Родственные проекты:
|
Философско-исторический контекст
аксиологического статуса собственности
Монография
Глава I
Аксиологический статус собственности как социально-философская
проблема
В рамках философско-исторического исследования наиболее значимы такие
«измерения» укорененности собственности в основах бытия общества, как ее
онтологический и аксиологический статус. Они позволяют исследовать названный
феномен общественной жизни (собственность как объект и собственность как
отношения) с позиций диалектики детерминант и доминант исторического
процесса.
Онтологическим основанием собственности является ограниченность объектов
собственности в природе (по крайней мере до сих пор и в настоящее время) – в
обществе. В данном ракурсе мы понимаем собственность как наличное бытие
объектов, по отношению к которым либо возникают определенные отношения между
социальными субъектами, либо существуют возможности возникновения подобных
отношений. Иными словами, существует действительное онтологическое поле
собственности и вероятностное поле, при этом второе шире первого.
Под аксиологическим статусом собственности нами понимается стандарт
восприятия и оценки имущественных отношений, отношений владения, самих
объектов собственности в ту или иную историческую эпоху, задаваемый
характером хозяйственной жизни, уровнем развития производства, некоторыми
ментальными факторами, этническими и тому подобными условиями.
Аксиологический статус собственности интерес тем, что субъектно он весьма и
весьма нагружен. Действительно, этот статус с необходимостью предполагает
соотносимость его с личностью собственника – соотнесенность, неизбежную в
случае любых нюансов понимания собственности; последняя как объект владения
«по умолчанию» предполагает владельца, который «возжелал» обладать или
вынужден был стать обладателем; собственность же в качестве отношения
субъектов по поводу вещи (предмета или чего угодно еще) тем более
непостижима без обращения к характеристикам этих субъектов (социальным,
политическим, культурным и тому подобным, в зависимости от того, по поводу
чего именно сложились эти отношения).
Собственность, как известно, исторична. Историчен и ее аксиологический
статус. Но то, что он неизбежно появляется в человеческой истории и в каждом
классовом обществе, является свидетельством инвариантности данных феноменов.
Ценностное «схватывание» собственности на различных уровнях рефлексии
придает изучаемому феномену самые разные оттенки, заставляет играть разными
гранями: грех – благодать, роскошь – скудость, расточительность –
накопительство, алчность – бескорыстие – вот далеко не полный «бриколлаж»
аксиологических ипостасей собственности.
Приведенные соображения, с одной стороны, обусловили характер и направление
наших исследований, а, с другой стороны, выступили теми положениями,
обосновать которые мы стремимся в данной работе.
Вернуться к оглавлению
Далее читайте:
Андрей Тесля (авторская страница).
|