№3. 22 октября/3 ноября 1839.

Л. с. Рабство пришло к нам не прямым путем, но случайно, во времена недавние, когда уже все просвещенные народы признавали оное не сообразным с законами божественными и человеческими 1). Около половины XVII века правительство, желая исцелить язвы, причиненные смутами, почти десять лет волновавшими Россию, вздумало произвести всеобщую перепись жителям и поземельным владениям (писцовые книги).

К облегчению этого двоякого действия возобновили указ, забытый во время народных смятений, который препятствовал свободному переходу крестьян из одного места в другое2). Этот указ впоследствии способствовал действиям местной полиции, легчайшему сбору налогов, пополнению войска рекрутами и учреждению периодической переписи народа (ревизия). Вероятно, увлекаясь временными выгодами, не предусмотрели окончательных последствий возобновленного указа. Приводимый в различные времена и царствования в постепенно большую силу и объятность, он, по существу дела, лишил многочисленную часть народа покровительства законов, предав оную произволу частных лиц (а). Однако ж в Своде законов

// С 17

нет начала, узаконяющего рабство 4). Если б крестьяне наши судебным порядком стали отыскивать свою свободу, мы не могли бы ничего противопоставить им, кроме косвенного действия * узаконений, клонившихся к общему благу народа.

Другое обстоятельство, исключительно принадлежащее России, упрочило этот порядок вещей. Почти везде денежный недостаток вынуждал правительство обращаться к народу, который взамен денежных пособий получал уступки, права и преимущества. У нас вышло противное: истощение государственной казны заставило прибегнуть к винному откупу и в разврате народном искать поруки за его ничтожество.

Многие, извлекая корысть из заблуждений, не убеждаются никакими рассуждениями и не преклоняются никакими** просьбами. Жертвуя всем для личной выгоды, ложно понимаемой, они продают своих братьев как животных, или истребляют их как вещь. Владельцы более человеколюбивые, составляющие большинство, безотчетно и по другим побуждениям следуют путем не менее ложным. Они воображают, что вещественное благосостояние, доставляемое крестьянам, достаточно уже вознаграждает их за потерю гражданских прав и за усыпление умственных способностей. Присвоивая право располагать судьбою крестьян и устроивать их счастье, они не понимают, что это присвоивание нарушает начала в законах нравственного порядка, по коим настоящее и будущее благо каждого зависит от собственного произвола. Однако ж не одно неведение причиною таковых поступков: они бы первые, может быть, вопияли противу рабства, если б голос совести не заглушался звуком металла, рабством доставляемого.

Ошибки не проходят даром в политике. От повреждения одного корня общественного дерева увядает вся растительность; как от одной неверной ноты разрушается стройность аккорда. Рабство выражается в наших нравах, обычаях и учреждениях. Впечатленные от колыбели примером безусловного повиновения, мы утратили нравственную силу, отличающую человека и составляющую гражданина. Мы не страшимся смерти на поле битвы, но не смеем сказать слова в Государственном совете за справедливость и человечество. Оттого мы лишены светильника рассудительной оппозиции, которая, освещая стези правительства, способствовала бы исполнению его благотворных намерений. Бесплодность нашей словесности происходит от тех же причин. Наши книги, обратившиеся в предмет торговли, наполненные бессмыслицей или нелепыми баснями, не производят никаких последствий. Напечатанное поутру забыто вечером. Свод законов заключает в себе таблицу, где обозначена цена людей по возрасту и полу; где однолетнее дитя оценено дешевле теленка (Ь) (b) 5). Наши судилища, в которых совершают купчие и закладные, подобны базарам, где торгуют человеческим мясом.

// С 18

С тех пор, как введен этот порядок, никто не восстал, чтоб остановить его успехи или указать на его * *неизбежные последствия. Тайный союз первый прервал молчание 6). Он отстаивал порабощенных соотечественников всеми** средствами, которыми мог располагать. Проекты освобождения крестьян были предложены некоторыми из его членов. Он доказывал владельцам, что истинные выгоды их требуют освобождения крестьян и что это действие, справедливое и великодушное, послужит не к уменьшению, но к приращению их доходов. Он представлял облеченным властью, что все подданные, одушевленные одинаковою ревностью к исполнению своих обязанностей, имеют право на одинаковое покровительство и равенство перед законом. Нравственное влияние Тайного союза на умы произвело местное уничтожение барщины, частное освобождение, совершенное многими владельцами, и общее улучшение в состоянии рабов. Заметим, что эта важная отрасль трудов Тайного союза заслужила, по-видимому, одобрение правительства; ибо ни Следственная комиссия, ни Верховный уголовный суд не рассудили за благо упомянуть об оной ни в Донесении, ни в приговоре 7).

Рабство, несовместное с духом времени, поддерживается только невежеством и составляет источник явных противоречий, по мере того как народы успевают на поприще гражданственности. Прискорбный, но полезный пример этой истины представляют Американские Штаты, в которых рабство утверждено законом. Признав торжественно равенство людей пред законом как основное начало их конституции, они виселицею доказывают противное и приводят оттенку цвета в оправдание злодейств, оскорбляющих человечество. Отличая даже могилу негра, эти поборники равенства уничижают ближнего и за пределами земной жизни 8). Познание настоящего полезнее в некотором смысле опытов прошедшего. Когда великодушные усилия правительства успеют разлить благодетельный свет познаний на массу народа, тогда иго неволи, сносное теперь от невежества, может навлечь неправильные и насильственные*** меры для обеспечения владельцев или для укрощения справедливых, но незаконных требований крестьян.

Освобождение крестьян не представляет затруднений и опасностей, которые робкие или корыстолюбивые умы усиливаются выставлять. Оно совершилось в Царстве Польском и в областях Балтийских без малейшего потрясения 9). Разве мы хуже поляков, лифляндцев и курляндцев? Однако ж ничего не сделано в пользу крепостного состояния в течение 13 лет, с тех пор, как лишили его кровных защитников. Мы не усматриваем даже никаких **** предварительных мер, необходимых для сего действия.

Нарушая права человечества допущением рабства, правительство благоприятствует развитию чуждых ему сил, которые могут найти опору в общем мнении и в желаниях народа, когда справедливость и рассудок находятся на их стороне. Много было толков о причинах, по которым возник

// С 19

Тайный союз. Его основание приписывали «чтению зловредных книг, путешествиям за границу, роскоши полупознаний и даже моде»(c). Может быть это заблуждение продолжалось бы и теперь, если б государственный сановник в обнародованном под его руководством сочинении 11) не указал главнейшей причины: «что наше законоположение в 1826 году находилось в таком же беспорядке и смешении, как в 1700; и что все усилия правительства в продолжение более века не могли исправить этого зла, ниже удовлетворить первой потребности народной»(d).

При вторжении неприятелей рабство служит им предлогом оправдывать свои поступки, орудием волновать умы и средством привлекать на помощь своему делу всех просвещенных народов. Французы в последнее нашествие не воспользовались этими преимуществами, потому что система императорства, основанная на злоупотреблении, не дозволяла обратиться к коренным началам и находить в них опору. Но ход событий может вооружить противу нас народы и правительства, более опасные совокупностию сил вещественных и нравственных, проистекающих из учреждений конституционных. Уничтожение рабства восстановит порядок и стройность в учреждениях, послужит к уравнению борьбы и к сокрушению врагов действительнее, чем сожжение городов, опустошение областей и суровость климата.

Эти мысли, созревшие в тишине темниц, не отвергнутся теми, которые в простоте сердца ищут истины и которые понимают, что обязанность говорить ее для общего блага независима ни от каких обстоятельств нашей скоротечной жизни.

М.С. Лунин. Письма из Сибири. М., Наука. 1988. В настоящей интернерт-публикации использована электронная версия книги с сайта dekabristy.ru


Примечания:

Печатается по СУ, л. 104—107, № 3, дата — 3 ноября/22 октября 1839 г.

В ЗК, где находится лунинский собственноручный перечень писем, зафиксирована иная дата этого письма: «Exil. 10 Nov./20 Oct. 1839. N 3. Les esclaves» («Ссылка. 10 нояб./29 окт. 1839. № 3. Рабы»). Возможно, разные даты фиксируют разные этапы переработки текста. Во французском автографе ПД — без номера и даты, но также под заголовком, отсутствующим в СУ и ТГ — «Les esclaves» («Рабы»), В нем отсутствует примечание (а), позже собственноручно вставленное Луниным в русский текст ТГ и затем повторенное Громницким в СУ, нет некоторых ссылок на источники, позже уточненные // С 388 в ТГ и СУ; примечания расположены слева, на полях и в тексте, в то время как в СУ и ТГ — под строкой. Русский текст СУ незначительно отличается от ТГ, см. наст. изд., с. 371.

Судя по описанию С. Штрайха, в «музейном автографе» это письмо значилось под № 4, не имело заглавия и открывалось несколькими вступительными строками, обращенными к сестре; при оформлении цикла писем декабрист счел необходимым их опустить (этот фрагмент текста см. наст. изд., с. 241).

Впервые письмо № 3 опубликовано С. Штрайхом (I, с. 47—50) по тексту ТГ (ЦГАОР). Это письмо, как и следующее за ним, резко выделяется своей величиной, оба они представляют собой по существу политические трактаты, посвященные острейшим проблемам российской жизни. Маловероятно, что они действительно были отправлены Уваровой по почте. Письмо № 3 — одно из самых ярких обличений крепостничества в первой половине XIX в.; обоснование того, что крестьянский вопрос — главнейший в русской жизни и все другие определяются его решением; наконец — четкое объяснение того, что именно крепостничество — главная причина возникновения тайных обществ в стране.

 

1 Рабство ... с законами божественными и человеческими.— Положение о «случайности» крепостничества характерно для воззрений Лунина, Н. Муравьева, Н. Тургенева и некоторых других декабристов, еще до 1825 г. полемизировавших с Карамзиным о происхождении свободы и рабства в России. См. раздел «Декабристы-критики «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина» (ЛН, 59, кн. 1, 557—598).

 

2 ...указ... который препятствовал свободному переходу крестьян из одного места в другое.— Справедливо считая временем окончательного юридического оформления крепостного нрава на Руси середину XVII в. («Соборное уложение» 1649 г.), Лунин в других работах отмечал элементы «рабства» уже в «Русской правде» (см. наст. изд., примеч. 15 к «Розыску историческому»), констатировал, вслед за Карамзиным, особую роль в закрепощении крестьян политики Бориса Годунова.

Законами, препятствовавшими свободному переходу крестьян, были указ о Юрьевом дне (1497), временное (1581), а затем бессрочное запрещение крестьянского выхода (1592—1593), подкрепленное указом 1597 г. о пятилетнем сроке сыска беглых; после ряда законов XVII в. об удлинении этого срока — Соборное уложение, провозгласив бессрочность сыска, юридически завершило процесс закрепощения крестьян.

 

3 Петр I, Екатерина II.— Примечание, отсутствующее в соответствующем месте первоначального французского автографа (ПД), внесенное в ТГ рукою Лунина и оттуда скопированное Громницким для СУ.

 

4 ...в Своде законов нет начала, узаконяющего рабство.— Это мнение Лунина основано на его убеждении в слишком широком толковании закона о запрещении крестьянских переходов. В Своде законов было немало статей о помещиках и крепостных крестьянах, но не было общего положения, обосновывающего этот порядок вещей.

 

5 ...цена людей... дешевле теленка (b).— Во французском тексте указана только сумма (11 рублей) без ссылки на 707 статью IX тома Свода законов, где приводятся размеры компенсации помещикам за крестьянских детей, рожденных до перевода их родителей в разряд военных поселян (статьи 707—711).

 

6 Тайный союз первый прервал молчание.— Лунин вероятно знал «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, известное в декабристской среде. С. Б. Окунь полагал, что в данном случае Лунин «имел в виду не публицистический протест против рабства, а конкретные проекты его отмены» (Окунь, с. 170).

 

7 ...ни Следственная комиссия... ни в приговоре.— Своеобразный публицистический прием Лунина для убеждения читателя в закономерности постановки Тайным обществом вопроса об освобождении крестьян (см. Окунь, с. 172). Лунин и в других своих сочинениях отмечал, что главные цели декабристов не были упомянуты в официальном «Донесении Следственной комиссии» и тем самым скрыты от народа. См. наст. изд., с. 55, 73—74.

 

8 Отличая даже могилу негра, эти поборники равенства уничижают ближнего и за пределами земной жизни.— В соответствующем месте французского текста (ПД) говорится: «Ces partisans de l'egalite... vont fouiller parmi les cadavres, pour etablir // С 389 l'inegalite entre les tombes du cimetiere («Эти поборники равенства... готовы рыться на кладбищах, чтобы утвердить неравенство могил»). Речь идет о разных формах негритянского неравноправия в южных штатах США.

 

9 Оно совершилось... без малейшего потрясения.— Личное безземельное освобождение крестьян в Польше (1807 г., в период наполеоновского владычества), а также в Эстляндии и Лифляндии (указы 1804, 1810, 1819 гг.) не соответствовали проектам декабристов, выдвигавших разные формы освобождения крепостных с землей; тем более весомо замечание Лунина, что, даже не получив земли, крестьяне Польши и Прибалтики не взбунтовались и, стало быть, ложен крепостнический довод о неизбежности «потрясения основ» при освобождении.

 

10 Донесение... 13 июля 1826 года.— Во французском тексте, в отличие от русского, ссылка на «Манифест 1826 года» дана без указания числа (13 июля).

 

11 ...сановник в обнародованном... сочинении...— См. примеч. 2 к письму 12 первой серии «Писем из Сибири».