Эта статья не претендует на исчерпывающее изложение аргументов в пользу духовного влияния финикийцев на тех же индейцев Мексики [См. также: 30]. В связи с гибелью культуры индейцев атлантического побережья Бразилии и США о духовном влиянии на них вообще трудно судить. Выше уже говорилось об археологических находках, подтверждающих присутствие финикийцев в этих районах. Некоторые археологические факты можно толковать и в пользу их прямого влияния на местные индейские культуры.

По крайней мере, имеются такие факты относительно территории востока США. Там как раз где-то параллельно с культурой ольмеков в Мексике (т. е. тоже в эпоху плаваний финикийцев) в низовьях Миссисипи возникла самобытная цивилизация - т. н. цивилизация маундов (своеобразных земляных насыпей). Ее древнейшим центром был «крупный комплекс Паверти-Пойнт, общая площадь которого достигала 150 га. Здесь были обнаружены грандиозные искусственные насыпи, богатые погребения, многочисленные социально престижные ценности из редкого сырья, происходившего из отдаленных местностей (в т. ч. до тысячи км и более). В Паверти-Пойнт насчитывалось не менее трех социальных слоев: два из них связывались со знатью, один - с простыми общинниками. В каждый отдельный момент в нем могли обитать минимум 4-5 тыс. человек» [32, с. 311]. Известно, что «из металлов строители маундов пользовались медью, а позже изредка и золотом». Но во время раскопок находили и обломки бронзового оружия, хотя «бронзовые орудия труда и оружие мы находим в маундах лишь как исключение» [33, с. 55]. Но даже как исключение эти находки нужно как-то объяснить, не так ли?

В более поздних курганах культуры хоупвелл (II в. до н. э. - II в. н. э., как раз эпоха помпейских фресок) «встречалась медь с озера Верхнее, серебро с оз. Онтарио, а также метеоритное железо» [34, с. 72-73]. Собственно, современные методы химического анализа позволяют точно определить, было ли то железо метеоритным, и даже точно установить, из какого месторождения поступило сырье для бронзового изделия. В частности, можно определить, попали ли бронзовые изделия в маунд через Берингов пролив (из Сибири и Китая) или все-таки через Атлантику. Мне не известно, производился ли такой химический анализ всех бронзовых и железных изделий из маундов. Значит, вполне приемлема гипотеза, что изделия из бронзы и железа поступали к индейцам Северной Америки еще через финикийцев.

В недавнее время пересмотрены и представления об уровне культурного развития индейцев доколумбовой Бразилии, в частности долины Амазонки. Оказывается, там тоже существовали «предцивилизации», не уступающие по развитию цивилизации маундов в Северной Америке. А культурный упадок произошел уже после Колумба и был связан прежде всего с эпидемиями занесенных европейцами смертельных болезней. Эта высокая культура существовала в Амазонии по крайней мере с начала нашей эры. Там тоже обнаружены «искусственные земляные холмы - как платформы под здания и для производства захоронений. Их высота достигает 15-20 м, площадь 20 га и даже 50 га. В область тропических лесов проникали на только золотые украшения, но и по-видимому, инкские бронзовые топоры» [37, с. 35]. Во всяком случае, и здесь найдены изделия из бронзы. Остается тот же вопрос: проводился ли химический анализ этих бронзовых изделий?

Во всяком случае, и на сегодня совокупность письменных, археологических и этнографических источников дает достаточные доказательства плаваний финикийцев в Америку. Мы должны навсегда отвергнуть гиперкритицизм как антинаучный метод изучения исторических источников – в этом и во всех других случаях. В плане же оценки исторического значения доколумбовых плаваний в Америку следует равно отказаться от крайностей изоляционизма и миграционизма: если бы были полностью правы миграционисты, Колумбу не потребовалось бы открывать Америку заново; но если бы полностью были правы изоляционисты, Кортесу не удалось бы ее так легко завоевать. «Говоря в целом, предположение о том, что контакты с иноземцами были основным двигателем исторических перемен, и сейчас мне кажется справедливым, а выбор и расстановка акцентов, сделанные на базе этого предположения, - правильными» [62, с. 19].

Чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку, не хватает лишь прямого археологического доказательства: необходимо найти остатки стоянки финикийских моряков в Америке. Принципы устройства финикийских колоний хорошо известны, так что понятно, что и где нужно искать. Наиболее реально найти остатки той финикийской фактории, откуда вывозились ананасы в Рим. Скорее всего они находятся где-то на тропическом побережье Бразилии. Искать их следует на небольшом скалистом островке в некотором удалении от берега. На этом островке должен быть источник пресной воды и удобная стоянка для парусника - укрытая от ветра небольшая бухта. Вероятно, рядом с ним на побережье находится какая-то хорошо видная с моря приметная гора. Еще один вариант - островок в устье большой реки, в особенности Амазонки. Думается, всех таких островков не так уж много…