Сам термин "национальна безопасность" был изобретен в Соединенных Штатах, и именно американцы впервые наполнили его каким-то осмысленным содержанием. Произошло это сразу после второй мировой войны, когда США оказались на положении великой мировой державы, с огромными возможностями воздействия на мир во всех его уголках - от Японии до западных рубежей Советского Союза.
Они стали осмысливать, каковы их главные задачи, что им делать с тем огромным трофеем, который свалился им в руки. Вот тогда-то они и поручили группе ученых-политологов разработать категорию национальной безопасности, вычленив из нее главные задачи, на которые должна быть ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. За несколько лет они выработали концепцию национальной безопасности, а затем на ее базе разработали доктрину госбезопасности, которая задает основные направления для всех действий госаппарата. Американцы пошли еще дальше: кроме доктрины, они приняли закон о национальной безопасности, который обязывает все государственные структуры вести строго определенную политику. Тогда же они ввели государственную должность - специальный помощник президента по национальной безопасности. Киссинджер, Бжезинский в свое время занимали этот пост - это главные советники президента США по вопросам национальной безопасности. Разумеется, их доктрина была тогда полностью подчинена военно-политическому противостоянию с Советским Союзом и с блоком государств Варшавского договора. Совсем недавно, в 1990-м году, американцы пересмотрели основные установки своей концепции национальной безопасности, заявив, что теперь отпала военна угроза Соединенным Штатам и их союзникам. Поэтому они заложили совершенно иное основание в стратегию своей национальной безопасности. Теперь ее гвоздем является экономика - борьба за обеспечение преимущественного положени американских промышленных компаний во всех точках земного шара.
Если суммировать все научные разработки США в направлении национальной безопасности и все, что было сделано политологами - европейскими и восточными, то создается определенная обща модель доктрины национальной безопасности, которая, на мой взгляд, у нас в России, у нынешнего руководства, не получила адекватного восприятия. Мы по-прежнему продолжаем изобретать велосипед: в декабре 1997 года Борис Ельцин подписал концепцию национальной безопасности России - документ, который был опубликован лишь в нескольких газетах, но не получил широкого освещения. Мне кажется, что авторы этого документа пошли по неправильному пути: они стали тщательно перечислять все те формы опасности и угрозы, которые сейчас висят над тонкой шеей России. Спектр этих угроз можно перечислять до бесконечности. Нам с вами может угрожать множество всевозможных опасностей, к тому же могут появиться новые: кто знал о СПИДе 20 лет назад, кто из широких кругов знал об озоновой дыре 20 лет назад? А что будет с Россией в связи с возникшей проблемой потепления, пока еще трудно представить. А между тем лучшие умы, работавшие над темой национальной безопасности задолго до нас, пожалуй, исходили концептуально из совершенно другого понятия, чем спектр угроз безопасности страны. На самом деле прежде всего надо определить, что надо защищать, а уж затем - от чего... Тогда гораздо легче будет определить, что защищаться надо от всего того, что посягает на это самое что. Речь идет прежде всего о том, чтобы определить ту сумму ценностей, ради которых мы готовы будем мобилизовать все силы госаппарата, все общественные и интеллектуальные силы нашего народа. Если идти по этому пути, то представляется совершенно естественным и доступным для нормального понимания очертить границы этой национальные безопасности.
Я выделяю четыре основных колонны национальной безопасности, разрушение которых грозит гибелью государству и народу, в нем живущему.

ПЕРВАЯ КОЛОННА - ТЕРРИТОРИЯ

Первая колонна - это территори государства. Прежде всего территория является, во-первых, историческим наследием каждой страны и каждого народа, во-вторых, главным его богатством. И хотя у нас около 70 % территории находится в зоне вечной мерзлоты, и на первый взгляд кажется, что она никому не нужна, но никто не может сказать, что таит в себе эта земля: завтра это будут алмазные россыпи, послезавтра - нефть, газ и так далее. Если мы будем говорить вообще о территории, то это вещь, которой рисковать и которую терять никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя. В Соединенных Штатах этому предается конституционное значение. За все время существования Соединенных Штатов Америки - на протяжении уже более 220 лет - США не потеряли ни одного квадратного сантиметра своей территории. Этого же принципа придерживаются все государства на Земле. Отстаивать свою национальную территорию как главный принцип суверенности и независимости государства - это дело святое.
А как обстоит дело у нас в России? Пройдемте по территории, по периметру наших границ, и вы увидите колоссальные сложности, которые мы испытываем в связи с проблемой территориальных споров. Прежде всего - Южные Курилы: чья это территория, российская или не российская? Вроде бы администрация там пока еще российская, еще стоит трехтысячный гарнизон наших Вооруженных Сил, еще ведется рыбная ловля под нашим флагом. Но Россия уже фактически потеряла Южно-Курильские острова. Начиная с 1990-го года мы стали уступать Японии в этом вопросе: сначала Горбачев, а потом Ельцин во время визитов в Японию допустили в своих высказываниях фразы, которые звучали примерно так: "В отношениях между Японией и Советским Союзом есть нерешенные территориальные проблемы". Все! Как только вы допустили подобную фразу, значит вы, по существу, уже отказываетесь на будущее от того, что эта территория исключительно ваша и ничья больше, вы допускаете двойное толкование, вы ставите свой суверенитет над этими территориями под вопрос. А дальше со стороны правительства пошло развитие "государственной русской мысли" по проблеме Южно-Курильских островов. С каждым разом Росси спускается на одну, на две ступеньки ниже. В 1991-м году Ельцин выдвинул так называемый поэтапный план решения этой проблемы, т.е. путь демилитаризации, совместного экономического освоения, а затем постепенной передачи островов Японии (только пусть, дескать, будущее поколение это сделает). Это уже практически полна капитуляция! А дальше и вовсе пошло по нарастающей: последняя поездка Ельцина в Японию показала, что Борис Николаевич уже смирился с тем, что эти острова перейдут Японии. Но если раньше говорили, что это сделают другие поколения, то сейчас уже поставлена задача: сделать это до 2000-го года, при нынешней администрации. Отсюда и фраза, брошенная Борисом Николаевичем, о том, что надо подтолкнуть группы, которые разрабатывают мирный договор между Россией и Японией (то есть наше Министерство иностранных дел) - я, говорит, им подброшу скипидарчику. Легко представить, какого скипидару нальют нашим экспертам. Задача будет поставлена такая: разработать мирный договор к 2000-му году, а в нем заложить все те положения, о которых только что говорилось. Японцы уже по телевидению показывают, не стесняясь, новую карту своей страны, на которой государственная граница Японии проходит севернее спорных островов. Японский премьер выдвинул идею передачи этих островов Японии уже сейчас. С юридической точки зрения они будут японской территорией, но останутся под административным управлением России на неопределенное время. То есть получается некий гонконгский вариант: еще пять-десять лет территория побудет формально под российским управлением, будучи фактически уже японской землей. Если говорить нормальным человеческим языком, а не птичьим, то ни на каких государственных переговорах не обсуждаетс только один вариант, который предусматривал бы, что Россия остается суверенной хозяйкой этих островов. Такой вариант позиции отсутствует вообще, в принципе, следовательно, никакого другого вывода, кроме только что сформулированного, сделать нельзя - эти острова руководством нашей страны уже практически отданы Японии. Дальше речь идет уже только о том, как подготовить общественное мнение, как убедить народ, как ему растолковать, преподнести эту сделку. То, что острова уже отданы Японии, подтверждается и необыкновенно щедрым подарком, который Хасимото дал Ельцину - полуторамиллиардным несвязанным займом, который предоставлен российскому руководству, как говорят, "за красивые глаза". Но "за красивые глаза" ничего в международной политике не делается, тем более со стороны таких прагматических правителей, как японские. Сделка, по существу, совершилась. Вот, пожалуйста, вам первый территориальный кусок, который от нас отрезан.
У нас даже с братской Украиной сейчас нет возможности провести нормальную государственную границу. Мы уперлись в дележку Азовского моря, а в районе Таманского полуострова и Керченского пролива есть спорные острова, которые украинцы никак не признают за Россией, а мы, естественно, не признаем их украинской территорией. Ширина этого пространства очень небольшая, но оно имеет стратегическое значение в плане судоходства.
Отдельный разговор - о Калининградской области. Сепаратистские настроения там все время крепнут. И если бы пришлось на максимально ответственном уровне формулировать свои заключения, я бы сказал, что Калининградская область при нынешнем развитии ситуации, при сохранении нынешних тенденций и нынешней политики российского руководства, обязательно уйдет. Шесть литовских партий уже выдвинули письмо-платформу, которое направили Генеральному секретарю ООН, правительству Литвы и в европейские политические структуры с предложением передать Калининградскую область под управление ООН. Мотивировка простая - эта область нежизнеспособна, так как очень мала - ее площадь 15 тыс. кв. км. Область больше, чем карликовые государства Европы, такие как Лихтенштейн, Монако и т.д., но она втрое, меньше, скажем, Эстонии (Эстония имеет 45 тыс. кв. км.). Среди прочего налицо большая оторванность области от России при том, что имеются тесные связи с Западом. И ситуаци все время развивается в одном направлении. В политике надо видеть динамику, тенденцию развития ситуации. А в Калининградской области тенденция эта является абсолютно отрицательной для России. Эта область - первая среди субъектов РФ по количеству смешанных акционерных обществ с иностранным капиталом, их там около 1200. Причем, скажем, ФРГ отчаянно направляет туда для работы этнических немцев, которые раньше жили на территории России (Поволжье, Казахстан и т. д.) - они российские граждане с российскими паспортами, но немцы по происхождению. ФРГ ведет среди них работу на предмет переселения именно в Калининградскую область. И они переезжают, пользуясь правом свободной миграции именно туда. Сейчас их там около 10 тыс. человек, но ФРГ именно этому сектору немцев оказывают преимущественную материальную помощь. 40 % всей помощи, которую оказывают немцы по гуманитарной линии, идет тем немцам, которые селятся в Калининградской области. Поэтому там возникают элементы немецкой культуры. То есть даже вплоть до того, что строятся здания в типично немецком духе. Идет политика онемечивания, я бы сказал, таким элегантным путем. Показательно, что среди местного политического истеблишмента существует тенденции к объявлению этой области самостоятельным государством, созданию т. н. "4-ой прибалтийской республики". И, по-моему, одним из носителей этой идеи является нынешний губернатор Калиниградской области Горбенко. Он, например, выступает за такую дикую, казалось бы, для русского губернатора идею, как передислоцирование Балтийского военно-морского флота из города Балтийска Калининградской области в Петербург, в Кронштадт, туда, где он был когда-то при Петре I. Сегодня главная стоянка флота находится на бывшей немецкой военной базе Пиллау, которая теперь называется Балтийск. Политическая власть в лице губернатора не хочет, чтобы там присутствовали Военно-Морские Силы России. А флоту, кстати, передано сейчас управление всеми другими военными структурами на территории области.
Северный Ледовитый океан в свое время был объявлен нашей национальной территорией. В 1926 году ВЦИК принял решение о проведении т.н. секторальных границ в Арктике. Т.е. тогда мы делали это дело решительно: взяли и провели по меридианам, которые ведут от крайних точек нашего государства - мыса Дежнева и Кольского полуострова - до Северного полюса, сделав лишь маленькую квадратную выборочку в пользу норвежских владений, и объявили, что это будет наша арктическая зона. Мы тогда никому не позволили ни плавать там, ни вести промысел. Эта территория охранялась нашими пограничными силами. И вот, не принимая никаких политических актов, не дезавуируя то постановление ВЦИК, которое было принято в 26-м году, постепенно Запад начал пробовать на зуб крепость нынешней России. И надо сказать, что, конечно, быстро прокусил до самого больного места, отвоевав себе право свободного плавания, вовсю оспаривая наше право на недра этой секторальной зоны. Единственное, на что мы теперь можем там рассчитывать, - это опираться на экономическую трехсотмильное зону вокруг территории российских островов, и не больше. Американские субмарины теперь пасутс рядышком с Мурманском, стоят прямо на путях наших военно-морских судов. Американцы постоянно поддерживают свое присутствие в Арктике, чтобы заявить, что здесь границы российского государства далеко еще не определены. Пробуют идти и дальше, видя пассивность государства российского. Остров Врангеля - основное место размножения и лежбища белых медведей в Арктике. Так вот, даже не центральное американское правительство, а конгресс штата Аляски уже выдвинул тезис: "Остров Врангеля остров принадлежит нам, так как мы раньше строили там американские фактории, мы раньше вели там промысел пушного зверя; Россия пришла позже". Основываясь на принципе первооткрывателя, они пытаются начать формулировать территориальные претензии по очень крупным кускам нашей территории на далекой Арктике. И это при том, что уже не вспоминается, что сама Аляска когда-то принадлежала России.
Если мы посмотрим на ситуацию в свете этих конфликтов (я не беру во внимание другую мелочь, хотя у нас и на китайской границе есть проблемы, есть и с прибалтами кое-какие шероховатости), то мы должны отметить, что сегодня в России не знают точно границ собственного государства. И в этом отношении мы являемся уникальным явлением, потому что нормальное государство так существовать не может: в конституциях обычно указаны государственные границы, ибо это и есть фундаментальная основа национальной безопасности.

ВТОРАЯ КОЛОННА - НАСЕЛЕНИЕ

Вторая колонна национальной безопасности - это население государства. Как бы ни были велики территории, они значимы только тогда, когда населены, освоены. Поэтому рейтинг каждого государства измеряется более всего категорией населения, параметры которой определяются способностью народа генерировать мировой прогресс, экономический и научно-технический. Если мы в этом плане посмотрим, скажем, на Соединенные Штаты, то заметим, что забота о своем населении носит там исключительный характер. Американцы могут десятилетиями искать человека, похищенного какой-нибудь организацией террористов типа "Хезбаллах". Если у них погибли летчики во Вьетнаме, и они их до сих пор не нашли, они будут копать, копать и копать до тех пор, пока каждая косточка не будет поставлена на место. У них хватило и средств, и упорства, чтобы установить имя каждого погибшего во Вьетнаме, более 55 тыс. человек. Поэтому американцам сегодн кажется странным, как это мы не знаем, сколько у нас погибло в Чечне, и почему мы даже опознать не можем около тысячи погибших там солдат, которые до сих пор лежат в специальных лабораториях, и, наверное, уж никогда не будут опознаны.
Я не буду называть суммы, выделяемые на медицинское обслуживание населения в Соединенных Штатах - это на порядок больше, чем в России. Супруга президента США уже в течение длительного времени является руководительницей общенациональной кампании по борьбе с наркотиками. Предпринята поголовная проверка всей армии, государственных чиновников и учащихся на СПИД и наркотики. Американцы достаточно хорошо представляют пределы распространения наркотиков и не жалеют сил и средств для борьбы с этим злом. В том числе и на внешнем фронте: они готовы воевать, скажем, с Панамой, с тем чтобы захватить Норьегу - главного наркотрофиканта в западном полушарии. А мы даже не знаем истинных масштабов тех бедствий, которые развиваются в недрах нашего народа: наркотики, туберкулез, алкогольный геноцид.
У нас нет других, кроме как полицейских, методов борьбы с этими страшными бедствиями, которые ведут к вымиранию нации. Наше государство, по существу, бросило своих граждан на произвол судьбы, оно поставило их один на один с бушующей стихией рыночной экономики, и человек стараетс выжить в этой ситуации, опираясь только на свою семью, на ближайшее рабочее окружение. Защиты у государства гражданин не получает практически никакой. И людям даже неизвестно, в какие структуры обращаться за помощью. Около Думы митингуют люди, надеются, что Дума может помочь. Наши телевизионные компании завалены письмами, в которых отчаявшиеся люди просят о помощи. Но нет сегодня в России государственных структур, которые могли бы заняться проблемами населения.
Мы находимся на стадии вымирания, физиологического сокращения нации. Вместо поощрения деторождения у нас ведется кампани планирования семьи, т.е. сокращения рождаемости. Мадам Лахова проповедует с думской трибуны максимальное сокращение деторождения, но это приведет к тому, что мы потеряем самое главное: нация не будет иметь будущего. Когда-то, будучи в Болгарии, мы задали вопрос: как удалось Болгарии за 500 лет турецкого ига сохранить свою культуру, язык, обычаи. Болгары ответили: "У нас не было тогда государства, у нас не было никакой собственной идеологии, которая бы нас научила, как выжить, но был какой-то почти инстинктивный порыв - болгарская семья должна была иметь не менее 5-ти детей: одного обязательно турки забирали в янычары, но четверо оставались".
Ежегодно темп сокращения русского, российского, населения составляет примерно миллион-миллион двести тысяч человек в чистом исчислении. Пока мы еще крутимся вокруг цифры 150 миллионов, так как вымирание населения России пока еще компенсируется в какой-то степени за счет миграции русских из тех стран ближнего зарубежья, где они сегодня оказались в состоянии апартеида, этнической сегрегации. В Россию уже ушла почти вся русская диаспора из Закавказья, Средней Азии, идет постоянный отток русских из Казахстана. Так что мы сейчас компенсируем естественную убыль населения за счет некоторого притока мигрантов, но, наверное, резервы эти будут исчерпаны в самое ближайшее время.
Что касается образования, то здесь прежде всего следует отметить требование, на котором политолог Френсис Фокуяма делает особый упор - цивилизационный уровень населения. Я думаю, что все, кто работает в течение последних нескольких десятилетий, смогли ощутить падение уровн профессиональной подготовленности, работоспособности, нацеленности на исследовательскую работу среди нашей современной молодежи. Может быть, в МГУ это чувствуется меньше, Но я могу говорить о МГИМО, который сам когда-то заканчивал, где сейчас работаю в качестве преподавателя. У меня волосы иногда стоят дыбом от степени подготовленности нынешних выпускников, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Иногда приходится даже на государственных экзаменах идти на конфликты и говорить, что я не могу подписывать диплом человеку, который не знает элементарных вещей - стыдно будет и за учебное заведение, и за тех, кто будет давать ему работу. А главное - такой человек будет беспомощен, входя в мир, где ему придетс отстаивать национальные интересы государства, противостоя очень упорным и очень подготовленным партнерам, которых можно смело назвать противниками.

ТРЕТЬЯ КОЛОННА - МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО

Третья колонна основы национальной безопасности - это материально-техническое богатство государства.
Оно начинается с подземных кладовых, которые Господь Бог дал нам, с лесного богатства, с флоры и фауны.
Оно также включает в себя все достижени человеческого разума, все, что создано руками: заводы, фабрики, дороги, университеты, науку со всеми ее атрибутами - научно-исследовательскими центрами, конструкторскими бюро и т.д.
Во всем мире признано, что никакое правительство не имеет право разрушать это материально-техническое богатство.
А что происходит у нас? Без войны, без какого-либо мора, без естественных катастроф мы так отчаянно в течение 13 лет разрушаем свое материально-техническое богатство!
И когда мы доработаем потенциал, который мы унаследовали от некогда великой империи, то превратимся в державу даже не второго, а третьего, четвертого класса.

ЧЕТВЕРТАЯ КОЛОННА - ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Четвертая - последняя колонна, несуща национальную безопасность. Можно ее сформулировать так: образ жизни народа, его самобытность, цивилизация. Обществоведы и политологи выделяют в мире шесть мировых цивилизаций.
Первая цивилизация, которая сейчас чрезвычайно агрессивна, - западная цивилизация. Это то, что мы понимаем под словами "Западная Европа и Америка". Морально-нравственный тон ей задает протестантизм с его рационализмом, жесткостью, определенной доктринальной свободой, но при этом большой экономической сжатостью. Можно ее условно назвать протестантской (поскольку каждая цивилизация окрашена каким-то религиозным колером), хотя в нее входят и католические страны. Но доминанты современного Западного мира - это, конечно, преимущественно протестантские США, Германия, Англия, вс северная Европа.
Вторая цивилизационная группа, или втора цивилизация, - латиноамериканская. Она развивалась на стыке, на соединении двух великих культур. Это был синтез культуры Европы в лице романских Испании и Португалии и местной, аборигенной культуры ацтеков, инков и прочих индейских народов. Жестокая западная - американская - цивилизация не признавала индейцев, в США нет метисного населения. Но в латиноамериканских странах шел иной процесс: белые пришельцы смешивались с местным населением. Его крестили великие испанские епископы Бартоломео де Лас Касас и другие, считавшие, что у индейцев такая же человеческа душа.
Третья мировая цивилизация - это наша с вами, восточно-европейская. Когда я слышу, как некоторые наши малограмотные политики говорят, что пора нам включиться в общество цивилизованных народов, у меня это вызывает саркастическую улыбку. Мир признает нас одной из величайших цивилизаций. Россия всегда была ее центром. Наше наследие, духовное и научное, столь велико, что оно признается во всем мире абсолютно однозначно. К сожалению, эта цивилизаци подвергается наибольшему эрозионному воздействию тех враждебных факторов, которые наваливаются на нас и с Запада, и с Востока. Пожалуй, это единственная цивилизация, котора сейчас находится в глубокой обороне и несет наибольшие потери. Это касается и югославских событий, это касается и положения в других славянских странах и, прежде всего, конечно, России и тех стран, которые принадлежат к нашему славянскому типу.
Четвертая цивилизация - это арабская. Или если шире - мусульманская. Особый мир, особая культура, особый этнический тип. Пятая цивилизация - на Индостане: это преимущественно индуистская и буддийская цивилизация. И, наконец, последняя, основанная на конфуцианской традиции, - дальневосточная цивилизация.
Каждый народ живет в своей цивилизации, он обладает своим набором духовных ценностей, спецификой формирования человека. Разрушение этой особенности является признаком разрушени национальной безопасности. Потеряв государственную оболочку защиты (ту, котора имела форму, если хотите, наших военных блоков или форму какой-то идеологической защиты), мы оказались уязвимы для "микробов", воздействующих на нашу цивилизацию со стороны других. Поэтому и кришнаиты у нас стали появляться, и католическая церковь наползает на нас все более с каждым днем, и разного рода секты плодятся как на дрожжах. За одно историческое поколение мы потеряли свой национальный облик. Мы теряем то, что всегда было присуще только русскому народу, только нашей восточно-европейской цивилизации, в которой мы были стержнем, и эта потеря самобытности народа является одной из самых страшных угроз для нашей безопасности.

ВЫВОДЫ

Разрушение всех четырех колонн национальной безопасности приводит в конечном итоге к тому выводу, который делает Бжезинский. Называя Россию "черной дырой", он предрекает ее раскол. Бжезинский называет даже три границы, по которым этот раскол пойдет: сначала отвалитс Центральная Европа - будет Центрально-европейска Россия, затем будет создана Сибирская республика и затем - Дальневосточная республика.
Мне бы очень хотелось в ответ на высказываемые мною соображения услышать что-нибудь позитивное: чтобы кто-то из оппонентов сказал, что я не прав в своих расчетах, оценках, что какие-то факты не были мною учтены или просто отброшены. К сожалению, таких оппонентов я до сих пор не встретил даже среди самых ревностных сторонников наших реформ. Ситуация в нынешней России сложилась крайне опасная, потому что на нашем политическом небосводе я пока что не вижу фигур, которые могли бы, образно говоря, взять мастерок, развести раствор и начать заново цементировать те колонны национальной безопасности, которые мы изрядно разрушили.

Abc

Страна или регион

Автор