Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть вторая

ТРИАДА ВОЙНЫ

22. Кощей Бессмертный

–1–

С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем – Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-царевичем. Кощей Бессмертный обычно представлял собой собирательный образ всех злых и лукавых сил. Эта нечисть непременно хотела уничтожить наше Отечество, заметим, именно так, как это сейчас делает с Россией современное «мировое сообщество».

Иван-царевич непрестанно вел войну с Кощеем, но все время почему-то терпел от него сокрушительные поражения. Однако и «славному победителю» тоже никак не давалась окончательная победа – полная власть над жизнью Ивана. Но вот, наконец, на радость Кощея царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны. Видно чувствовал, что добром для него это все равно не кончится. И не ошибся.

В сказаниях Иван-царевич был чудесно воскрешен таинственными преображающимися зверями-людьми, подобными световидным небесным Ангелам.

Один из них сложил воедино распавшиеся кусочки мертвой плоти. Другой срастил все воедино «мертвой водой». Третий оживил храброго воина «живой водою». Удивительно, как точно в этом сказочном действии заключено полное подобие реальной смерти и возрождения державы.

Ведь точно так же каждый раз происходило возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются на первый взгляд давно умершие части царства. Это – первое чудо. Невидимое и почти невероятное начало воскрешения погибшего народа. Святость Веры помалу оживляет мертвые от греха души людей. Скорби попрали былую гордость. В Церкви, в смиренном обретении Веры собирается пока немногочисленный и искалеченный безверием народ. Он болен и изнурен, но Верою – жив! Убийце же Кощею кажется, что Божий народ умер навеки.

Правильно служить разрубленные куски тела непросто. В этом уже начало жизни народа и державы – скрытая жизнь. Не может держава сама срастись воедино – не допускает государственное разделение, рассекшее единую плоть народа. Но невидимое притяжение уже стягивает разрубленные части Богоносца. Люди пришли к Богу, но разобщены. Они исцеляются, но еще не обрели полноты братской любви. Государственные и удельные границы расчлененного тела – их пока не в силах превозмочь нарождающаяся народная воля любви.

Следом происходит второе чудо – продолжение воскрешения царевича и России. Духовное единство обретает в себе особую силу. Ее уже не могут сдержать удельные или социальные разделения. Происходит по-прежнему невидимое смыкание расчлененного в единый организм. Душа народа снова едина! Но в ней еще нет былой полноты мощи, воли и жизни царства, хотя нет и прежней безвольной покорности злобе. Ведь соединилось же вопреки всему несоединимое! Однако сердце кровоточит от вонзенного в него жала смерти.

Но вот наступает, наконец, черед третьего и главного чуда – мертвый воин воскрес! Теперь тайное воскресение становится явным для ужаснувшихся недругов. Ослепительный свет Веры возвещает миру о невероятном. Ядовитое жало смерти – злоба, маловерие и эгоизм вырваны смирением и любовью во Христе! Ликование на небесах и яростный скрежет зубов в бездне. Народ воскрес, но, как оказалось, не для мирной жизни. Теперь непобедимый воин собирается на решительный бой со злом. Он бесстрашен подобно Христовым Апостолам.

Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного Русского царства, хотя и самым необычным образом. Таким прикровенным Русским Царством стала некогда… Советская Империя. Власть ей дана была Богом. Исходила она от Церкви, хотя последняя и была все время гонимой.

Возрождение начинается с возвращением пламенеющей веры. Страх Божий побеждает тогда страх перед злобой, убивающей жизнь народа. Вслед за страхом приходит почти забытое народное покаяние. Единство Церкви соединяет пока невидимое народное и державное единство «мертвой водой», которая именуется мертвой не потому, что в себе несет смерть. Напротив, «вода» как раз попирает ее слезами покаяния, очищает оживающую душу от смертельного греха.

Это еще не полнота жизни, но уже – изгнание смерти. Венцом духовного пробуждения становится полнокровное возрождение благодатного Православного царства, ставшее возможным только из-за возрождение пламенной Христовой любви, образом которой и было возвращение к жизни «живой водой».

Той чудесной «водой», без сомнения, могла быть только благодать Божия.

 

–2–

 

Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так, врагов у России всегда было много, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный – тот, кто убивает насмерть! Ведь убивающий плоть может не убить души. Окончательная же смерть наступает лишь тогда, когда гибнет душа. Поэтому-то царевич так тщетно воевал, сражаясь не с тем, в ком была сила и смерть Кощея. Это всегда был кто-то другой, только отнимавший у него силы!

Можно привести пример из русской истории. Благоверный князь Александр Невский во время татарского нашествия, стоял перед нелегким выбором. Кто же являлся главным врагом Руси – иноверцы татары или «братья» католики? Решение для многих православных был весьма неожиданным – католики! Великий князь Галицкий был не менее отважен, чем Александр, но имел иное мнение. Результат – Галичина, может и навсегда, отпала от духовного единства Руси. Но и правота Александра Невского потребовала от святого князя такого невероятного напряжения сил, что организм бесстрашного воина и мудрого политика сгорел как факел на ветру, – он не прожил и пятидесяти лет.

Сказочный царевич сражался с призраком врага, который в это самое время ловко скрывался от него в темных глубинах «тайны беззакония».

Роковая ошибка царевича едва не стоила ему вечной погибели, если бы не заступничество особых мистических сил. Последние в разных вариантах сказки меняются, но при этом всегда сохраняют свою главную сущность – духовных помощников. После своего чудесного воскрешения Иван уяснил, что надо истреблять причину смерти – истинного Кощея. Нельзя растрачивать силы на безнадежную войну с мифическими угрозами, закрывая от страха или злости глаза на главное.

Так вот, смерть Кощея была совершенно необыкновенной – игла в яйце. Она и покоилась в самом неприметном месте – висела в сундуке на дубе. Если не знаешь, что это смерть, ни за что не догадаешься! Дальше – больше. Яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в щуке. Искать иглу своим гордым умом здесь бесполезно, не помогут никакие мудрования, ибо зло часто совсем не таково, как мы его представляем. Нужно твердо знать, в чем именно состоит смерть зла, смиренно впитывая разумение жизни от ее единственного источника – Веры Православной.

Необъятная пророческая мудрость этой и многих подобных русских народных сказок, поражает и по сию пору. Они дают понять, что враг может быть сокрушен вовсе не так, как мы думаем. Это может произойти в самом необычном месте и самым необычным образом. Причем, победа может придти даже без обычного воинского сражения – в невидимом для мира духовном единоборстве.

 

–3–

 

Иван-царевич – собирательный образ русского народа, который нередко сам себя истреблял во мраке духовного ослепления. Только слепотой можно, например, объяснить ожесточение кровавых княжьих и народных междоусобиц, революций и перестроек, семейных ссор и тому подобного.

Здесь уместно вспомнить, что согласно сказке, вначале у Кощея вовсе не было никаких собственных сил. Он был совершенно беспомощен, скованный двенадцатью железными цепями – как двенадцатью Апостолами Христовыми, и спрятан в потаенной комнате. Снова обратимся к Откровению Иоанна Богослова: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 1–2).

Поражает даже внешняя схожесть сюжетов. Непоколебимая сила Апостольской Церкви и веры народной всегда связывала зло, заставляя его убираться с белого света, скрываться в темных подземельях. Потаенность комнаты с находящимся в ней Кощеем ассоциируется с мраком, скрывающим «тайну беззакония». Тайна ее состоит не в неведении Церковью ее существования и грязных проделок. Напротив, во тьме неведения неизменно находится само беззаконие, лишенное по собственной злобе Божьего света, а значит, и обыкновенного разума. Церковь-то всегда видит все! Кстати, выход беззакония «на волю» не устраняет его помрачения. Просто тайной злобе покоряются те, кто безрассудно и добровольно вступает в сумеречную область беззаконных страстей, греха и безверия.

Но и будучи крепко запертым, зло не исчезало, а ждало часа, когда люди вновь захотят заглянуть в запретную область тайнознаний, забудут о главной цели земной жизни – спасении. Тогда лишь целительный страх Божий, побежденный маловерием, не сможет удерживать дерзкую тягу к познанию смерти.

Пытливая «любознательность» и тяга к тайнознаниям Ивана-царевича привели его в те злополучные комнаты. Накрепко был заперт и связан цепями страшный то ли человек, то ли зверь – Кощей. Глубоко несчастным и несправедливо обиженным представился он доверчиво глупому царевичу, поразив его сердце стрелой жалости. Жалость же была ложной.

Царевич, согласно его представлением о любви к ближнему, решил выручить из беды якобы обиженного, опрометчиво пожалев неисправимого негодяя. Так, например, царская Россия хотя и помогала своим отсталым и диким национальным окраинам в их культурном просвещении, но никому не позволяла садиться себе на шею в качестве паразита. Такую рассудительную любовь к ближнему Коммунистический режим обозвал «имперскими замашками» русского народа, пытаясь восстанавливать права мнимо обездоленных. Распад Советской Империи – плод сих «праведных» трудов. Беззаконие впоследствии воспользовалась плодами наступившего неравенства, натравив на беззащитный русский народ облагодетельствованные некогда за его счет племена.

Беззаконная жалость к закоренелому негодяю стала причиной бедствий не только самого царевича, но и всего царства. И тот и другое лишь чудом избежали совершенного истребления. Точнее говоря, цену смерти познали все. Такая же точно «пытливость ума» заставила Адама, нарушив запрет Божий, вкусить плода от древа познания добра и зла. Но вместо бессмертия – смерть! Не все знания полезны, а некоторые – смертельно опасны. Причем смерть чаще всего приходит не сразу, поэтому людям трудно бывает связать причину со следствием. Вот и освободитель Кощея был крайнее легкомыслен. С его ложными представлениями о добре, царевич грубо нарушил данный ему категорический запрет даже подходить к тайной комнате, в которой на цепи содержался злодей. Царевич же напоил его, в образе воды, собственною кровью. Люди обыкновенно сами отдают нечистому свои силы, хотя и не без его внушения. Царевич пожалел «несчастного» и был наказан. Пожалевший отдает свою «кровь» – источник жизни – правую Веру. Только она наполняет сердце русского народа настоящей жизнью. Вместе с силами отдан и разум. Иван стал «не ведущим родства». Развращенный злом, он потерял Правду, а это верная дорога к смерти!

Не всякая жалость праведна. Можно сколько угодно жалеть и грешника, и еретика, быть, по словам Апостола, с эллином как эллин, с иудеем как иудей (1 Кор. 9, 20). Но нельзя допускать страстной жалости, рождающей духовное слияние с чужими грехами. Никогда нельзя смешивать святость с грехом. Об этой опасности наши предки даже детям давали понятия в сказках, раскрывающих тайны силы и коварства зла. Мудрые народные сказки учат и нас осмотрительности прежде, чем принимать любые ответственные решения.

С принятием Русью христианства, предания, подобные сказкам об Иване-царевиче и Кощее, окончательно оформились в пророческое видение судеб мира и прежде всего – самой России. Такие почти непостижимые для современного человека таинственные откровения были понятны даже малым детям, которые впитывали их буквально с молоком матери.

Послереволюционная цензура, желавшая стереть саму память о Святой Руси, почему-то не вымарала детские сказки о богатырях и Иванушках-дурачках. Это – бесценное сокровище, которое сейчас ясно может восприниматься как некий «Русский Апокалипсис» – пророчества о судьбе Русского царства последних времен. Не уничтожила их всевидящая цензура естественно не потому, что хотела донести истину до народа. Прежняя власть, как явная, так и тайная, не видела никакого смысла в белиберде глупых русских сказок. И совершенно напрасно.

Вот еще одно свидетельство невидимости Русского Царства для врагов Христовых!

 

–4–

 

Бесценны сокровища русских сказок как, например, упомянутой здесь «Марьи Моревны» – одного из наиболее емких повествований о Русском Царстве, о покровительстве Божией Матери, об Ангелах и преисподней, о злых духах и царской власти, о победе над Кощеем. «Бой на Калиновом мосту» так и прямо пророчествует о том, как три ига пронесутся над Русью, став образами беззаконного царства антихриста, говоря о сущности зла и народном единстве.

Русские народные сказки о непобедимом воине и будущем святом монахе – Илье Муромце, о таинственном защитнике монахов, насельников Святой горы Афон – Святогоре, о доблестном Добрыне Никитиче, освободившем русский народ от рабства мистическому чудовищу-дракону, о прочих чудо-богатырях, остались для многих людей загадкой. Подобно невидимой пелене, скрыли таинственные сказания от досужих умов свое истинное духовное предназначение.

Представляется не случайным, что именно на Руси столько проливалось крови в борьбе с образами будущего антихристова царства. Через эти ратные деяния Русь обретала уникальный духовный опыт борьбы с грядущим зверем и его поганым царством. Русь умирала, чтобы воскреснуть!

Это не означает, что сказка обязательно предполагает классическую воинскую победу над злом. Такая победа, по учению Церкви – удел Спасителя, Который мечом уст Своих поразит поганого зверя и, раз и навсегда сокрушив его царство, пресечет само бытие зла на земле. Наша же победа может состоять в простом сохранении верности Христу во всех гонениях, искушениях и соблазнах. Русское царство может быть в самые последние времена даже невидимым для чуждых Православию личностей. Как невидим стал для врага легендарный град Китеж, так же скрылась суть русских сказаний от всевидящей цензуры. Может сложиться иначе. Русское царство воскреснет в яви и своим могучим имперским крылом вновь защитит всех угнетаемых беззаконием рабов Христовых!

Сколько поколений русских детей после нашествия революционного атеизма читали эти дивные сказки. Возможно, что именно через них в чистые детские умы незаметно входила несказанная евангельская мудрость народа-богоносца, коварно лишенного тогда самого Святаго Евангелия.

Именно через сказки, став взрослыми, люди нередко вновь открывали для себя Христа и Церковь. Уже не через образы сказочных персонажей, но наяву увидели истосковавшиеся по правде люди евангельский Невечерний Свет.

«Иванушки-дурачки», «Емелюшки-дурачки» для ненавидящих нас, брезгующих нами лапотными, давно стали символами беспробудной русской глупости, безделья и пьянства. Но за их наивными образами скрывается один из главнейших столпов русской святости, особенно являющийся в самые тяжелые, смутные времена – таинственное Христа ради юродство. Оно, как крепкое основание, не раз становилось началом многих духовных побед, когда положение народное казалось совершенно безвыходным.

Не секрет, что именно Христа ради юродство издревле было как бы символом гонимой Русской святости. Наверное не случайно и то, что ни один православный народ не дал миру такого числа святых, именуемых Церковью юродивыми. Особенно много таких дивных праведников и светоносных обличителей человеческого нечестия родилось на нашей земле во времена именно самых тяжелых гонений, междоусобиц, умаления народной веры.

Возможно, юродство вообще – образ святости последних времен, и оно поможет православным выстоять и бесстрашно проповедовать слово Божие даже в земном аду. Ведь как раз так и было во время революции, когда юродивые да странники – сказочные калики перехожие, обходили богатырским дозором поруганную и измученную Русь, освящая невидимым «крестным ходом» оскверненные святыни, укрепляя обессиленных воинов Христовых в их неравной, но всегда победоносной брани со злом.

Там, где видимая Церковь была порушена, они как бы восполняли ее до времени возрождения. Там, где царило зло, они властно смиряли его гордость. Вообще, не перечислить всего таинственного и удивительного, происходящего на земле Святой Руси. Прозревать такое – удел святости. Нам же вполне довольно понимать и исполнять то малое, что дается по нашему невеликому чину.

Точно как в сказке действуют силы зла в реальной жизни. Они всегда навязывают человечеству ложный образ врага, заставляя бить друг друга до истощения. Затем внезапно появляется сам «Кощей» и добивает измученного до полусмерти «победителя». Не обязательно оружием. Главная смерть – духовная. Хотя лукавый, по возможности, старается потешить себя и убиением плоти.

 

–5–

 

Духи злобы стравливают людей друг с другом. Притом они стараются так все устроить, чтобы для всех сторон конфликт был равно неправедным, замешивая его на взаимной ненависти и уловляя для геенских мучений всех участников военного противостояния. Человек должен собственными усилиями разрушить все, что самим демонам не под силу.

Так, во многих современных войнах нет истинного победителя. «Победитель» вполне даже может оказаться в гораздо худшем положении, чем побежденный. Дело в том, что оба противника вели изнурительную войну отнюдь не с действительным врагом, который напал на них обоих. Поэтому-то победа так часто и обращается в обоюдное поражение. Поверженному нередко даже легче осознать причину своего разгрома, чем тому, кто наивно считает себя победителем. Возможно, что военные неудачи Руси чаще приводили к покаянному возрождению ее духовной мощи, чем даже самые блистательные ее победы.

Особенно печально то, что чаще всего сейчас причиной гибели множества людей становятся «освободительные войны». Но они лишь на первый взгляд представляются таковыми. На самом деле несчастными воинами-патриотами обычно движет не столько похвальная любовь к правде, сколько обыкновенная злоба и страх.

Подобные войны несут в себе скверный дух самоистребления, сейчас весьма распространенный в мире. «Освободительные войны» нередко доводят неразумных «освободителей» до необратимого состояния ожесточения, так что они становятся проклятием своему народу, как это произошло с злосчастной Чечней. Такова вообще природа всего современного международного терроризма, выросшего из некогда благородного национально-освободительного движения.

Ложное «освободительное движение» уже стало одним из важнейших течений мирового сатанизма. Мстительные «спасители», не имеющие Христа в сердце, творят то же самое зло, что их оккультные «собратья», равно представляя собой предтеч антихриста. Каждый творит свое злое «дело».

Не везде обязательно должна литься настоящая кровь. Силам зла гораздо важнее, чтобы люди довели себя до физического истощения и духовного разделения, лишившись самого смысла жизни – Веры. Они жаждут, чтобы жизнь сохранялась только как биологическая, став животной, а не духовной. Так, подобным типом войны на истощение жизненной силы народов мира стала пресловутая «Эра Революций». Начиная с ранних революций на Западе и кончая нашей «перестройкой», она вовлекла в свои сети несчетное множество людей.

Во всех случаях, официальным лозунгом войны всегда было стремление к народному благу. На самом же деле, все часто заканчивалось миллионными кровопролитными жертвами как во Франции, России, Китае, Камбодже, а если даже и не так, то в любом случае наступало духовное и материальное разорение народа, который брались освобождать бравые и пылкие, но неумные «освободители».

Революция по замыслу ее бесплотных создателей должна происходить непрерывно! Начавшись, она никогда не должна прекращаться, вплоть до полного истребления человечества.

Пока же, пусть небольшой, но здравый смысл и остатки любви Божией в народах до сих пор останавливали мировое революционное безумие. Смирение люда и молитвы праведников все еще прелагают гнев Божий на милость.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку