Вадим Врачев

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ В >


Вадим Врачев

2008 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Вадим Врачев

Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля

Взгляд из XXI века

IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих

Природа – как система ступеней

«Природа должна быть рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного (natürlich) процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основание природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие»[1].

«Идея как природа обнаруживается:

I. в определении внеположности, в бесконечной разрозненности; единство формы является лишь внешним; это единство существует как идеальное только в себе и поэтому только как искомое. Это – материя и ее идеальная система – механика;

II. в определении особенности, так что реальность полагается с имманентной определенностью формы и существующей в ней дифференциацией; она [реальность] есть некое рефлективное отношение, в-самом-себе-бытие которого есть природная индивидуальность – физика;

III. в определении субъективности, в которой реальные различия формы столь же сведены вновь к идеальному единству, обретшему самое себя и существующему для себя – органика…        /…/

…Материя есть та форма, в которой вне-себя-бытие природы приходит к своему первому в-самом-себе-бытию, к абстрактному для-себя-бытию, которое является исключающим из себя и, следовательно, есть некое множество, имеющее свое единство, как то, что связывает для-себя-сущее многое в некое всеобщее для-себя-бытие, находящееся одновременно в и вне его, – это есть тяжесть. В механике для-себя-бытие не есть еще индивидуальное, покоящееся единство, которое обладает достаточной мощью, чтобы подчинить себе множество…         /…/

…В лице индивидуального тела в физике достигнута форма, и потому мы получаем сразу же, во-первых, раскрытие тяжести как господства для-себя-бытия над многообразием; тяжесть теперь уже больше не есть одно лишь стремление, а есть успокоение, хотя пока что это успокоение носит лишь характер являющегося: например, каждый атом золота содержит в себе все определения, или свойства, золота, и материя специфицирована и партикуляризирована в себе же самой. Второе определение индивидуального тела в физике состоит в том, что здесь совмещены особенность – как качественная определенность – и для-себя-бытие – как центр индивидуальности; это определение состоит, следовательно, в том, что тело определено конечным образом…       /…/

…Органическое есть природная тотальность, некая для-себя-сущая индивидуальность развивающаяся в самой себе в свои различия, но развивающаяся таким образом, что, во-первых, эти определения суть вместе с тем конкретные тотальности, а не лишь специфические свойства, и, во-вторых, они остаются также и качественно определенными в отношении друг друга и, таким образом, идеально (ideell) полагаются жизнью, сохраняющей самое себя в процессе этих членов в качестве конечных. Мы имеем, таким образом, многие для-себя-бытия, которые, однако, приводятся обратно к для-себя-сущему для-себя-бытию, подчиняющему себе в качестве самоцели члены и низводящему их до средств. Это – единство качественной определенности и тяжести, которое находит самое себя в жизни.

Каждая ступень представляет собой своеобразное царство природы, и все они кажутся имеющими самостоятельное существование; но последнее царство природы есть конкретное единство всех предыдущих, как и вообще каждая последующая ступень содержит в себе низшие ступени и вместе с тем противопоставляет их себе как свою неорганическую природу. Одна ступень есть власть над другой ступенью, и это – взаимно; в этом именно заключается истинный смысл учения о потенциях[2]. Неорганические ступени являются потенциями по отношению к индивидуальному, субъективному, – неорганическое разрушает органическое; но столь же верно, что органическое есть в свою очередь власть над своими всеобщими собственными силами, над воздухом, водой, которые, сколь они ни свободны, все же редуцируются и ассимилируются организмами. Вечная жизнь природы состоит, во-первых, в том, что идея воплощается в каждой сфере так, как она может быть воплощена в таком конечном существовании, подобно тому, как каждая капля воды отражает в себе солнце. Во-вторых, она состоит в диалектике понятия, которая прорывает границы этой сферы, так как оно не может удовлетвориться таким неадекватным элементом и необходимо переходит в высшую сферу»[3].

Не думаю, что нужно формально смотреть на термины, которыми Гегель обозначил ступени развития природы. В его время они были таковы. Тем более в раскрытии этих ступеней Гегель точен. В конечном счете, дело не в названии, а сути предмета.

Примечания:

[1] стр. 33, § 249, Введение, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[2] Учение о потенциях в древности было развито Платоном, который трактовал материю как чистую, пассивную потенцию (возможность) воплощения идеи, и Аристотелем, который понимал материю – потенцию – как действующую причину (dynamis), противопоставляя ей целевую причину. В эпоху Возрождения, в частности у Леонардо да Винчи, потенция трактуется как движущаяся материя, которая имманентно определяет свои формы. В современной Гегелю философии понятие потенции играло большую роль в натурфилософии Шеллинга. Потенции для него – идеи природы, которые позволяют фиксировать чисто количественные различия между ступенями природы, т. е. между механическими, химическими и органическими потенциями. У самого Гегеля потенция понимается идеалистически, как возможность воплощения идеи, причем обращается внимание на возможность перехода природы на высшую ступень. Взаимоотношение между различными ступенями природы, по Гегелю, не может быть сведено к чисто количественным изменениям, высший уровень не может быть редуцирован к низшему, поскольку он обладает новой, качественной природой, не выразимой в категориях низшего уровня. – 43.

[3] стр. 40 – 43, § 252, Введение, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

Вернуться к оглавлению

Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Взгляд из XXI века. ХРОНОС. 2008. (Книга публикуется по соглашению с автором).


Далее читайте:

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831), великий немецкий философ-идеалист.

Вадим Врачев (авторская страница в ХРОНОСе).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку