - АВТ.).

Напуганные революцией, начали уезжать и богатые местные греки. Их количество сейчас трудно установить, но по свидетельству старожилов, уехала основная масса состоятельных греков Грузии.

Массовый выезд греков из Грузии имел место и в 1924 году, когда по согласованному решению Советского правительства и Греции в Сухум и Батум прибыли греческие пароходы специально для вывоза греческих семей.

По расчетам Н.Н. Иоаниди [24] (с.36) "общее число греков выехавших из Абхазии с 1923 г. до мая 1937 года - около 9 тысяч человек". По-видимому, не меньшее число их выехало за тот же период из Аджарии. НЭП продолжался до 1930 года. С 1929 года, как и предлагал Ленин в свое время (я имею в виду не год, а метод, см. его "Последние письма"), Советское правительство сочло подходящим полностью ликвидировать мелкую и среднюю буржуазию методом наращивания налогов. Был введен налог на доходы, близкий к 100%. Те, кто попытался продолжать работу в таких условиях, быстро разорился, остальные просто закрывали магазины, лавки, мелкие предприятия (пекарни, мельницы и т.п.), часто разоряясь полностью, если все деньги оказывались вложенными в дело. О продаже речь не шла, ибо не находилось покупателей. Затем частная собственность под разными предлогами или без них была экспроприирована.

Среди греков, конечно, резко возросло число желающих выехать. Но уже начала работать сталинская репрессивная машина по уничтожению "буржуев", которую нельзя было утолить таким естественным способом. Количество выезжающих возросло по сравнению с предыдущим периодом, но было не сравнимо с числом желающих.

В это же время началась коллективизация крестьянских хозяйств. К желанию греков выехать по причинам экономического характера прибавлялось постоянное давление властей, о чем документально рассказывает Н.Н.Иоаниди [24]. Количество выехавших за период с 1930 по 1937 год установить не удалось. С 1936 года по 1938 год правительство начало подталкивать к эмиграции бывших предпринимателей. Им выдавали греческие паспорта с косой красной чертой, означавшей обязательность выезда к определенному сроку. Уезжали в основном разоренные люди без должных средств для начала жизни в Греции. Многие из них умерли в голодные годы второй мировой войны (в Афинах погибло от голода до 44 тысяч человек).

Вернуться к оглавлению

Александр Франгуланди. Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Сухум, 1991.


Далее читайте:

Греки, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку