813

Русы совершают набег на о.Эгину.

822

*Венгры (угры) вторгаются в Северное Причерноморье и обосновываются там.

835

*Русы во главе с новгородским князем Бравлином совершают набег на Амастриду в Малой Азии, подвергая грабежу все побережье.

Бравлин на десятый день ожесточенного штурма захватывает г. Сурож, взламывая железные ворота. Когда Бравлин подвергает разграблению гробницу архиепископа Стефана, русы теряют способность двигаться. После этого русы, оставив все награбленное и освободив пленников, заключают мир с византийцами.

___________________________

К статье 835. Дата приблизительна. Г.Г. Литаврин, например, датирует это событие временем ок. 840 г. (Г.Г. Литаврин, 2000). Новгород – очень распространенное славянское название, и к Новгороду на Волхове отношения явно не имеет.

838

осень Послы от народа Рос, посланные его хаканом, прибывают в Константинополь.

839

май Русские послы вместе с византийцами прибывают в Ингельхайм, столицу Франкского королевства, где их, назвавшихся "свеонами", задерживают как шпионов и отсылают назад в Византию.

843

после 14.6 Русы входят в Исбилию (Севилью), что в арабской Испании, грабят и жгут город, убивают жителей и захватывают пленников.

Середина IX в.

Варяги из заморья захватывают г. Ладогу (?), подчиняют словен, кривичей, чудь, мерю и весь, облагая их тяжелой данью.

*В это же примерно время хазары подчиняют полян, северян, вятичей и берут с них дань по серебряной монете и белке с дыма.

Словене во главе с Гостомыслом изгоняют варягов за море.

Часть из них во главе с Аскольдом (Оскольдом) уходит на юг. Варяги проходят мимо Смоленска, не решаясь его атаковать ("зане град велик и мног людьми"), захватывают Киев и обосновываются там, воюют с древлянами и уличами. Согласно другой традиции, Аскольд был потомком Кия.

860

весна Русское войско во главе с Аскольдом (?) на 200 отправляется в поход на Византию.

18.6, утро Русы неожиданно входят в бухту Золотой Рог и осаждают Константинополь, опустошая его окрестности,

Русы грабят монастыри на Принцевых островах. Русы убивают 22 слуг бывшего патриарха Игнатия, заключенного в одном из монастырей острова Теревинта, но не трогают его самого.

Русы внезапно для византийцев уходят от Константинополя и "с несметным богатством" возвращаются домой.

Из Хазарии в Константинополь приходит посольство с просьбой прислать к ним "мужа книжного", который мог бы помочь разобраться с вопросами веры. Скорее всего, это – послы из "Артании"-Тмутороканской Руси или аланы.

Византийское посольство во главе с монахами Константином и Мефодием отправляется в Хазарию.

зима Константин и Мефодий прибывают в Херсон, знакомятся с человеком, показавшими им евангелие и псалтырь, писанными "роушкими письмены". Константин, беседуя с русином, "силу речи прием, своей беседе прикладаа различии письмен, гласнаа и согласнаа, ... и вскоре начат чести и сказовати". Вопрос о том, что это были за письмена, остается открытым: это может быть собственная, им самим изобретенная азбука (А.В.Карташев), протоглаголица или протокириллица, сложившиеся еще до Константина (М.Ю. Брайчевский, 1989).

861

31.1 Стараниями Константина на морском находят мощи святого Климента, которые размещаются в одной из херсонских церквей.

*весна Константин отправляется в Хазарию, где ведет переговоры с каганом, участвует в религиозных диспутах с иудеями и мусульманами.

Константин успешно проповедует христианство среди русов или алан, живущих на берегу большой реки (Дона?). Местный князь дозволяет желающим креститься – таковых находится до "200 чадий", также по просьбе Константина отпускает на свободу около 200 греческих пленников.

Получив от этого князя заверение заключить союз с Византией и даже полностью крестить свой народ, Константин возвращается на родину.

862

16.6 Восточнофранкский король Людовик Немецкий подтверждает земельные владения баварского монастыря в Нижнем Альтайхе, расположенные рядом с "Русской маркой" ("Ruzaramarcha").

863

*Русы во главе с Аскольдом совершают успешный набег на хазар и накладывают на них дань (В.Н.Татищев, М.Ю. Брайчевский).

864

весна Русы во главе с Аскольдом на 360 кораблях вновь появляются у Константинополя и подвергают страшному опустошению его окрестности.

**5.6 Патриарх Фотий, молившийся всю ночь в церкви Богородицы во Влахерне, торжественно выносит оттуда ризу Богородицы и после крестного хода опускает полу ее в море.

Вскоре внезапно поднявшаяся буря ломает русские корабли, несет их на скалы.

Остатки разбитого воинства во главе с Аскольдом возвращаются в Киев, где их ожидает новая беда – начавшийся страшный голод.

Печенеги совершают набег на Русь, но терпят тяжелый урон.

865

На Руси продолжается голодный мор.

Аскольд шлет в Константинополь посольство и просят прислать к ним епископа для крещения Руси.

**Константин и Мефодий шлют из Моравии на Русь проповедника Наврока.

**Крещение принимают в основном русы во главе с Аскольдом, которые не стремятся навязать новую веру собственно славянам.

*Смерть в Ладоге (?) Гостомысла, не оставившего после себя наследников.

В Словенской земле начинается усобица.

___________________________

К статье 865. Принципиально я принимаю точку зренияА.В. Карташева и М.Ю. Брайчевского об Аскольдовом крещении Руси и о факте позднейшей фальсификации, в результате которой конкретные свидетельства об этом событии были перенесены в летописях на 100 лет вперед и приписаны князю Владимиру Святославичу. Однако хронологию Аскольдова крещения я предлагаю свою.

866

26.5 Император Михаил III назначает своим соправителем Василия I Македонянина.

Русы участвуют на стороне Византии в войне с Болгарией. В Болгарии – голод.

В конце войны с болгарами гибнет сын Аскольда.

Болгарский царь Борис заключает с Византией мир, отказавшись от нескольких прибалканских городов, и осуществляет крещение своей земли, сам приняв при крещении имя "Михаил".

В Словенской земле собираются старейшины от словен, кривичей, веси и решают для прекращения усобицы призвать к себе князя со стороны – "или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Варяг".

В итоге словенское посольство отправляется именно к варягам. Возможно, впрочем, никакого соглашения не было (или оно было сорвано), так что словене обратились к варягам за помощью в борьбе с соседями (И.Я. Фроянов, 1992).

_____________________________

К статье 866. Датировка крещения Болгарии помимо сочетания датировок от сотворения мира имеет своим основанием надпись на древнеболгарском языке, согласно которой это событие произошло в "год Етх Бехти" (Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты прошлого. М., 1991. С.155), т.е.по тюркскому календарю в год собаки, что соответствует как раз 866 г.

867

На Ладогу (?) приходят варяги Рюрик, Трувор (?) и Синеус (?), приведя с собою "дружину многу", и "начаша воевати всюды".

**Словенский князь Вадим при помощи дружины Рюрика добивается победы над соседними племенами.

26.9 Василий I убивает императора Михаила III и захватывает единоличную власть в Византии.

868

Русы во главе с Аскольдом совершают набег на Полоцк: "много зла сотвориша".

870

Рюрик убивает Вадима и много его "советников" и берет власть в свои руки. В силу языческого представления, будто бог всегда на стороне победителя, словене признают его своим князем.

Рюрик садится княжить в Ладоге, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске.

872

После смерти отца Рюрик "обладает" варягами и берет c них дань.

873

Смерть Трувора и Синеуса, если таковые вообще существовали.

Рюрик начинает править один, раздавая своим мужам в управление различные города. При этом Ростов, Белоозеро и Муром он передает своему сыну Полате.

Рюрик шлет своего воеводу Валита в Карелию, который "повоева Корелу и дань на них возложи".

Рюрик основывает на р. Волхов Новгород (нынешнее "Рюриково городище") и поселяется там.

875

Словене, "много зла потерпевшие от Рюрика и от рода его", поднимают восстание, но терпят поражение. Оставшиеся в живых бегут в Киев.

877

*Император Василий I ведет переговоры с русами и с помощью щедрых даров (золота, серебра, шелковых одежд) убеждает их заключить мирный договор и принять на Русь архиепископа.

22.10 Смерть патриарха Игнатия.

Патриархом вновь становится Фотий, ранее отстраненный Василием I от должности.

878

**На Русь отправляется митрополит Михаил с 6 епископами (А.В. Карташев, М.Ю. Брайчевский).

Митрополит Михаил появляется сначала в Артании, где демонстрирует чудо: брошенное в огонь евангелие оказывается нетленным.

Осуществив там крещение, Михаил направляется в Киев.

Киевляне под давлением Аскольда принимают крещение в водах Днепра.

Аскольд уничтожает капища Даждьбога и Велеса и выдает новоиспеченной митрополии уставную грамоту (М.Ю. Брайчевский, 1989).

*Митрополит Михаил с "Фотиевыми епископами" объезжает подвластные Аскольду земли и проводит крещение местного населения, проявляя, "егда время требоваше", свирепость.

879

**Из Рима на Русь приходит послы, которых Аскольд принимает с честью и шлет в Рим ответное посольство (М.Ю. Брайчевский, 1989).

Патриарх Фотий, узнав о римском посольстве на Русь, шлет Аскольду и митрополиту Михаилу послание, в котором объясняет, почему "вера римская не добра", и предостерегает от дальнейших связей с римским папой (М.Ю. Брайчевский, 1989).

**Смерть митрополита Михаила.

**Новым русским митрополитом становится Леон (М.Ю. Брайчевский, 1989).

Между 864 и 884

Русы совершают на судах на Абесгун, на юго-востоке Каспия.

884

**Рюрик женится на дочери урманского (норвежского) князя Ефанде, которая получает в вено "град с Ижарою".

885

*От Ефанды, любимой жены Рюрика, рождается Игорь. О прочих детях Рюрика, имеющего несколько жен, ничего не известно (кроме единожды упомянутого Полаты).

__________________________

К статье 885. Сведения о сыне и воеводе Рюрика, а также позднейшее свидетельство о его смерти взяты из "Подробнейшей истории Государей Российских", изданной Н.И. Новиковым и представляющей из себя краткое переложение летописи, завершающейся 7000 (1492) г.

887

Смерть Рюрика "в войне в Кореле". Княжение переходит к его сроднику (шурину?) Олегу. Не исключено, что Олег попросту женится на вдове Рюрика, присваивая заодно его власть. Согласно саге об Одде, у него было двое сыновей – Геррауд и Асмунд.

890

Олег, взяв с собой малолетнего Игоря, ведет свою дружину на юг.

Олег без боя подчиняет Смоленск, сажает там своих мужей и движется дальше вниз по Днепру.

Олег захватывает Любеч и подходит к Киеву.

Олег хитростью, благодаря предательству киевлян (не довольных засилием христиан?), убивает Аскольда, захватывает власть в городе и начинает княжить в Киеве.

**Аскольда хоронят по-христиански на горе у Никольской церкви (О.М. Рапов).

Олег облагает данью побежденных полян в пользу победителей, то есть словен и варягов. Последние помимо этого получают дань от кривичей и мери, а также 300 гривен ежегодно от новгородцев "мира деля" (И.Я. Фроянов). Последняя дань уплачивается новгородцами в пользу варягов в течение полутора веков.

**Русская митрополия переносится в Переяславль (М.Ю. Брайчевский, 1989).

Большинство местных жителей возвращается к язычеству.

Олег приносит с собой из Словенской земли культ Перуна.

_________________________________

К статье 890. Возможно, что Олег был изгнан из Новгорода, и потому никакой зависимости Киева от Новгорода и не было.

891

Олег воюет с древлянами и обкладывает их данью – черной кунице с дыма.

892

Олег воюет с хазарами и северянами, заставляя последних платить "дань легку" себе, а не хазарам, как было прежде.

893

Олег подчиняет и берет дань ("по щеляге") с радимичей, воюет с уличами и тиверцами.

*Рождение в Изборск Прекрасы, будущей княгини Ольги, из "рода Гостомыслова".

____________________________

К статье 893. Согласно давней гипотезе, поддержанной недавно А.Л. Никитиным, Ольга происходила на самом деле из болгарского Плескова (Плиски), что стало впоследствии поводом для ее сына Святослава вмешаться в болгарские дела и попытаться вокняжиться в Болгарии.

895

*Печенеги вытесняют из Причерноморья венгров.

*Часть венгров, кочевавших в Причерноморье, во главе с Арпадом начинает движение за Карпаты.

896

Другая часть венгров во главе с Альмошем, сыном Юдьека, подходит к Киеву, разбивает киевское войско и осаждает город.

Венгры берут у киевской знати сыновей в качестве заложников и ежегодную дань (В.П. Шушарин).

**Некоторые из них, взяв продовольствие, одежду и прочее, уходят, вслед за Арпадом на Дунай. Другие, а возможно и сам Альмош, остаются близ Киева и поселяются на горе, которую впоследствии именовали Угорской.

___________________________

К статье 896.Движение венгров на свою новую родину историки обычно относят к 894 или к весне 895 г. (Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985. С.108) и к этому времени вроде бы должна относиться и осада Киева венграми. Однако датировка этого события в русских летописях (6391, 6396, 6405, 6406 (основной вариант), 6407) однозначно говорит в пользу 896 г., что согласуется с указанием венгерских источников – Карпаты переходил Арпад, а Киев осаждал Альмош.

Не является ли "Альмош" тем же лицом, что и летописный "Олъма", проживавший на горе Угорской: Аскольда и Дира ведь похоронили на горе, "еже ся нынh зоветь Угорьское, иде же ныне Олминъ дворъ, на той могилh поставил Олма церковь святаго Николу..." (ПСРЛ. Т.2. Стб. 16)? Если это так, то часть венгров уже тогда была христианами, а потому и не захотела последовать вслед за соплеменниками на запад, летописная же цитата – подлинное свидетельство конца IX – начала X в.

902

Олег выезжает в словенские земли и привозит Игорю "из Плескова" в жены 10-летнюю Прекрасу, которую Олег "преименовал во свое имя" Ольгой (В.Н. Татищев).

__________________________________

К статье 902. Не исключено, что эта поездка была не мирным предприятием, а походом Олега во главе полян на Новгород. Из-за отсутствия сведений остается лишь предполагать, что именно на рубеже IX-X веков с вокняжением Олега в Киеве племя полян добивается политического преобладания над словенами, что вряд ли возможно без прямых вооруженных действий Киева против Новгорода.

В этой связи женитьба Игоря на представительнице "рода Гостомыслова" может являться внешним выражением достигнутого в результате похода соглашения. Возможно, именно от этого соглашения проистекает столь ярко проявившее себя в XI-XIII вв. стремление новгородцев иметь у себя на княжении старшего сына старейшего на Руси князя.

904

июль Арабский флот во главе со Львом Триполийским движется на Константинополь.

Греческий флот во главе с Имерием не пускает арабов в Мраморное море.

Греки преследуют отступающего противника и настигают его у о. Фасос.

Тем временем русское войско в составе варягов, словен, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев на 2000 судах во главе с Олегом высаживается в Месеврии и сушей движется к Константинополю.

*Русский флот, минуя Иерон, проходит по Босфору до Фароса и у мыса Трикефал разбивает небольшой греческий флот во главе с Иоанном Радином.

Русские отряды опустошают пригороды Константинополя, Фракию, и доходя даже до Македонии, безжалостно уничтожая греков: " и выиде Олегъ на брегъ, и воевати нача, и много убийства сотвори около града грекомъ, и разбиша многы полаты и пожгоша церкви, а их же имаху пленникы, овехъ посекаху, другиа же мучаху, иныя же растреляху, а другия в море вметаху, и ина многа зла творяху русь грекомъ, елико же ратнии творять"

По приказу "вещего" Олега русы, чтобы преодолеть цепь через бухту Золотой рог, на колесах, при попутном ветре перетаскивают корабли к городу.

Греки просят мира и выносят "брашно" и отравленное вино, которое однако Олег пить отказывается.

Пораженные его прозорливостью греки выплачивают контрибуцию – 12 гривен на человека (всего же воинов – 80000 (по 40 в 2000 судах).

Русы отступают от города и шлют в Константинополь послов для переговоров о мире.

Византийцы принимают русские условия и выплачивают дань по 12 гривен "на ключь",  т.е. на каждую уключину каждого из русских судов, плюс дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и иным русским городам.

/2.9 Заключается мирный договор, текст которого сохранился в летописи.

Олег вешает свой щит на врата Константинополя, русы возвращаются на родину.

______________________

К статье 904.Поход Олега на греков датируется обычно 907 и(или) 911 г., хотя в летописях разброс датировок очень значительный – от 6414 до 6430 гг., а сам договор, отмеченный 6420 г., имеет несколько противоречивых хронологических показаний: помимо "месяца сентября 2" и "созданиа мира 6420" стоит невнятные "недели 8"(Лаврентьевская летопись), "в неделю 15" (Ипатьевская летопись), "недели 15" (Софийская I и Воскресенская летописи). От чего следует отсчитывать 8-ю или 15-ю неделю-воскресенье? Не имея ясного ответа, историки чаще считают "неделю" искаженным "индиктом" (15 индикт как раз соответствует 6420 г.) либо превращают "8" и "15" в числа сентября.

Между тем если принять, что первоначально в тексте договора дата выглядела следующим образом – "месяца сентября 2, в неделю, индикта 8, в лето создания мира 6415", – то ее следует признать полностью соответствующей 2 сентября 904 г., ибо этот день являлся неделей-воскресеньем и относился к 8 индикту, а год от сотворения мира – сентябрьским "десятиричным". 6420 г. оказывается тем самым искусственной датировкой, полученной путем добавления 5 лет к первоначальной дате.

Такая датировке соответствует свидетельство Псевдо-Симеона, который в контексте 904 г. называет географические точки, через которые русы-дромиты (т.е. "бродяги, бегуны") проходили во время своего похода на Константинополь. Тем самым снимается давнее недоумение историков о причинах, почему летописному свидетельству о походе Олега не находится соответствия в византийских источниках.

О связи сообщения о "дромитах" с летописным рассказом о походе на Византию впервые четко заявил Р. Дженкинс.

909

Русы на 16 судах совершают набег на Абесгун.

*Русы во главе с князем Булдмиром поселяются на островах в Каспийском море (О.М.Рапов, 1988). По Б.А. Рыбакову, русы-островитяне обосновались в дельте Дуная.

910

Русы вновь совершают набег на Каспий – на Табаристан и Апшерон, сжигают г. Сари, но на обратном пути их уничтожают войска Гиляна и Ширвана.

912

Русы договариваются с хазарами о пропуске их через свою территорию в обмен на половину добычи и, поднявшись по Дону и перетянув волоком свои суда на Волгу, спускаются на Каспий и наносят удары по Абесгуну, Гиляну и Апшерону.

июль На небе появляется комета Галлея – "звезда велика на западе копейным образом" (перигелий – 19.6).

700 русов участвуют в высадке византийского десанта на о. Крит в ходе войны с арабами.

Русы останавливаются на зимовку на островах у Баку.

**Русы-островитяне принимают христианство (О.М. Рапов).

913

весна Русы, возвращающиеся из каспийского похода, подвергаются на Волге удару мусульман, находящихся на службе хазарского кагана. В результате трехдневного боя гибнет около 30000 русов. Прорвавшийся вверх по Волге 5-тысячный отряд разгромлен буртасами и болгарами.

**Русы, оставшиеся на островах близ Баку, шлют в Хорезм посольство с просьбой обратить их в ислам. К русам из Хорезма прибывает имам.

919

зима *Наблюдается северное сияние: "погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражаюсчеся. Олег же принесе жертвы много, умилостивляя богов своих нечистых" (В.Н. Татищев).

Князь Олег уступает Игорю киевский стол, оставаясь его соправителем, а сам отправляется на родину – "за море".

К статье 919. Свидетельство Раскольничьей летописи о знамении под 6420 г. (так же, как и летописи Хрущова под 6426 г.) В.Н. Татищев с ссылкой на К. Ликостена (и на его источники) отнес к зиме 919 г.

Это означает, что Олег умер не в 911-912 гг., как это принято думать, а к 920 г. С этим согласуются летописные свидетельства о болгарско-византийских войнах 922-23 гг., которые датируются 6422 и 6423 гг.: т.е. эти датировки являются "нулевыми", а не "восьмиричными".

920

*Олег, находящийся на о. Беруриод, спотыкается о конский череп, из которого выползает змея и жалит его в щиколотку.

Олег умирает, а его спутники отправляется на Русь с печальной вестью об обстоятельствах гибели князя.

Игорь Рюрикович начинает самостоятельное княжение.

**Со смертью Олега улучшается положение русских христиан.

*Игорь, опасаясь Олега Ольговича, сына умершего князя, начинает преследовать его.

Олег Ольгович, "собрав все свои сокровища", бежит в Моравию (Х.Ф. Фризе).

Древляне перестают платить дань Киеву.

*Эмир Волжской Болгарии Алмуш принимает решение о принятии ислама.

К статье 920. Русские летописи несколько иначе описывают обстоятельства смерти Олега: по одной версии, после предсказания "волъхвов и кудесник" он приказал "кормити" своего коня и вспомнил о нем на пятое лето, после похода на греков, и пожелал посмотреть на его останки; умершего от змеиного укуса князя похоронили на горе Щековице, где "до сего дни", т.е. очень долго, была известна его могила; по другой версии, Олег приказал отсечь коню голову, причем умер либо в Ладоге, либо за морем.

А.П. Толочко допускает, что тело его было расчленено и действительно захоронено в указанных местах.

921

/21.6 Багдадское посольство, в числе которого находится Ахмед ибн-Фадлан, выезжает в Болгарию.

Игорь подавляет восстание древлян и возлагает на них дань больше Олеговой.

*Византийские императоры Константин VII и Роман I шлют "архонту Росии", т.е. Игорю, грамоту с просьбой о помощи в борьбе с болгарами (Г.Г. Литаврин, 2000).

922

/12.5 Багдадское посольство прибывает в ставку болгарского эмира у Трех Озер недалеко от Волги.

/13-15.5 Эмир Альмуш ведет переговоры с багдадским посольством об условиях принятия ислама в Болгарии и возможной помощи Багдада в борьбе с Хазарией.

/16.5 Ибн-Фадлан торжественно зачитывает послание халифа, после чего проводится пир.

/17.5 В ставке Альмуша проводится первое мусульманское богослужение так, как это принято в арабском мире. Альмуш принимает имя Джафара.

/19.5 Альмуш вызывает к себе ибн-Фадлана и требует предоставить ему 3000 динаров, о которых говорилось в послании халифа. Поскольку послы денег так и не привезли, Альмуш велит проводить "икаму", обряд созыва верующих в мечеть, так, как это принято в Хорезме, а не в Ираке.

31.5, 7 или 14.6, вечер В один из названных дней ибн-Фадлан наблюдает на Волге обряд сожжения умершего в Болгарии русского купца.

*Хазарский хакан приказывает разрушить минарет в своей столице и казнить муэдзинов.

*июль Болгарский эмир Альмуш в сопровождении послов откочевывает со своим племенем к р. Джавшир, куда созывает для принятия ислама все болгарские племена.

Племя суваз (чуваши) во главе с Вырыгом отказывается принять ислам, и значительная ее часть откочевывает прочь из болгарской земли.

Прочие болгарские племена и часть сувазов принимают ислам.

*сентябрь Багдадское посольство отправляется в обратный путь.

923

Печенеги приходят на Русь, заключают мир и идут на Дунай.

928

Игорь воюет с печенегами.

**Рождение Святослава Игоревича.


К статье 928. Ряд летописей относят рождение Святослава к 941-42 гг., что противоречит здравому смыслу (матери – 50 лет???), но соответствует политической тенденции, призванной оправдать отстранение Святослава от власти в 945-46 гг.

В.Н. Татищев на основании данных двух летописей относит рождение Святослава к 920, т.е. 6428 г., который возможно перевести на современный счет иным способом: по нулевому стилю это дает 928 г. Такая трактовка выглядит разумным компромиссом между двумя крайностями: в таком случае отстранение от власти в 945 г. Святослава выглядит более естественным – при "татищевском" рождении ему в это время было 25 лет, а в предлагаемом варианте – лишь 17.