Александр Франгуланди

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ф >


Александр Франгуланди

1991 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Франгуланди

Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет

РАЗДЕЛ 7. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Глава 6. Переселение.

1. Предпосылки

Так кратко, безобидным словом - "переселение"  называют понтийские греки их ссылку в восточные районы Советского Союза в 1949 году. И раньше высылали греков в Сибирь (в 1936-39 гг.), когда шла борьба с городской и сельской буржуазией (я говорю именно о ссылке, а не заключении в тюрьмы и лагеря). Но то, что случилось в 1949 году с греками, а еще раньше - в 1944 году с крымскими татарами, а еще раньше в 1941 году с поволжскими немцами (около 1 миллиона человек) и другими народами Советского Союза, в истории имело место только во времена ассирийских и персидских царей (три тысячелетия назад). Или позднее во времена господства монголо-татар, а затек турок.

Документов, указывающих причины и цели переселения народов Советского Союза, либо не сохранилось, либо они все еще находятся в закрытых архивах. Судя по многим признакам, таких документов просто нет, а переселения совершалась, в основном, по устному распоряжению главы правительства в результате устного же обмена мнением. Слишком малы и бесправны были все эти народы, чтобы с ними нужно было считаться и разрабатывать документальное прикрытие своих поступков. Дело в том, что не было обнародовано ни одного документа, в котором юридически обосновывалась бы правомерность переселения этих народов; единственно были пущены в ход совершенно определенные слухи, с тем, чтобы остальное населеление не сомневалось в правомерности таких действий правительства.

Можно поставить возрос о том, почему правительство в других случаях так настойчиво добивалось юридического обвинения лиц, которых в таком огромном количестве уничтожало или ссылало в лагеря (как известно, у всех них обязательно "выбивалось" признание вины; практически никто не был осужден без этого, и этот факт является одной из загадок сталинского режима: за­чем нужно было производить такой гигантский "труд", чтобы направить человека под расстрел или в лагеря, в то время как жизнь человеческая находилась полностью в руках коммунистического аппарата насилия; разве нельзя было вынести приговор по доносу - ведь все равно дело сводилось к этому после получения подписи заключенного под пунктами обвинения. Возможно, это делалось для оправдания себя перед западной интеллигенцией, которая свято верила во все эти обвинения. И почему в случае ссылки одновременно огромного числа людей, правительство сочло такое осуждение излишним? Может быть потому, что юридическая практика не знает возможности обвинения одновременно целого народа. Кому в таком случае предъявлять обвинение? Как доказывать связь между совершенно незнакомыми людьми, живущими на расстоянии десятков и сотен километров друг от друга? Или была опасность, что коллективное обвинение целого народа в суде будет свидетельствовать о недовольстве больших масс населения существующим строем? Но разве такие пустяки остановили коммунистическое правительство, когда пришлось пропустить миллионы людей через жернова НКВД? Видимо, момент был таков, что это было излишне, а главное, по-видимому, были другие цели; во всяком случае, не уничтожение этих народов было целью переселения, ибо в противном случае это было бы сделано. Ну, а коли так, то какая цель была у Сталина, Берия и иже с ними?

Поскольку документов нет, опереться можно только на историческое моделирование. Зададим себе вопрос: зачем, с какой целью переселяли народы подвластных стран ассирийские цари царей, персидские падишахи, татаро-монгольские хаканы, турецкие султаны? И почему только на Востоке мы имеем образцы такой политики?

Согласно историческим сведениям можно выделить следующие причины и цели восточных владык: политические и, в частности, военные, экономические, личные. Политические цели заключались в ослаблении противников своей власти. Народ переселялся на другое место, терял корни, уверенность, связи с дружественными народами. На новом месте, в окружении зачастую совершенно чуждых племен, он первое время мог думать только о борьбе за выживание. Выселение служило наглядным уроком другим племенам, решившим сопротивляться.

Военные цели переселения заключались в ослаблении сопротивления в бывших местах расселения и в усилении определенных местностей, особенно пограничных, потерявших жителей в результате войн, эпидемий и пр.

Экономические цели переселения народов заключались в подъеме хозяйства на новой территории. Иногда переселяли только всех ремесленников или земледельцев, остальных оставляя на прежней территории.

Огромную роль в действиях восточных владык играли также и личные цели или скорее мотивы, иногда просто капризы. Немало восточных сказок обыгрывают сюжет, в котором поступки владыки связаны с тем, с какой ноги он встал с постели. Несомненно, эти капризы всегда игра­ли огромную роль при дворах и европейских владык, но на востоке этот произвол дожил до наших дней и приобрел в глазах народа даже некоторую обыденность Западные путешественники средневековья сталкивались с этим и в России и удивлялись отсутствию каких-либо правовых гарантий в жизни поданных. Это не могло не сказаться и на моральном состоянии самих подданных; "я так хочу, и трава не расти", говорил подвыпивший купец или простой крестьянин и встречал понимание. К сожалению, это одна из норм, которая положена славянофилами в обоснование "загадочности" русской души (см., например, произведение Лескова и др.). Причину появления такой нормы можно вздеть в господстве права силы в противоположность юридическому праву. Тут нет никакого феномена "Востока": то же право силы до поры до времени господствовало и в Европе. Но беда Востока в том, что он отстает от Запада в своем развитии на 200-400 лет (разные страны, конечно, по-разному).

В Грузии до сих пор бытует объяснение своих поступков, выражаемое словами "хошь имею". Это служит обоснованием любого поступка, не укладывающегося в правовые рамки. На вопрос, почему ты сделал это (сжег пачку денег, ударил кого-то и т.п.), может последовать ответ: "хошь имею", и это понятно всем. Здесь полностью оправдывается чело­век, пользующийся государственной властью в личных целях, и считается, что только для этого эта власть или должность нужна. Каким было моральное состояние общества до революции, не трудно догадаться. Приход к власти именно человека восточного воспитания - Сталина - не является случайностью, напротив - это закономерность, последовательное проявление марксизма.

Последнее столетие до революции Россия шла к конституционному (юридическому) правлению, и право силы неуклонно отступало из верхних эшелонов власти, но сохранилось в какой-то мере в крестьянстве в качестве оправдательного аргумента тех или иных действий. Более отсталые страны империи, например,  Кавказа и Закавказья, Центральной Азии - морально вообще не были готовы к конституционному правлению. По представлениям большей части народов этих стран в мире правит только сила, грубая военная и физическая сила, и такое положение, по их представлениям, правильно. Это не голословное утверждение: мне доводилось слышать об этом от узбеков, грузин, чеченцев, причем, не "забитых" крестьян и пастухов, а представителей интеллигенции этих народов (может быть, не лучшей, но и не худшей). Это было, разумеется, после разоблачения Сталина и его сообщников; эти люди знали обо всех несправедливостях, которые они сами же испытали, но с уважением говорили о силе власти, о том, что с народом иначе невоз­можно сладить, и т.д., и т. п. С чеченцами я говорил об этом в г. Грозном (в 1972 году) уже после их возвращения на родину из ссылки в Казахстан: они готовы были оправдать свое выселение, отдавая все право силе. "Да, Сталин поступил с нами несправедливо, - говорили мои собеседники, - но он был настоящий мужчина, вождь, которого можно уважать".

Коммунистическая религия проповедовала, что власть в государстве должна принадлежать беднейшим, тем кто в данный момент вовсе не имеет власти; они имеют право взять эту власть и держать ее силой. Революция прервала ход империи к конституционному правлению и провозгласила диктатуру беднейших.

Но не в этом только заключался перерыв в развитии: к власти пришли люди с другими нормами морали и права. Здесь совершенно четко совпали правовые и моральные нормы религии с одной стороны и морали того сорта людей, которым она предрекала власть, с другой. "Восточная", по своему правовому и моральному облику религия отдала власть "востоку". Может быть не случайно эта религия не смогла победить в Германии, хотя коммунистическая революция началась именно там (об этом многие не знают). Здесь могут возразить мне следующее: через некоторое время (с 1933 года) в Германии тоже была установлена власть, опирающаяся на силу и на религиозные доктрины национализма.

Да, это почти справедливое замечание. Но, во-первых, я беру слова "восток" и "восточное" в кавычки, подчеркивая здесь не какую-то расовую или континентальную предрешенностъ всей истории Востока: Восток ничем не хуже Запада, он только запаздывает - и в этом его беда, а не вина. Вот примеры обратного. В Монголии со времен установления ламаизма (одной из ветвей будизма), т.е. последние 500 лет - не только не было культа силы, а напротив, исчезла всякая воинственность. В Китае даоцзыанство, конфуцианство, будизм создали совершенно особый моральный климат, отрицающий насилие (правда из-за постоянной перенаселенности жизнь человеческая не имела здесь той цены, что на Западе). Япония сейчас являет миру образец демократизма, причем, основная масса народа действительно привержена конституционному правлению. Таким образом, дело совершенно не в том, что "запад есть запад, а восток есть восток". Во-вторых, советская пропаганда ухитрялась искажать события истории до неузнаваемости, и многие люди совершенно уверены, что Гитлер захватил в Германии власть силой, незаконно. На самом деле Гитлер был выбран согласно демократическим канонам: немцы конституционным путем отдали свои голоса программе национал-социалистической рабочей партии Германии (так полностью именовалась, как ни странно, нацистская партия) и выбрали Гитлера канцлером Германии. Основная патология фашистской доктрины - уничтожение коммунистов, евреев, цыган, славян никак не связано с культом силы, а является идеологической установкой. Пресловутый немецкий "орднунг" - "порядок" есть скорее крайнее требование конституционности, чем проявление пережитков права силы.

Другой вопрос, который может возникнуть; откуда в религии, созданной в центре Европы, могли проявиться "восточные" черты: бескомпромиссность, жестокость, требование диктатуры, фанатизм и т. п., т.е. опора на силу, а не право. "Вину" за это некоторые авторы возлагают на евреев, создателей этой религии, утверждая, что целью их было чуть ли не покорение Германии и России и порабощение их народов. С точки зрения истории винить в этом евреев можно только в таком же смысле, как винить Колумба, отплывшего за сокровищами Индии, в том, что его открытие Америки привело к истреблению индейцев. Ставить знак равенства между евреями-националистами и евреями-коммунистами может только человек, ни во что не ставящей исторические факты, которые свидетельствуют, что между ними шла постоянная бескомпромиссная борьба. Уж если и была у евреев цель в коммунистическом движении, то цель вполне оправданная - уничтожение своего бесправия. И именно этим бесправием можно объяснить "восточные" черты коммунизма: бесправный, угнетенный морально на протяжении веков народ, конечно, жаждал быстрого, эффективного способа избавления, допускал диктатуру в достижении этого. Не учитывая этого, трудно понять, как побывав в Гулаге, старые евреи-коммунисты продолжали верить в коммунизм и организовывали после переселения в Израиль в палестинской пустыне коммуны-кибуцы.

Но вернемся к причинам и целям переселения греков. Политические причины придется здесь исключить начисто, ибо греки не участвовали даже на йоту в политических делах государства. Тот факт, что выслали почти всех иностранно-поданных ни о чем не говорит, особенно в свете того, что одновременно выслали немалую часть и советско-подданных греков.

Остаются причины экономические и личные. Судя по фактам, были и те, и другие, но какие в первую очередь, не совсем понятно. Если бы выслали греков только из Грузии, Абхазии и Аджарии, то здесь можно было бы без сомнения считать основной целью захват этих территорий, проводимый из центра правящими грузинами (эта цель, несомненно, существовала). Но тогда почему выслали почти всех греков и с побережья Краснодарского края и Крыма, где не было причин опасаться вытеснения русских с этих территорий? Здесь остается предположить также и другую цель: экономическое освоение Казахстана и Сибири. Но ведь и в России на побережье рук не хватало, и тоже необходимо было после войны отстраивать города и налаживать производство.

Так что же - может быть, действовали какие-то личные интересы? Но какие интересы Сталина могли касаться греков Крыма и Краснодара? Или просто они "имели хошь"?

Есть еще одна причина, на мой взгляд, лучше всего объясняющая причины выселение этих народов - идеологическая (так сказать, религиозная). Все переселенные народы по разным причинам не были "правоверными" верующими в коммунизм. Или лучше сказать, не были тем материалом, из которого легко можно было сделать верующих. От таких народов, следуя доктрине марксизма, либо следовало избавиться, либо их следовало перевоспитать. (Аналогичное явление выселения масс населения с целью перевоспитания мы могли наблюдать в маоистском Китае, что быть может, подтверждает наше предположение). А все остальные причины были при этом дополнительными.

Трудно однозначно ответить на эти вопросы, ибо никаких документов или хотя бы воспоминаний по этому вопросу бывших правительственных чиновников до сих пор не опубликовано. Поэтому мы просто расскажем об этой трагической странице в жизни понтийских греков, а потом, быть может, вернемся к этому вопросу.

 

2. Осуществление

Рассказы о переселении рисуют однотипную картину. Поэтому собирать какую-то статистику в данном случае не имеет смысла. Чтобы в обобщении не стерлись какие-то интересные детали, я приведу два конкретных рассказа. Первым закономерно будет предложить рассказ о своей жизни М.Ф.Н., побывавшем после ссылки в лагеря еще и в ссылке в Казахстан. Вот этот рассказ.

Первый рассказ о выселении

После заключения в лагере с М.Ф.Н. взяли подписку об ограничении местожительства. Ему было запрещено жить в примерно 200 городах Советского Союза, в том числе в каких-либо административных центрах и в пограничных городах, в частности, расположенных на побережье Черного моря. М.Ф.Н. уговорил какую-то семью в г. Хашури, у которой сын тоже был в заключении в лагерях, прописать его с тем условием, что он там жить не будет. (Прописываться в Хашури, расположенном вдали от берега маленьком городке, не возбранялось). Быть не прописанным по определенному адресу в Советском Союзе было преступлением до 1985 года. Не знаю, отменен ли сейчас этот закон, но к его исполнению с этих пор не относятся так строго. А прежде могли осудить на заключение в лагеря, так же как и за то, что человек не работает более 2-3 месяцев. Во все это трудно поверить. Коммунисты на Западе, в частности, в Греции (об этом рассказывали посетившие Грецию до 1985 года мои родственники и знакомые) не верили в рассказы советских людей, а тем более в изобличения диссидентов, считая это антикоммунистической буржуазной пропагандой, но теперь, кажется, правда доходит до рассудка некоторых из этих "благодетелей простого народа".

Учась до заключения в техникуме на вечернем отделении, М.Ф.Н. одновременно работал плотником на верфи. Навыки эти он не потерял, работая с дерево и на лесосплаве, и потому занялся плотницким ремеслом. В 1947 году он нелегально работал в Батуми, а затем в 1948 году перебрался в Сухум. Здесь он сдельно (т.е. по договорной цене) стал строить и ремонтировать баркасы в местном рыбколхозе (зарплату выдавали на имена его товарищей). Жил без местной прописки в постоянном стразе, что вышлют и накажут.

В начале 1949 года уже появились разговоры о выселении греков. В анкетах греков один из пунктов был оформлен так, что свидетельствовал об их неблагонадежности. Поэтому у греков не было сомнения, что выселение может произойти, как это имело место со многими другими народами. Греки узнали о выселении от друзей и родственников, работавших в МВД и др. министерствах за несколько месяцев до его осуществления. Под давлением ряда обстоятельств и сведений, греки были убеждены, что это делается под влиянием Тбилиси, и основной целью является заселение этих мест грузинским населением.

К этому времени отношение к грекам со стороны правительственных органов, уже со времен устранения Н. Лакоба ставшее неприязненным, еще более обострилось. Греков увольняли со сколь-нибудь значимых должностей, старались не принимать на государственную работу. К несчастью, слух о выселении почти не доходил до деревенских жителей, а это была основная масса греческих жителей Грузии. Они оказались совершенно не подготовленными к ссылке. Городские греки заранее начали (задешево) продавать крупные вещи (мебель и пр.), которую явно нельзя было взять в дорогу. Деньги, вырученные от продажи вещей, существенно помогли им начать жизнь в ссылке. Крестьяне почти ничего не успели продать, и им пришлось оставить все, как было: дворы, постройки, скотину и пр. Все это было потом либо безвозмездно, либо за условную цену передано грузинам. Если кто накануне продал скотину, то за очень низкую цену (10-15 руб. за корову, стоившую тысячу рублей).

В Сухуме широко известно, что на этом несказанно разбогатели несколько человек, которые собрали или задешево выкупили этот скот и затем реализовали его через торговую государственную сеть. В Сухуме им был известный впоследствии миллионер Муджа Цулая, бывший картежник и человек сомнительного поведения. После возвращения греков из ссылки, в отличие от многих других, относился к ним хорошо, как бы памятуя, кому обязан он своим "возвышением". Были такие же люди и в Батуме и еще в других местах. (Как рассказывали, такие миллионеры часто съезжались в каком-либо месте, например в доме Муджа Цулая, и играли в карты на огромные суммы, приобретенные без всякого труда. Об этом мне рассказывали очевидцы - соседи Муджи).

Почти за месяц до выселения городские греки уже были готовы: некоторые даже увязали узлы с постелью, упаковали посуду и пр. Характерно, что большинство выселяемых владело хорошими квартирами, которые тут же были заселены грузинами. Те, кто жил бедно, в большинстве своем не выселялся.

М.Ф.Н. перед самым выселением жил у сестры и так, вместе с ее семьей был отправлен в ссылку, которую официально называли "спецпереселением". Хотя в списках он не значился, поскольку не был здесь прописан и жил до этого на квартире, но попросил включить его в перечень, чтобы не ехать в ссылку из Хашури одному.

Выселение началось в ночь с 13 на 14 июня. Организовано оно было очень четко и прекрасно спланировано. Спокойному ходу "операции" помогла абсолютная безропотность греков. Террор, царящий в стране, настолько запугал людей, что никто из греков не решился даже спросить, на каком основании производится выселение. Каждый боялся, что за лишнее слово будет еще более сурово наказан. Операцию эту проводили исключительно русские войска (МВД или другие - греки не умели разбираться в этом), присланные из России. Ночью к дому подошла грузовая машина с двумя солдатами и офицером. В дом вошли офицер с одим солдатом и двумя свидетелями (понятыми), которые были из местных комсомольских активистов и коммунистов. Один солдат остался в машине. Офицер объявил о том, что по решению правительства семья выселяется на вечное поселение (куда, не сказал). Греки ответили, что готовы. Офицер удивился этому, но ему объяснили, что слухи о выселении давно распространились по городу. Поскольку никто не сопротивлялся, офицер и прочие вели себя корректно, без грубостей. Посадили на машину всю семью (четверо взрослых, двое стариков, двое детей - мальчика 6-ти лет и девочку 2-х лет). Обыск не делали, только офицер предложат сдать оружие, если оно имеется.

Под утро, когда были собраны почти все греки города, повезли вдоль городского побережья в село Нижние Эшеры, где до сих пор располагается грузовой железнодорожный узел. На путях уже стояли вагоны – двух- и четырехосные (называемые в рассказах "пульмановскими"), предназначенные для перевозки скота. Здесь людей оставили сидеть на машинах часа 3-4; вероятно, дожидались, когда подъедут все. Прибыл конвой с собаками. Затем машины начали подводить к вагонам и загружать в них греков. Вагоны заранее уже были кое-как подготовлены для перевозки людей; в них располагались двухэтажные нары (но не всем их хватало, и в некоторых вагонах люди спали, постелив свою постель прямо на полу). В вагонах размещали разное количество людей, примерно 50-60 человек в каждом. Особой тесноты не было; люди расстелили свои матрацы и одеяла на нарах, лежали и сидели на них.

Сколько эшелонов было отправлено, сведений у очевидцев не сохранилось. Из Сухума, согласно воспоминаниям было оправлено, по крайней мере, 2 (один из них затем разгружался в Келесском, а другой в Пахтаральском районе Южного Казахстана). Деревенских жителей высылали уже зимой. Точных сведений о сроках и количестве отправленных эшелонов с деревенскими жителями у городских жителей не сохранилось. Известно только, что часть деревенских жителей по каким-то причинам (может быть, из-за дальности поселения) не была выслана единовременно. Впоследствии их заставили выехать самостоятельно, причем, что самое интересное, в тех же вагонах, но за плату, которую вносили сами переселяемые (вероятно, это было уже местное проявление инициативы).

Кстати, после высылки греков были высланы и часть семей армян - не только из Абхазии, но и из Грузии, где в ряде местностей и городов (например, в Тбилиси) они составляли основное население. Были высланы также и грузины, побывавшие в немецком плену. Всех их отправляли на Алтай и в Сибирь. (Грузины, в большинстве своем, скоро сбежали с мест поселения и вернулись безнаказанно в Грузию).

После загрузки двери вагона задвинули и заперли на щеколды (двери в этих вагонах движутся на роликах вдоль стенок вагона). Окон в этих вагонах нет, имеется одна форточка под потолком. В июне в Сухуме бывает очень жарко. И взрослые, и дети стали задыхаться от жары. Взрослые начали стучать и кричать во всех вагонах. Тогда только приоткрыли двери вагонов, но всюду расставили конвоиров. В дальнейшем ехали с открытыми дверьми. Конвойные располагались в отдельных вагонах такого же типа, но как они были устроены внутри, М.Ф.Н. не видел. На остановках сразу устанавливали конвой у вагонов. В поезде было 13-15 вагонов. Ехали с длительными остановками. Состав обычно стоял в тупиках. Несколько раз в день выдавали баланду, но мало кто ее брал, и то ради того, чтобы поесть жидкого. В основном пользовались запасенными продуктами.

Все были предупреждены, что за побег будут осуждены на срок в 25 лет. Из поездов, кажется, никто не убегал, но были случаи побега с мест поселения. Эти люди были осуждены и отбывали срок в лагерях до "хрущевской оттепели". В начале выселения многие, особенно крестьяне думали, что греков отправят в Грецию. Даже выходили, танцевали и пели под кемендже (понтийскую лиру, род скрипки). Потом плакали, когда поняли, что ошиблись. М.Ф.Н. знал одного, который, узнав о том, что поезд направляется в глубь страны, скончался от нервного расстройства.

Ехали 10 дней. Уже через несколько дней стало понятно, что везут на восток. Большинство поездов имели конечным пунктом Южный Казахстан. Почему правительство выбрало для поселения греков именно эти места, остается до сих пор загадкой. Выгрузка греков производилась в нескольких местах. Поезд, в котором ехал М.Ф.Н. был разгружен недалеко от районного центра - маленького поселка Абай-Базар, где располагалась комендатура. Выгрузили прямо в поле. Здесь же зачитали им приказ, подписанный Молотовым, о выселении на спецпоселения и потребовали подписать. Некоторые подписали, другие отказались.

Тут же прибыли какие-то представители из окрестных колхозов, председатели колхозов и другие начальствующие лица, в основном казахи, стали предлагать поехать работать в их колхозы. Почему-то богатые колхозы ("миллионеры") располагались довольно далеко от Абай-Базара. Они забирали нужное им количество семей и уезжали. Оставшиеся и не желавшие ехать в колхозы городские жители пошли в Абай-Базар. Семья сестры М.Ф.Н. отправилась в ближний колхоз имени Димитрова, расположенный в 2-3 километрах от Абай Базара, а М.Ф.Н. остался в самом поселке, поскольку здесь строили какой-то склад  и требовался плотник. Его взяли на строительство, но работа была организована плохо и за нее не платили денег. Семьям в Абай-Базаре и в колхозах дали землянки: домики, сложенные из сырцового кирпича с саманными крышами, покрытыми слоем глины, и с глиняным полом. Местные жители казахи всегда жили в таких землянках. По прибытии в Абай-Базар в паспортах греков ставили штамп: "Выселен на постоянное место жительства".

В это время комендатура начала собирать сведения о специалистах, которые могли бы пригодиться для строительства областного центра - г. Чимкента. (Характерно, что одними из первых были отобраны футболисты; как оказалось МВД и другие организации соревновались в том, чья команда лучше и старались отобрать себе лучших игроков. С этих пор в Чимкенте была довольно сильная команда "Динамо", составленная первоначально, в основном, из греков). Часть специалистов под конвоем отправили в Чимкент для предложения своих услуг. Поехали геодезисты, строители, механики и др. специалисты с высшим специальным образованием. Один из них для строительства Дома Советов предложил набрать среди греков рабочих-специалистов. Ему разрешили произвести набор среди прибывших в Абай-Базар. Среди них приехал в Чимкент и М.Ф.Н.  Жизнь у всех постепенно начала налаживаться, хотя было очень нелегко начинать с нуля.

Грекам помогло то, что в Южный Казахстан были брошены правительством немалые средства для создания крупной промышленности, и трудолюбивые греческие руки сразу нашли себе место приложения. Чимкент в настоящее время крупнейший промышленный центр Средней Азии и большая часть его объектов строилась при деятельном участии греков (химфармзавод, свинцовый завод, текстильный комбинат, гидролизный завод, нефтеперерабатывающий завод и множество более мелких предприятий, жилые массивы и отдельные культурные комплексы).

Где бы греки ни проживали, они состояли на строгом учете. Сначала два раза в месяц, а затем раз в месяц каждый совершеннолетний грек должен был посетить комендатуру и зарегистрироваться. У каждого был номер, и его вызывали не по фамилии, а по номеру. Для поездки в другой город требовалось особое разрешение. Только примерно в 1954 году, через год после смерти Сталина, начались послабления. Объявили, что не надо отмечаться. Но полная отмена ссылки была объявлена только в 1955 году, когда в газете "Правда" появилось постановление за подписью Маленкова о том, что сосланные восстанавливаются правах. Документально это свелось к замене паспортов на чистые, без штампов. Сначала поменяли паспорта учащимся, студентам и педагогам. В 1956 году выдали чистые паспорта и остальным.

Но возвращение в родные места еще долгие годы было затруднено тем, что права на собственность не были восстановлены. Только часть городских жителей получили свои дома обратно, в большинстве случаев не полностью. Из сельских жителей свое имущество не получил почти никто. Дело в том, что одновременно с высылкой греков, из Мегрелии и Грузии в оставленные деревни были завезены крестьяне (часто насильственно против их воли снятые со своих мест; часть из них даже убежала обратно) и поселены в домах ссыльных. Правительство Грузии всеми силами воспротивилось возвращению сельских греков, чтобы не нарушать благоприятную для грузин демографическую ситуацию. Поэтому основная часть сельских греков так и осталась в Казахстане. Вернувшиеся же завели здесь новые хозяйства или стали городскими жителями. "Повезло" только тем, кто жил "ссо рашия" (в горах), т.е. чьи деревни располагались в такой глухомани, куда мегрелы и грузины не согласились поехать. Небольшая часть жителей вернулась в эти деревни (Манея, Пешкардаш и др.), а некоторые из этих деревень остались незаселенными до сего времени.

С 1956 года началась реабилитация осужденных в сталинское время людей. М.Ф.Н. подал заявление с просьбой о реабилитации в МВД г. Таганрога. В 1957 году он получил соответствующую справку, которую я привожу полностью.

 

  ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

  ВОЕННОГО ОКРУГА      

      10 января 1957 г

           No 2.9-57

     г. Ростов-на-Дону        

 

                  СПРАВКА          

                                                   

 Дело по обвинению М.Ф.Н., 1917 года рождения, уроженца города Батуми, пересмотрено Военным Трибуналом Северо-Кавказского военного округа 8 января 1957 года.

Постановление Особого Совещания от 28 сентября 1938 года в отношении М.Ф.Н. отме­нено и дело в силу ст. 4, п. 5 УПК РСФСР за отсутствием состава преступления прекращено - М. Ф. Н. полностью реабилитирован.

 

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА СКВО

ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ

 

/подпись/         /БАТРАКОВ/     

/печать/

 

В конце пятидесятых годов М.Ф.Н. вместе с семьей (в Чимкенте он женился и уже имел двоих детей) вернулся в Сухум. Никаких извинений; никаких льгот за незаслуженное оскорбление, за подорванное здоровье ни он, ни один другой осужденный после реабилитации не получил, хотя его трудовая книжка полна благодарностей за хорошую работу, и он является "Ветераном коммунистического труда" (специальное отличие за хороший труд, сопровождавшееся определенными льготами).

Является ли история борьбой классов или жизнью отдельных людей - над этим следует серьезно задуматься тем, кто продолжает верить в исторический материализм Маркса.

 

Второй рассказ о выселении

Хочу привести еще один рассказ о переселении, на этот раз рассказ женщины К.О.А. В силу женской эмоциональности некоторые подробности в нем выделены рельефнее, чем в передаче мужчины. Кроме того, здесь присутствуют и иные обстоятельства, хорошо характеризующие то время.

С 1945 по 1946 год греки жили как обычно. Ежегодно подавали иностранные паспорта на перерегистрацию. Работали, служили, пахали землю, выращивали скот, растили детей. После войны поползли какие-то слухи о переселении греков. Может быть, кто-то выдавал желаемое за действительное, но для греков в этом не было ничего удивительного, ибо вытеснение их из Грузии началось уже давно. К тому же был недавний образец: в годы войны из Сухума выслали эстонцев, немцев и татар (как я уже говорил, в Абхазии были эстонские и немецкие колонии). Эти слухи усилились к 1949 году, но определенно о выселении стало известно за несколько недель до назначенного срока (через знакомых, имевших родственников в городском МВД). Городские греки были подготовлены, а деревенские оставались в неведении.

Выселение началось в ночь на 14 июня 1949 года. Заранее были подготовлены адреса и списки высылаемых. Для выселения прибыл из Москвы полк МВД, состоящий только из русских и украинцев. В 2 часа ночи город заняли студебеккеры, оставшиеся в Союзе с дней войны, и другие грузовые машины. Дома дрожали от гула. На балконы и прямо на улицы высыпали жители города. Каждая машина приезжала за отдельной семьей, причем, в списках были указаны все подробности о составе семьи и т.п. Заходил офицер и двое понятых из местных, отмечали в бланках тех, кого забирали, и сажали их в машину. Позволяли брать все необходимое (К.О.А., например, взяла постельное белье, швейную машинку, корыто для купания сына, которому в дороге исполнилось 10 лет и т.п.). Тут же предлагали подписать бумагу, по которой владелец дома соглашался передать помещение горсовету с тем, чтобы после его продажи горсовет выслал ему деньги. Некоторые от страха согласились, другие - отказались).

Люди, соседи и незнакомые, как всегда, вели себя по-разному. Некоторые соседи, в т.ч. и советско-поданные греки, которых не высылали, радовались выселению, надеясь получить дополнительную жилплощадь. А один из понятых, молодой грузин, плакал. (Если кто-нибудь заметит, что такие подробности не историчны, я отвечу ему, что чаще всего причины и движущие силы исторических событий заключаются в обычных поступках отдельных людей. А вся история коммунизма - это серия проявлений самых низменных инстинктов не только масс, но, прежде всего, отдельных людей, которых не трудно перечислить по именам. Как показывают публикующиеся сейчас документы, вовсе не борьба за справедливость лежала в основе революции, а борьба за власть, за претворение в жизнь своих, иногда низменных и преступных, желаний).

Рядом с квартирой К.О.А. располагалась квартира семьи брата. Он был женат, имел ребенка, но не состоял в официальном браке с женой, также как многие другие подобные пары. Дело в том, что он был иностранно-поданным (имел паспорт Греческого Королевства), а жена - советско-поданной, и чтобы ей не пришлось страдать с ребенком в случае непредсказуемых событий, брак не был оформлен, а ребенок являлся якобы незаконнорожденным и числился на фамилии матери; я упоминаю об этом, чтобы были понятны последующие события, характеризующие как нельзя лучше события). За семьей брата К.О.А. пришла другая машина. В списках значилась и его жена, хотя она, в принципе, не должна была подвергнуться высылке, поскольку не была даже прописана в городе Сухум (училась в институте в Ростовской области и приехала в Сухум на каникулы), к тому же была советско-поданной; к тому же по документам не имела к этой семье никакого отношения. Окружающие это знали, но, вероятно, кто-то из местных донес о ее связи с высылаемым и о ее пребывании в Сухуме и ее включили в список.

Самое трагичное заключилось в другом. Трехлетний сын брата К.О.А. в это время болел брюшным тифом и находился в инфекционной больнице (расположенной как раз на пути следования грузовиков с переселенцами в село Нижние Эшеры, где их поджидали эшелоны). Его жена Ел. пришла вечером домой, чтобы собрать и проводить мужа. Сын остался в больнице на попечении другой молодой гречанки - Кс. Ор-ди, которая находилась там с больной маленькой дочкой. Когда брата К.О.А. забирали, К.О.А. крикнула его жене, чтобы та возвращалась в больницу, и она успела уйти. Но поскольку она была в списках, пришлось признаться, что она находится в больнице.

Машины отправились в путь почти одновременно со всего города примерно в 10 часов утра. Машина с братом К.О.А. остановилась у больницы (несколько машин за ней тоже остановились и ждали). Один офицер пошел в палату за Ел., а другой - за Кс. Врач запретила забирать больных детей. Офицер увели взрослых, предложив переправить детей потом. В это время пришла сестра Ел. и, узнав о случившемся, забрала племянника домой (ее сестер с матерью не высылали, потому, что они были советско-поданными, а возможно, также потому, что уже не владели недвижимым имуществом). Ел. стала доказывать, что она не подлежит выселению. Офицер проверил ее паспорт и увидел, что она действительно права. На счастье, он оказался человеком дисциплинированным и, взяв паспорт, поехал в город проверять.

Кс. же не могла надеяться ни на кого, так как мужа ее уже отвезли в Эшеры, а других родственников рядом не было. Ребенка она решила не оставлять. Её вывели с ребенком в больничном халатике, без денег, без вещей. На счастье мимо ехала машина, в которой везли ее отца. Она закричала, пытаясь объяснить свое положение, и он в ужасе выхватил из-за пазухи пачку денег и бросил Кс. Деньги разлетелись, но присутствующие собрали все и  отдали Кс.

 

Офицер приехал и сказал Ел., что действительно вышла ошибка, и она может быть свободна. Часов в 11-12 машины с К.О.А. и ее братом и другие прибыли в Эшеры. В вагоны начали грузить только часам к 4-5 вечера. В вагоне размещалось несколько семей, в том числе Кс. с дочкой. Часов в 5-6 эшелон тронулся в путь. Русские уехали в Москву, а эшелон сопровождали различные местные кадры (из Грузии, Армении и пр.).

Двери задвинули и закрыли на засов. Воздух поступал только через форточку. Брат К.О.А. в этот же день заболел и у него поднялась температура. На второй день в вагоне стало так жарко, что люди задыхались; брату К.О.А. стало очень плохо. Один из греков свесился через форточку и открыл дверь, чтобы поступал воздух. На остановке пришел конвоир и угрожал карами, если не закроют. Но люди подняли скандал и конвоиры с большим сожалением дверь оставили открытой.

Городские знали, что выселяют куда-то на восток - либо в Сибирь, либо на Алтай, куда до этого уже выслали некоторые армянские семьи (например из села Азанда и из Сухума). Среди деревенских греков прошел слух, что их везут в Грецию. Они так обрадовались, что на остановке вышли и пели и танцевали под кемендже.

Деревенских быстро распределили по колхозам, а городских долго возили по Казахстану по придорожным колхозам, но никто не хотел их брать, поскольку и они не проявляли желания работать в поле. По пути следования умерло мало греков. Много их, особенно детей, умерло от болезней и недоедания уже в колхозах.

Наконец эшелон разгрузили в городке Великая Алексеевка, а оттуда распределили по колхозам. Брата К.О.А. отправили в больницу, а ее саму в колхоз "Красный Октябрь" Пахтаральского района. Участковый милиционер потребовал, чтобы греки подписали документ, согласно которому они добровольно согласились поехать работать в колхозы. (Зачем это нужно было НКВД, тоже загадка). Некоторые подписывали, некоторые отказывались. Благодаря чуду и заботам К.О.А. ее брат выздоровел и переехал в "Красный Октябрь". К тому времени бывшим городским грекам разрешили переезжать в города, где ощущалась нехватка специалистов и рабочих рук. Брат К.О.А. был инженером-строителем и вместе с сестрой переехал в Чимкент. Греки дали подписку о невыезде и каждый месяц являлись на проверку. Местные жители русские и украинцы даже из бывших раскулаченных, сначала относились к грекам враждебно, называли их "фашистами", пока греки не пожаловались в комендатуру. После этого явные случаи оскорбления не повторялись.

Затем жизнь греков стала налаживаться. Через два месяца приехала жена брата К.О.А. с сыном. Он сам стал работать на строительстве текстильного комбината и был там одним из ведущих производителей работ. За это строительство получил благодарность от премьер-министра Косыгина. Затем строил первое сборное железобетонное сооружение в г. Чимкенте - гидролизный завод и ряд других предприятий. Получил хорошую квартиру на окраине Чимкента, правда, без всяких удобств, но тогда они были вообще редки. Туалеты и водозаборные колонки располагались на улице, о ваннах никто не мечтал - посещали общественные городские бани.

Через 5-6 месяцев после смерти Сталина с греков сняли ограничение о невыезде, но полные права вернули позже. День смерти Сталина мне лично запомнился одним эпизодом. Мне тогда уже исполнилось семь лет, и я ходил последний год (перед школой) в детский сад. Характерно, что я как и многие греческие дети не очень хорошо представлял себе, кем был Сталин и даже Ленин. В греческих семьях при детях категорически исключались разговоры на политические темы. Среди греков можно было найти тех, кто преклонялся перед Лениным, но о Сталине и Берии жившие в Грузии греки знали не понаслышке, знали местные обычаи и основанное на них поведение местных грузинских властей. Поэтому мало кто из греков старшего поколения верил во все эти формулы пропаганды "о великом вожде", "великом учителе", "вершителе побед" и т.д. Задолго до того, как был "разоблачен" Берия, задолго до XХ съезда многие греки могли перечислить все "подвиги" этих "вождей" и назвать им истинную цену. Но именно поэтому греки старались вообще не упоминать их имен, особенно при детях. В Сухуме было известно немало случаев, когда за невинное слово ребенка, услышанное доносчиком, расстреливали всю семью. Именно поэтому смерть Сталина не могла и не произвела на меня никакого впечатления. Более того, я запомнил тот день именно из-за того, что не понял, почему эта смерть была с такой трагичностью воспринята некоторыми окружающими. В частности, моя воспитательница детского сада, приятная, простая русская женщина, услышав сообщение о смерти Сталина, вышла из комнаты в сад и плакала и была очень растеряна; когда мы, дети, спросили ее, почему она плачет, и жались к ее ногам, она сказала, что умер Сталин. Я не мог понять, что в этом трагичного для нее и почему она плачет. И именно это недоумение навсегда осталось в памяти.

Радости родителей по этому поводу я совершенно не запомнил, хотя, как они потом говорили, это был один из самых радостных дней их жизни. (Каким же должен быть человек, если тысячи людей радовались его смерти). Но при мне этой радости никто не выказал.

 

3. Греки и другие

История переселения наверно будет неполной, если не упомянуть о быте греков и местных жителей, об их взаимоотношениях, о радостях и горестях той жизни, которая для большинства понтийских греков уже стала историей.

Греки встретили в Казахстане представителей самых разных народов, попавших сюда по разным причинам. Кроме казахов здесь в это время жили татары (и крымские, и другие), русские, украинцы, карачаевцы, чеченцы и ингуши, мордва и в меньшем числе другие народы (корейцы, узбеки, таджики и пр.).

В Южном Казахстане казахи составляли основное сельское население, в которое были вкраплены русские и украинцы, а затем вошли в их число и греки.  Казахи уже ко времени прибытия греков были организованы в колхозы. Сопротивление их сельской "буржуазии"- басмачей было давно жестоко подавлено и осуществлена сплошная коллективизация. В колхозах выращивали в основном хлопок, бахчевые культуры (арбузы и дыни, кстати, самые замечательные по вкусу, которые я знаю); у колхозников были сады и огороды. Славились прекрасные казахстанские яблоки (одно яблоко сорта "апорт" весило порой до килограмма). Разводили, в основном, овец, верблюдов и коней. Свиней и крупный рогатый скот держали русские и украинцы. Система полива полей здесь арычная, так как дождей в Казахстане выпадает очень мало. Климат сухой, резко континентальный: летом жарко - до 30°С в тени, а зимой - до 20°С мороза. Распределением воды ведали старики - аксакалы, открывая и закрывая перемычки на отводах, питающих поля.

Казахи оставили по себе у греков хорошее впечатление. Относились к грекам с пониманием, без вражды. Даже сотрудники МВД - казахи - относились к ним благожелательно. Ни в городах, ни в сельской местности со стороны казахов не было никакого разбоя или насилия. Например, К.О.А., в то время молодая женщина, могла ходить без страха к брату в больницу, расположенную в нескольких километрах от места ее жительства. Казахи с уважением здоровались и никогда не сказали или попытались сделать что-нибудь оскорбительное. Запомнился разговор, который однажды состоялся между ней и одним аксакалом, достойный того, чтобы быть запечатленным в истории (казахи в большинстве своем умели говорить по-русски, хотя и с характерным акцентом и неправильностями). Аксакал спросил ее, не из ссыльных ли она греков, а когда получил утвердительный ответ, заметил сочувственно: "Сукин сын, этот Сталин; курица не успеет яйцо снести, а он уже знает и требует, чтобы сдали, а царь Николай не знал даже, сколько у меня овец и лошадей".

Казахи, в основном, были бедны, жили в глинобитных землянках, спали на полу, точнее, на устроенном из земли возвышении, устланном войлоком и коврами, если они были. Были чистоплотны в той мере, в какой позволяла их бедность и скудность жизни. У многих не было смены одежды, мало посуды. В домах, разумеется, не было ни водопровода, ни канализации; питьевую воду брали из тех же арыков, из которых поливали поля; было много мух. Но, будучи мусульманами, соблюдали личную гигиену (особенно женщины) и в этом смысле отличались в лучшую сторону даже от местных русских. Одевались однообразно и скудно: женщины носили шаровары до щиколоток, а поверх надевали платье в виде балахона, перехваченного на груди; правда, ткани различались массой расцветок и были по-восточному ярки. Мужчины носили брюки, рубашки, телогрейки и штаны на вате; костюмы и пальто почти отсутствовали. С прибытием греков положение довольно быстро и существенно изменилось. Среди греков немало было отличных портных и сапожников. Очень скоро они обшивали города и поселки, в которых обжились, и шили вполне модную одежду и обувь европейского типа. Сами казахи не скрывали и до сих пор не скрывают, что греки оказали на них благотворное влияние (но, правда, теперь они уже ничего не имеют против, чтобы греки покинули "их", т.е. казахов, родину, ибо им уже тесно в ней; об этих тенденциях я знаю не понаслышке и вернусь к этому вопросу в свое время).

Религиозный фанатизм ни тогда, ни сегодня в казахах не замечался. В парандже ходили только глубокие старухи. Женщины пользовались допустимой свободой (казахи мне сами впоследствии говорили, что у них - кочевников - женщина всегда пользовалась большей свободой, чем у оседлых жителей, например, у узбеков). В городах число казахов в то время было не велико. Часть из них жила в своих районах, часто огороженных по восточному обычаю "дувалами" - глинобитными стенами В городе Чимкенте была очень небольшая прослойка интеллигентных казахских семей. В городах были казахские школы, но многие казахские дети учились и в русских школах, и в первую очередь это касалось детей из интеллигентных семей. (Со мной учился сын бывшего министра просвещения по фамилии Задин (возможно, от таджикского Заде); это была высококультурная семья с добрым семейным климатом). Требования Корана соблюдались в основном только стариками и пожилыми казахами. В среде молодых никакой религиозности не было. Единственный обряд, который довольно строго соблюдался, это - "обрезание". Он обычно сопровождался семейным праздником. В сельских семьях дарили мальчику жеребенка и другие подарки, играли на бубне и пели.

В характере у казахов, по-видимому, не проявлялась потребность спорить; наверно, поэтому на них произвела впечатление национальная греческая черта (пожалуй, единственная, дошедшая до наших дней характерная черта древних греков) - любовь к спору. Как они говорили мне позже, у казахов родилось даже нечто вроде пословицы: "если увидишь круг спорящих людей, загляни в центр и найдешь там грека". Среди казахов до сих пор сохранились некоторые пережитки родовых отношений. Это приводит к случаям, которые для самих казахов вполне серьезны, но со стороны выглядят курьезно. Я говорю о спорах, которые между ними возникают по поводу претензий родов на главенство, выяснения принадлежности того или иного казаха к тому или иному жузу (роду, племени; их было три на территории Казахстана и, как водится, они чаще воевали друг с другом, чем с общими врагами), перечислению обид, имевших место сотни лет назад. К сожалению, как и многие другие тюркские народы, казахи плохо переносят прием спиртных напитков в том смысле, что легко утрачивают контроль над собой. В связи с этим проявляется характерная черта их поведения в пьяном виде (об этом мне говорили многие греки, и я сам имел возможность наблюдать это неоднократно): даже если в компании среди представителей других народов находятся только два казаха, то взаимные споры, упреки и драки случаются исключительно между казахами.

Покинув Казахстан в 1959 году в возрасте 12 лет я не мог предполагать, что здесь зреют свои национально-политические проблемы. И многое в них, типичное не только для казахов, но и для других малых народов Советского Союза, осталось бы мне, быть может, не совсем понятным, если бы жизнь вновь на довольно длительный срок не столкнула меня и с казахами, и с представителями других наций в тот момент, когда в них только начали созревать силы для постановки своих требований, в чем-то справедливых, в другом - идущих в разрез с общечеловеческими ценностями. Но об этом мы поговорим в своем месте, а сейчас продолжим рассказ о других народах, с которыми судьба столкнула греков в Средней Азии.

Много было в Казахстане в то время украинцев. Они не были в ссылке, но их приход сюда тоже был вызван действиями "вождей" коммунизма. Большинство из них были беженцами. Сейчас это слово бродит по страницам советских газет в связи с упоминанием о людях, покинувших свои родные места из-за националистических погромов. Причины, вынудившие украинцев бежать с Украины, были иными, но тоже античеловеческими. Большинство из этих беженцев в прошлом были "кулаками", т.е. зажиточными крестьянами и бежали от раскулачивания. Точнее бежали во время раскулачивания от смерти в лагерях или от голода. Что это были за люди? Среди них встречались и злые, жадные натуры, потерявшие веру в справедливость, и презирающие пролетариат ("голытьбу", как они говорили). Другие были добрыми соседями, всегда приходящими на помощь, Но и те, и другие были исключительно трудолюбивы и умелы. У них в Казахстане были прекрасные сады и огороды, среди них были хорошие кузнецы и коневоды. Характерно, что на вопрос, не хотят ли они вернуться на Родину, большинство отвечали отрицательно. Поясняли это тем, что так трудиться, как они трудились до раскулачивания, они уже не смогут ни физически, ни морально. Из их рассказов выяснилось, что достаток доставался им таким неимоверным трудом, что только откровенная зависть могла покуситься на их достояние. Бывало, по неделям не выходили с поля, если оно не было рядом с домом, и только для того, чтобы помыться в бане, посещали дом. Живя в Казахстане в достатке, они уже не хотели ничего сверх него, лишь бы их не трогали. Не потому ли так трудно пробудить сейчас в Союзе крестьянина вступить на этот каторжный самостоятельный путь.

Некоторые воспоминания сохранились у греков о чеченцах. Последние не отличались особым трудолюбием, были задиристы, вороваты и жестоки. Но как рассказывали грекам украинцы, жившие в селах, казахи с ними тоже расправлялись очень жестоко. Пойманного на воровстве чеченца, по их словам, казахи не отправляли в милицию, а ударяли несколько раз задом о землю, после чего человек умирал через 2-3 дня, наверно, от внутренних разрывов и кровоизлияния. С греками в городе у чеченцев тоже были стычки, особенно на танцплощадках и в клубах. Но, то ли греков было в городе больше, то ли они были не менее мужественны, у чеченцев быстро исчезла охота задираться, и в го­родах жилось довольно спокойно. (Вообще случаев разбоя, грабежей, нападений было немного). Чеченцы не стремились учиться в школах и редко поступали в институты. Но, как мне рассказывали многие греки, среди них встречалось немало хороших, добрых людей, способных прийти на помощь в трудную минуту. И, пожалуй, те неприглядные черты, о которых упоминалось выше, следует объяснять пережитками родового строя, а не закоренелым неприятием ценностей цивилизации.

Карачаевцы, раньше вошедшие в контакт с европейской цивилизацией, уже во многом отличались от чеченцев. Были более цивилизованы, стремились учиться.

Русские, как и везде, были какие-то неприкаянные, неустроенные внешне и внутренне: вчерашние победители могучего врага, замученные и униженные своим правительством, они постоянно метались между завистью и жертвенностью, злобой и добротой. Поэтому греки относились к ним, в общем, с недоверием, как к людям, которые вдруг могут подвести.

 

Быт

Греческий быт был таким же неприхотливым, как и у представителей других народов Казахстана и ничем от него не отличался. Работали, обычно, все трудоспособные члены семьи. Если были дедушки и бабушки, они тоже что-то производили (вязали носки, шили, делали простую мебель, ремонтировали обувь и т.д., и т.п.). Зарабатывали обычно столько, что хватало только на скромное существование. После смерти Сталина жизнь начала неуклонно улучшаться, так что в 60-х-70-х годах греки стали жить по советским меркам зажиточно, но я рассказываю о первых 5-ти - 6-ти годах после переселения.

Дети до 7 лет в большинстве своем ходили в детские сады (разумеется, государственные; частных учреждений в Советском Союзе не существовало). С семи лет все дети обязаны были посещать среднюю школу. Можно было после 7-го класса оставить школу и поступить в 2-3-х летнее специальное учебное заведение для получения какой-либо специальности. Но большинство детей кончали 10 классов, а затем уже получали специальность или поступали в институты. Школы были только на русском и (реже) казахском языках. В институтах казахских отделений не было, они появились позже, когда выросла национальная интеллигенция.

И школы, и институты были укомплектованы хорошими кадрами - специалистами, в военные годы эвакуированными из Украины и России. Некоторые из них бежали оттуда еще во времена голода и репрессий. Например, открытый во время войны Чимкентский технологический институт, был укомплектован кадрами Ленинградского технологического института (теперь имени Ленсовета). Впоследствии многие из них вернулись домой, и уровень преподавания упал. (В настоящее время основные кадры здесь - национальные, и это серьезно сказывается на уровне образованности местной интеллигенции).

Это была послевоенная пора. Полуразрушенная страна только начинала восстанавливаться. Промышленных товаров было мало, но тканей - в достаточном количестве и довольно разнообразных. Фирменной мебели было недостаточно; поэтому заказывали у местных мастеров. После освобождения от ограничений, ездили за крупными покупками в центральные города, даже в Москву. Каждая покупка в семье была событием и доставляла много радости, поскольку на это приходилось долго копить деньги.

Быт и развлечения были простыми. Для молодежи имелись клубы с танцплощадками. Дома редко кто имел радио или проигрыватель грампластинок, но это восполнялось собственной игрой на баяне, гитаре и пением. Взаимоотношения людей отличались добротой, взаимопомощью и взаимопониманием. Взрослые собирались по праздникам, пели, танцевали, играли в карты. Иногда ездили за город на пикники. Телевизоров еще не было, но посещение кинотеатров было обычным явлением. В каждом районе были небольшие кинотеатры с билетами вполне доступной цены; на детские фильмы цена была особенно низка.

Излюбленным духовным занятием и взрослых и детей было чтение книг. И во времена Сталина, а еще больше после его смерти издавалось много детской и взрослой литературы. И отдельные сборники, и собрания сочинений всех классиков - советских и зарубежных. В каждой школе и в каждом районе города были библиотеки, в которых можно было брать книги на дом. Позже можно было выписывать книги из Москвы и Ленинграда, в том числе и букинистическую литературу.

На окраинах города жители обычно заводили огороды, где выращивали овощи, кукурузу, подсолнечник; разбивали сады; держали птицу - кур и уток и др. Некоторые для развлечения разводили голубей.

Питание было ограниченным, но никто не голодал и никто не придавал особого значения изысканности стола. Тем не менее, по праздникам женщины умудрялись накрывать очень вкусные и разнообразные столы. Основные продукты питания покупали в (государственных) магазинах. Черного хлеба было вдосталь, но за белым стояли в очереди. Сахара также было достаточно, и хлеб, посыпанный сахаром, был распространенным детским лакомством. Со сливочным маслом были трудности. На первых порах продавали, в основном, только соленое масло, которое меньше портится в жарком климате, причем давали по 0,5-1 кг на одного человека, но и за ним приходилось стоять в очередях. На рынке тогда еще продавалось чудесное сливочное масло домашнего приготовления (твердое, как сыр), но оно было сравнительно дорого и его редко покупали. Мяса было достаточно, особенно баранины. Овощи, фрукты и прочая зелень покупались на рынке. Все это было очень хорошего качества и в изобилии. Прекрасные яблоки, арбузы, дыни, клубника, виноград, изюм, урюк (сушеный абрикос) и многое другое. Везде росли шелковица и, так называемая, джуда, сладкие ягоды которых служили лакомством для детей. В пору воспевания кукурузы и дети, и взрослые любили есть вареную и жаренную на костре кукурузу. Распространенным лакомством были семечки подсолнечника, сушеная дыня и тому подобные сухофрукты.

Дети пользовались полной свободой передвижения. Поскольку не было бандитизма, наркотиков и пр., родители безбоязненно разрешали детям уходить на весь день на речку или куда-то еще играть в футбол и в разнообразные дворовые игры: бабки, лямку, чижик и т.п. Летом лазали по деревьям, собирая шелковицу и джуду. Зимой катались на санках и коньках (часто самодельных). Дети, как во все времена, коллекционировали разнообразные предметы: марки, монеты, фантики, перья для письма (они в то время были самые разнообразные). У некоторых были велосипеды (у взрослых даже немецкие трофейные). Частных машин почти не было.

Вспоминая то время, наши родители всегда отмечали, что жизнь тогда отличалась умением искренне радоваться самым простым вещам, удивительным моральным климатом дружелюбия и взаимопомощи, которые почему-то начали исчезать по мере обретения свободы и благосостояния. Об этой поре бытия греков и других жителей Союза мы поговорим во второй книге "Истории".

 

Литература

1. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть I. Месопотамия. Под ред. И.М. Дьяконова. - М.: Наука, 1983.

2. Т. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейцы: праязык и праро­дина. - Наука и человечество. Международный ежегодник. М.: Знание, 1989.

3. То же, что 1. Часть 2.

4. Мартынов А.И. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1982.

5. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древней­ших времен до 1981 г. - М.: Просвещение, 1989.

6. История древнего мира. Упадок древних обществ. Под ред. И.М.Дья­конова и др. - М.: Наука, 1989.

7. Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. - Сухуми: Алашара, 1989.

8. Мачавариани К.Д. Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. - Сухум, 1913.

9.

10. Яйленко В.П. Греческая колонизация VII-III в.до н.э. М.: Наука, 1982.

11. Краткие сообщения института археологии АН СССР No 151. Античные памятники Колхиды и Иберии. - М.: Наука, 1977.

12. Лордкипанидзе О.Д.. Город-храм Колхиды. (История археологических раскопок в Вани).- М.: Наука, 1978.  

13. Обзор докладов "Советско-африканского симпозиума по археологии. Тбилиси-Сигнахи, 1988г." - Вестник Древней Истории, 1990, №2, с.225.  

14. Марр Н.Я. По этапам развития яфетической теории. Сборник статей Н.Я.Марра. - М.-Л: Изд. НИИ Этнических и Национальных Культур наро­дов Востока СССР, III,  1926.

15. Какабадзе С.С. О так называемых "хеттско-иберийских" языках. - "Вопросы языкознания", 1955, 14, с.65.

16. История Кавказа и причерноморских степей - М.: Наука, 1987.

17. Языки мира и мир языка. - "Знание-сила", 1985, No 7, с.9.

18. Антропология и геногеография. Сб. ст. - М.: Наука, 1974.

19. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государ­ства в ХIII-ХV вв. - М.: МТУ, 1981.

20. Ксенофонт. Анабасис. Перевод, статья и примечания М.И.Максимовой. - М.-Л.: изд. АН СССР, 1951.

21. Панарет Михаил. Трапезундская хроника. Изд. А.Хаханов, М., 1905.

22. Клавихо Рюи Гонзалес, де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 г.г. - СОРЯС, т.28, Спб., 1881.

23. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. З - М.: Наука, 1983.

24. Иоаниди Н.Н. Греки в Абхазии. - Сухуми, Алашара, 1990.

25. Шуф (Борей), Владимир. На востоке. Записки корреспондента о греко-турецкой войне. - С-Петербург, экономическая типо-литография, 1897.

26. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. - М.: Наука, 1980.

27. История нашего времени (Современная культура и её проблемы). Под ред. профессоров М.М.Ковалевского и К.А.Тимирязева. Вып.13. - Издание Т-ва "Бр. А. и И.Гранат и К°", 1913.

28. Шеменков К.А. Греция: проблемы современной истории. - М.: Мысль, 1987.

29. Познаньска К. Старая и новая Турция. - М.: Наука, 1974.

30. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. - Сухуми, Ала­шара, 1990.

31. Безобразов П.В. Трапезунт, его святыни и древности. - Пг., 1916.

32. Пападопуло-Керамевс, А. Сборник источников по истории Трепезунской империи. - Спб., 1987.

33. Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д. и др. История Грузии. Учебник для старших классов средней школы. Изд. четвертое. - Тбилиси: Ганатлеба, 1967.

34. Якобсон. Крым в средние века. - М.: Наука, 1973.

35.  Каратанасис Афинасиос. Духовная жизнь греков в России в XIX в. - "Балканские исследования", М.: Наука, 1989, вып. 11, с.5.

З6. Арш Г.Л. Греческая эмиграция в России в конце ХVIII - начале XIX в.в. // Советская этнография, 1909, №3, с.85-96.

37. Сумароков П.И. Досуг крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду. - Спб., Имп. тип., 1803-1805 гг. Ч.1, 1803г., 226 с.; ч.2, 1805г., 244 с., илл., карты.  

38. Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым в 1836 г. - ЖМЖ1, 1837, ч.13, ИЗ, 625-691, с илл., карт.

39. Соколов И.И. Мариупольские греки // Тр. ин-та славяноведения АН СССР. 1932, III, с.287-317.

40. Серафимов С. Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря. Екатеринослав, Тип. братства св. Владимира, 1901.

41. Иванова Ю.В. Греческие этнические группы в СССР.  // Рассы и на­роды. 1988, вып.18, с.206-220.

42. Николаева Э.Я., Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Материалы по археологии Цебельды / Итоги исследования Цибилиума в 1978-1982 гг. Сухуми, 1985. // Советская Археология, 1989, III, с. 273.

43. Зайковская Т.В. Традиционные верования и представления греков Аджарии (античные истоки образов св.Илии и св. Георгия. // Сов. Этнография, 1989, №2, с.105.

44. Ευσταυιαδη Σ. Τα τραγουδια του Ποντιακου λαου. Θεσσαλονικη, 1981.

45. Волкова Н.Г. У греков Грузии. // Полевые исследования Ин-та эт­нографии 1974 г. - М.: 1975.

46. Аклаев А.Р. Этноязыковая ситуация и особенности этнического са­мосознания грузинских греков (по материалам исследования в Цалкинском районе). // Советская этнография, 1988, №5, с. 60.

47. Уэллс, Герберт. Россия во мгле.

48. Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М.: Наука, 1991.

49. Αγαθονικιδη Θεοφ/ Τραγικα γεγονοτα στις επαρχιες Γκιολια. Ποντιακη Εστια, 1988, τευχος 73, σ. 132-135.

50. Васильев А. Мост через Босфор. - М.: Молодая Гвардия, 1989.

51.  Периханян А. Г. К вопросу происхождения армянской письменности. - Переднеазиатскнй сборник, вып. II, М, 1966, с. 103.

52. Воронов Ю.Н. Диоскуриада - Себастополис - Цхум. - М.: Наука, 1980 

53. Сичинава В. Новая триада. Мнения, гипотезы. - Газета "Советская Абхазия", 25 мая 1991.

54. Воронов Ю. Уроки Давида Строителя. - Газета "Сухумский вестник", №3 /12/, апрель 1991 г., г. Сухуми.

55. Карбелашвили Л. А. Экономическая география Грузинской СССР. Уче­бник для VIII класса. - Тбилиси: Ганатлеба, 1971.

56. Фадеев А. Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе. - Исторический сборник, вып. 4, М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935, с. 135-182.

57. География Российской империи. Курс средних учебных заведений (Составили А.Баранов и Н. Горелов). 6-ое изд. - С-Петербург. Изд. Д .Д. Полубояринова , 1892.

58. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. - М.: Наука, 1979.

Вернуться к оглавлению

Александр Франгуланди. Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Сухум, 1991.


Далее читайте:

Греки, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку