Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

12. Горящие снопы

–1–

Духи злобы очень горды и, конечно, не имеют намерения служить Богу, однако, сами не желая того, являются у Господа нечистой служебной тварью. Не без «помощи» злых сил, хотя и вопреки их воле, неумолимо свершается Промысл Божий, ведущий человека к спасению и очищению вселенной от всякого зла. Вездесущие же духи злобы обманом соблазняют народы, однако больше всех они обманули самих себя.

«Для Бога все возможно, никто не может сопротивляться его Божественной власти», – говорит преподобный Иосиф Волоцкий в своем «Просветителе». – «Бог не хочет даже по отношению к дьяволу поступить неправедно. Ведь если бы… Бог победил дьявола… силой, дьявол начал бы говорить: «Я неправеден – но и у Бога нет правды, и Он совершает все принуждением и силой; я победил человека, но Бог, победив меня, насильно и неправедно отнял у меня человека», – и был бы прав. Но Владыка не допустит дьяволу говорить, что тот победил человека, а сам был побежден Богом. Поэтому Бог несказанным устроением задумал подать нам победу над дьяволом».

Сказанное преподобным Иосифом о бесах равно применимо и к злым людям.

Господь дает человеку могущество и мудрость самому попирать демонические силы. И дает их не только верным. Хитрые обманщики – противники Христа – тоже никогда не остаются без дела. Без отдыха и устали кропотливо трудятся они, чтобы погубить всех людей, но результат их трудов всегда противоположен желаемому! Вспомним, как упорно трудились нечестивые фарисеи убить Христа. Но в результате своих нечестивых трудов, богоубийцы немало способствовали нашему спасению, хотя бы и ценой собственной погибели.

«Господь Бог Божественною своею мудростию перехитрил египтян, Саула, Иеровоама... – так и сейчас Божественной мудростию и ухищрением Своего Божественного коварства Он убил дьявола... спас род человеческий от ада. В Божественном писании много случаев хитрости и коварства ... Господа Бога». – На первый взгляд, последнее утверждение весьма странно. Мы ведь знаем, что Бог есть Любовь, и это как-то не вяжется с традиционными представлениями о коварстве и хитрости. На самом же деле, преподобный Иосиф лишь показывает необозримость попечения Божия о человеке. Там, где нам кажется, что пришла наша погибель, на самом деле кроется смерть самих погубителей. И это справедливо!

«Нам не следует смущаться, соблазняться или сомневаться по поводу этих случаев хитрости и коварства, но только веровать в безмерную глубину Божьей мудрости», – заканчивает Преподобный эту свою чрезвычайно важную мысль.

Божии «хитрость и коварство» на деле означают хитрость и коварство самих демонов, мудро и справедливо направленные Творцом против них самих.

Примером может стать Исход Израиля из Египта, когда он своим коварством, но вполне согласно с волей Божией, взял себе многие сокровища Египта. Иной пример подобного хитрого коварства приводится в книге Иудифь. Иудифь была благочестивой и богобоязненной вдовой, прекрасной видом и душой. В то время по приказу Ассирийского царя нечестивый полководец Олоферн с огромным войском вторгся в пределы Израилевы, чтобы погубить его. Как единственная надежда на «спасение», народу предлагалось отречение от Бога, разрушение Храма и признание богом Ассирийского царя. Для многих такое отречение было хуже смерти, народ единодушно взмолился о помощи ко Всевышнему и был услышан. Господь послал спасение в лице праведной Иудифи, обманно пришедшей в стан к Олоферну, выдавая себя за предательницу. Прельстившись неописуемой красотой Иудифи, Олоферн устроил для нее пир. Но когда он упился, Иудифь отсекла нечестивому голову и спешно покинула стан врага.

«Коварное» убийство полководца настолько напугало его войско, что оно спешно удалилось восвояси. Так, Божии «хитрость и коварство» дали мужество и славу слабой женщине – Иудифи, и они же отобрали его у огромного посрамленного ею войска. Как могла одна единственная вдова напугать стольких суровых воинов, привыкших к многочисленным победам над сильным противником? Естественно, нельзя все объяснить только личным мужеством действительно бесстрашной Иудифи, именно благодать Божия «коварно» дала ей особые силы попрать гордых завоевателей.

Человеку самому не хватает ни сил, ни ума для своего спасения. Часто он находится в смятении от одолевающих его страстей. Злые силы причиняют людям огромные скорби, мучая их и не давая нигде пристанища. Но как часто демонские козни приводят несчастных к спасительному кораблю Церкви, возвращая их к Вере.

Когда же народ вновь удаляется от спасительного покрова Церкви, на него снова немедленно нападают духи злобы и злые люди, увлекая в бездну трясины. Но стоит только начать отвращаться от мерзостей, само уклонение от зла возвращает человека в Церковь – вот вам снова Божие «коварство»!

 

–2–

 

Не может человек быть нейтральным по отношению к добру и злу. Либо он обретает любовь и свободу во Христе, либо злобу и рабство князю мира сего; либо вольно тянется к Свету, либо страстно и безвольно устремляется в бездну.

Погибнуть, конечно, проще. Чтобы погубить свою душу, можно вообще ничего не предпринимать – смерть придет сама. Склонность падшей людской природы к греху такова, что она и без посторонней помощи увлечет человечество к вечной погибели. Здесь даже нет нужды в особых ухищрениях «тайны беззакония». Последняя лишь ускоряет «естественное» течение событий, «помогая» человеку пасть еще ниже и быстрее. Ей нужно, чтобы земные и посмертные мучения человека были как можно страшнее и безотраднее, и это, надо сказать, ей нередко удается.

Но и без этого множество людей, пусть даже по-человечески добрых и отзывчивых, печально оканчивают свой земной путь, будучи уверены в своей праведности и добродетельно прожитой жизни. Растили детей, не делали зла, не крали, не убивали, добросовестно работали на благо Родины и тому подобное. А ведь они даже и не поняли за всю свою жизнь, что такое на самом деле добро и зло. Это ужасная трагедия огромного большинства людей, живущих на Земле!

За тысячелетия до Рождества Спасителя было великое множество добрых, честных и порядочных, по тем же человеческим понятиям, людей. Были и великие Пророки Божии. Но ни один из них не смог войти в Царствие Небесное. Для этого, оказалось, недостаточно простой доброты и человеческой любви. Нужен Спаситель! Нужна Любовь Божия, а она только в Вере в Господа нашего Иисуса Христа. Небо открывает не любовь человеческая, а Любовь Совершенная.

Спасение, в отличие от погибели, требует огромных усилий, но и они могут оказаться в итоге бесплодными. «Без Церкви нет спасения». Господь создал Церковь, потому что вырваться из лап беззакония без ее помощи невозможно! Когда люди перестают все это понимать, они становятся совершенно неспособными противостоять многочисленным ухищрениям «тайны беззакония». В такие времена зло становится особенно организованным, агрессивным и «концентрированным».

Организованность мирового зла можно в известном смысле сравнить со всемирной «канализационной системой», непрерывно собирающей из мира как само зло, так и всех уловленных им неисправимых людей.

«Система» впитывает смрадные нечистоты и нечестивых, восставших в злобе, гордости и обиде на Бога. Она всегда исправно работала среди любых народов. Если бы эта своеобразная «канализация» надежно не функционировала, то быть может, зло разлилось бы повсюду в таком количестве, что человек, погружаясь в него, даже не замечал бы своего падения – не с чем было бы сравнивать. К счастью, организованное зло подобную возможность людям предоставляет.

Из своей богомерзкой системы поглощения человеческой мерзости духи злобы даже пытаются создать особую Систему Управления Миром.

 

–3–

 

Страхом, парализующим волю, нельзя заставить любить по-настоящему.

Впрочем, страх страху рознь. Страх Божий – сильное врачующее средство. Страх демонический, непокаянный, несет в себе ожесточение и глубокую обиду. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13), – говорит Спаситель. Господу нужна любовь – милость, по слову Евангелия, а не просто формальное исполнение законов Божьих. Надлежит испытывать отвращение к греху и его пагубным последствиям, понимая справедливость Божия наказания через попускаемые скорби, а не ощущать животный страх перед возмездием за неправедные дела.

Так, некогда к Христу приступили не в меру ревнивые в вере фарисеи и теплохладные, почти атеисты, саддукеи. Те и другие требовали показать знамения на небе (Мф. 16, 1-4). Блаженный Феофилакт поясняет, что они просили у Господа остановить солнце или луну или помрачить их свет.

Пришедшие искали страшного чуда, но Божественная любовь не приходит от ужаса. Богу потребны люди свободной воли, а не рабы страха, какими желали стать фарисеи и саддукеи. Напротив, Господь обыкновенно совершал «тихие» чудеса кротости и милосердия. Они никогда не возбуждали в израненных скорбями людских сердцах страха перед Ним, а приносили мир и покой, открывавшие людям забытую сладость богообщения. Духовный рай тогда входил в человеческое сердце, чтобы более не покидать его никогда. Это покаянное и слезное осознание милости Божией рождается особым страхом – Божиим, великим чувством, несущим в себе начало любви.

Господь отказался совершить пред гордыми «ходоками» страшное чудо. Фарисеи и саддукеи так и ушли не уверовавшими. Они готовы были поклониться, но не любви Христовой, а парализующему волю страху. Им не нужна была любовь, а Богу не нужно было страха. В великом смирении и любви Христовой неразумные просители чудес требуемого ужаса не обнаружили, зато в конце концов нашли его с избытком в ином месте, отдав свои бессмертные души злому существу, достойному, по их мнению, именоваться «богом». Вырваться из его лап они в своем большинстве, к сожалению, уже не смогли. Ужас бездны мгновенно преклонил их дрожащие колени и жестокие выи до самого ада – наступило подавляющее разум и волю «бесовское смирение», от которого человек быстро перестает быть человеком, утрачивая свободную волю, но не находя в этом «смирении» покоя души. Поклонение злу не дает утешения.

Фарисеи жили в фанатичном исступлении ложно возбужденной веры. Саддукеи, напротив, верили мало и искали в «вере» больше земной власти, чем спасения. Но все вместе они по-настоящему и достаточно искренне исстрадались без Бога! Жажда поклонения Творцу присуща человеческому естеству. Таким он создан, и без Веры жить не может. Поэтому пришедшие к Христу почти неложно искали Бога, и почти нашли Его. Господь даже Сам явил им Себя, ведь не будь на то Его воля, они никогда бы не встретились. Но Спаситель так и остался невидим для них, по причине демонической гордости, равно присущей фарисейству и саддукейству. Несчастные слишком крепко были связаны сей страстью, избавиться от которой с Божьей помощью они отказались.

Свою гордость любой человек, понимая это или нет, всегда хочет сломить, потому что она причиняет непрестанные и нестерпимые мучения. Но избавиться от нее непросто. Страх Божий в этом деле – самое верное средство. «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10). Этот страх – особого рода. Он не связывает волю, а освобождает ее от власти страстей, чем подобен страху за проступок перед любящим отцом, для которого осознание чадом вины – уже радость. Страх Божий не несет в себе ужаса, отчаяния и непрощения.

Если бы все грешные немедленно наказывались, то они, может, и пришли бы к Спасителю, но их привела бы не любовь, а лишь страх наказания. Именно таким страхом собирает людей «тайна беззакония», но панический страх пред немилостивым «богом» не может породить истинной любви.

Господь долготерпелив с наказанием, но приближается и уже наступает время духовной жатвы. Времени для раскаяния и очищения от греховной скверны уже было дано достаточно. Окрепшей любви, взрастившей достойные плоды покаяния, не сможет повредить и самый великий страх. Плодом ее становится бесстрашие и усыновление верных Богом. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании говорит верным: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).

 

–4–

 

В Евангелии от Матфея Господь рассказывает притчу о доброй пшенице, посеянной добрым сеятелем, и сорных плевелах, в тайне ночи подсыпанных на поле злобным врагом (Мф. 13, 24-33, 36-43). Поле – это человечество. Господь посеял на нем доброе семя и сравнивает пшеницу с праведными людьми, а плевелы – со злыми сынами лукавого, порождениями злобы, растущими с пшеницей до жатвы – времени Второго Пришествия. По слову блаженного Феофилакта Болгарского, Господь не посекает сынов злобы, как того просят Ангелы, выступающие в притче в образе работников. Он ни в ком не хочет повредить ростки будущей праведности, оставляя последнюю возможность покаянного исцеления даже самых грешных людей. Этой возможностью воспользуются, к сожалению, совсем немногие из них. Непокаянные грешники в этой притче подобны злым плевелам, но, раскаявшись, они вполне еще могут стать доброй пшеницей, обретая вечное спасение в истинной Вере.

Таким «плевелом», к примеру, был гонитель христиан Савл, нареченный после его удивительного обращения и крещения Павлом. Своими неутомимыми трудами на благо Церкви и великими скорбями он обрел не просто святость, а назван вторым Первоверховным Апостолом наряду с Апостолом Петром!

О способе и времени воздаяния за добро и зло Господь говорит следующее: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их... жатва есть кончина века. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства все соблазны и делающих беззакония, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 30-42).

Итак, прежде воздаяния праведным, «тайна беззакония» будет связана в некие «снопы», в которых она совершенно лишится свободы действий. Лишенная и малой подвижности, она будет удручена неожиданным бессилием. Вся мощь ее беззакония уйдет на то, чтобы крепко связать… саму себя и гореть адским огнем в «плаче» обиды и злобном «скрежете зубов».

Очевидно, что подобное состоится до Страшного Суда, может совсем незадолго до него, потому что связывают злых в снопы Ангелы, а не Господь. Судить же всех Он будет Сам. Относительно наших времен это может означать, что прежде возмездия злым – прообраза Страшного Суда – они лишаются всякой свободы воли и разума, сгорая от злобы и иных страстей.

Зло высасывает само себя из мира, как высасывается гной из раны, связывая всех злых подобно Евангельским плевелам в «снопы». Погибшие не желают идти в бездну в одиночку. Каждый старается увлечь за собою иного и цепко держит в объятиях «товарища». Вот так и получаются «снопы» из которых беззаконие тщетно пытается создать свое «вечное» царство, горящее пламенной страстью, но бессильное и безжизненное. Вся их огромная мощь, это, оказывается – бессилие! Беззаконные нечестивцы, связанные в «снопы» не без помощи «коварных» Ангелов, проникнутся друг к другу такой взаимной злобой, что и малого огня «спички», зажженной опять же не без участия Ангелов, будет достаточно, чтобы дотла сжечь все долгими трудами собранное беззаконие.

Свободным делает человека лишь свободная воля. Несвободный связан множеством условностей, нужных связей, обязательств, а главное – страстей. В конце времен всю свою силу беззаконие будет тратить на то, чтобы хоть как-то удержать само себя от всепожирающего огня злобы. Власти же над праведными, находящимися под защитой Божией, «снопы» не будут иметь никакой.

Подобно тому, как Церковь соединяет людей Божией любовью в единое Тело Христово, князь мира сего пытается связать своей злобой беззаконное «канализационное тело» – «снопы», черный адский огонь пронизывает их с огромной силой, но зло так и не сможет ей воспользоваться, ибо вся она предназначена для самоуничтожения. Собрав воедино все энергии разрушения, «тайна беззакония» не в силах долго сдерживать их. Пожирающий огонь, предназначенный другим, выходит из повиновения и быстро сжигает самих неистовых разрушителей мира. Духи злобы знают об этом, но ничего не могут с собой поделать.

Послушные злу люди совершают дела, как им кажется, весьма для них полезные, но ни одного поступка они не совершат без Божия попущения и без вреда для самих себя. Их мощь – совершенная иллюзия и полная растрата сил. Несвобода злых и неконтролируемость их действий всегда приводит к быстрому истощению.

В конце «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззакония». Произойдет полное отделение зла от добра. Зло уже не будет лукаво соблазнять простых людей через «тайну беззакония», а открыто покажет ненависть к Христу и христианам, непреодолимое желание их уничтожить и… свое полное бессилие! Зло может казаться в подобные времена вездесущим и всевластным, но на деле оно крепко-накрепко связано. Оно никогда не несло в себе никаких собственных жизненных сил. Поэтому связанное ложью и злобой «тело» не сможет существовать никаким иным образом кроме паразитического. А силы Господь будет попускать ему брать лишь для исполнения предначертанного им спасения верных и назидательного наказания неверных.

 

–5–

 

Происходящее в Последние Времена в какой-то мере, возможно, будет напоминать изгнание Христом легиона бесов из гадаринского бесноватого. Этого несчастного, как и наше многострадальное Отечество, в течение многих лет беспрестанно, неусыпно и страшно мучило множество злых демонов. Они даже как-то объединились для мучений этого человека в своего рода военное соединение и назвались легионом, скорее всего по примеру непобедимого Римского войска, покорившего всю вселенную, в том числе и Иудею. Во всяком случае, именно так бесстыдные представились Спасителю (Мк. 5, 1-20). Хотя Господь спросил о имени припавшего к Его стопам человека, а не бесов, «воины гордого легиона» не смогли промолчать. Спаситель же повелел им выйти из человека.

Безумная гордость демонов немедленно сменилась жалкой униженностью и нижайшей просьбой не отправлять их в бездну, а позволить перейти хотя бы в нечистое и презренное по Ветхому Закону животное – свинью. На удивление злобных демонов, их желание было тут же исполнено. Господь, ведая о будущем, разрешил им войти в пасущееся неподалеку свиное стадо. Страх и униженность тут же опять сменились гордостью и исступленной жаждой мщения Богу.

Казалось бы, радуйся, что получил законную власть хотя бы над глупыми животными, ведь это уже немалая награда по сравнению с невыносимыми вечными муками бездны, которой только что так чудесно удалось избежать. Однако не таковы были намерения у неугомонных духов бездны, неспособных более сдерживать свою ненависть ко Христу. Пусть Господь и недоступен был их мщению, зато свиньи – в «абсолютной власти». И вот, все свое безумное ожесточение, обиду унижения и страх перед Спасителем бесы решили выместить на несчастных ничего не подозревающих тварях. Немедленно по своем вселении в свиней, в полном единомыслии, устремили они все стадо на неминуемую смерть – к обрыву в море. Заметим, даже свиней бесы сами не могли убить, а лишь управляя их волей, направили в морскую пучину. Ведомые не разумом, а непомерно дикой злобой, бесы истребили этих нечистых животных, разведенных людьми по их же наущению, в нарушение Моисеева Закона. Однако и сами тоже не остались ненаказанными!

Зло собственными руками истребило соблазн греха – «свинство». Случилось невероятное. Беззаконие в безумии истребило само себя.

Кто знает, сколько времени и усилий потратили бесы, чтобы нарушение Закона стало для людей нормой жизни, чтобы они перестали стыдиться греха и уже не тайно, но открыто пасли свиней, демонстрируя свое «свинство» по отношению к Божиим установлениям? Но, как почти всегда бывает, духи злобы сами же разрушили плоды своих дел. Дозволения на то, чтобы войти в других тварей они не получили. Поэтому после потопления свиней им не оставалось ничего другого, как отправиться в ту самую ужасавшую их бездну, которой они так страстно хотели избежать всего лишь несколько мгновений тому назад, когда просили у Господа дозволения войти в свиное стадо. Сами себя наказали – и поделом!

 

–6–

 

Участь несчастных свиней печальна, но ведь их разводили в нарушение Моисеева Закона. Сейчас же Заповеди Божии, даже не как Закон, а просто как нравственные принципы, человечество все более ожесточенно отвергает. Здесь представляется неслучайным и род стихии – море, уничтожившее свиней, а бесов отправившее в бездну.

Возбужденные демонической ненавистью свиньи представляют собою некоторое подобие «сверхчеловеков». Демоническая сила делает ее обладателей чрезвычайно могущественными и «умными», но та же сила превращает человека в скотоподобное существо – свинью. Несчастные бесноватые свиньи, как видно из Евангелия, не удовольствовались малым, но ведомые непокорными Богу демонами, и подобно им, тоже устремились к абсолютной власти. Подобное, кстати, можно сказать вообще о всяком «сверхчеловеке», одержимом властным духом ложной избранности.

Самым удобным объектом для утверждения своего владычества представляется бескрайнее море человеческих страстей. И вот, «сверхживотные» устремились властвовать над этой безликой стихией, которая сразу и безоговорочно покорилась новоявленным «харизматическим вождям» и приняла их в свои объятия, как будто только того и ждала. Наступило время недолгого торжества бесноватых тварей, их хрюкающие морды победоносно возвышаются над водной гладью. Теперь бы еще немного времени для окончательного торжества и утверждения «бессмертных идей». Но... только расходящиеся по воде круги сохранили недолгую память о безумных «буревестниках Революции». Сами же ее вожди так же ошеломляюще быстро исчезли в пучинах вод, как и появились, не успев толком ничего понять. Скоротечная власть и смерть слились для них воедино. Господь не дал им времени ни для осознания происходящего, ни для покаяния, ведь покаяние чуждо свиноподобным демоническим «сверхособям». Воды быстро сомкнулись над ними. Бессловесное безмолвие воцарилось над морем до прихода новых претендентов, несущих «свободу человечеству». Безвольная пучина терпеливо ждет и их!

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку