... 7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного)  факультета  Высшей  Краснознаменной школы КГБ СССР имени Ф.Э.Дзержинского.

Много позже мы узнали,  что ранее это была знаменитая "школа N 101", где проходили подготовку советские разведчики,  а еще ранее -  база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов,  забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы Великой Отечественной войны.

Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования  оперативного состава (КУОС),  готовившие сотрудников для легендарных подразделений "Альфа" и "Вымпел".

Основное же здание Школы находилось на Ленинградском проспекте, 3, где ныне размещается Пограничная Академия ФСБ. А в годы Великой Отечественной войны в этом здании также велась подготовка спецотрядов для  действий  в  тылу  врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР из числа бойцов ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения,  дислоцировавшейся поблизости, на стадионе "Динамо").

В частности,  здесь учились будущие герои Советского Союза В.А.Лягин (руководитель  нелегальной резидентуры НКВД в г.  Николаеве),  В.А.Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в  оккупированной Одессе),  командир  спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н.Медведев, легендарный разведчик Н.И.Кузнецов.

А всего  4  выпускников Центральной школы НКВД,  как она тогда именовалась, предвоенных лет были удостоены в годы войны звания Героев  Советского Союза.  Ряд выпускников и сотрудников Высшей школы КГБ - Г.А.Бояринов, Э.Г.Козлов и другие, - были удостоены этого высокого звания уже в 80-е годы прошлого века.

Всего в 1941-1945 годах в стенах  школы  были  подготовлены  и прошли переподготовку 7 135 сотрудников НКВД.

Собственно говоря,  сама  Высшая  школа как специальное высшее учебное заведение с  трехгодичным  сроком  обучения  слушателей  по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с потановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 г.,  а в  апреле 1954 г. года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили ее с отличием.

А в  целом свою родословную Высшая школа - с августа 1992 г.  - Академия Федеральной службы безопасности России, - ведет от трехмесячных  курсов подготовки сотрудников ВЧК,  начавших свою работу 23 апреля 1921 г.

В 1954 г.  численность  переменного состава (слушателей) Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц.  На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет работы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны.

Первоначально Высшая  школа  КГБ  имела  12 кафедр - по три по циклам  социально-гуманитарных (философия,  политэкономия,   история ВКП(б), юридических и специальных дисциплин, а также кафедры иностранных языков, военную и физической подготовки.

К 1960-му  году  Высшая школа КГБ СССР стала крупным многопрофильным специальным учебным заведением.  Помимо этого в системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Москве,  в Бабушкине, в г. Голицино в Подмосковье,  в г. Ташкенте и в Алма-Ате).

2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ  СССР  было  присвоено  имя  Ф.Э.Дзержинского.

Выпускники "нашего"    факультета    получали    специальность юрист-правовед со знанием иностранного языка.

В 1971  г.  на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду  с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии,  абитуриентами принимали также выпускников средних  школ.  Но  конкурс для нас,  вчерашних десятиклассников,  был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Следует сказать,  что  тогда  существовало  в целом достаточно сдержанное, если не сказать негативное, отношение к чекистской "династийности", хотя  она  и существовала де-факто.  Мне же,  однако, представляется, что в этом явлении больше позитивного, нежели негативного. Потому, что в целом эта преемственность и семейная традиция способствовала и способствует более осознанному и целенаправленному выбору профессии,  помогает  в  формировании и воспитании у будущих контрразведчиков профессионально значимых качеств личности.

Высшая школа давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное.

Но  основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины.      Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права, в частности - федеральными законами Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», «О федеральной службе безопасности», «О противодействии терроризму».

Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и уголовному процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему  учили  нас преподаватели - это безукоснительному следованию именно нормам права, статьям законов, строгому соблюдению законности.

Немалое  внимание  уделялось также предупреждению и профилактике,  то есть недопущению реализации преступных намерений.      Существовал целый арсенал  средств  предупреждения  преступных действий, - особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам.

В цикле гуманитарных дисциплин немалое место занимали  вопросы как современной международной обстановки и политики,  так и истории отечественных органов  безопасности,  правда,  начиная  с   декабря 1917 г.

Хотя у нас, слушателей, присутствовал немалый интерес и к тому, как были организованны и действовали спецслужбы Российской империи. В этой связи огромным вниманием пользовалась только появившаяся тогда книга Владимира Понизовского «Ночь не наступит», в художественно-литературной форме рассказывавшая о деятельности Департамента полиции России.

Конечно, нам говорили и о  необоснованных политических  репрессиях  30-х -- 50-х годов,  хотя тогда мы,  как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Хотя сегодня, на основании архивных документов,  уже давно опубликованных,  и, в частности,  материалов  Комиссии  Политбюро  ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов,  связанных с репрессиями, имевшими место в период  30-х  - 40-х и начала 50-х годов (они публиковались в журнале "Известия ЦК КПСС" и в других изданиях),  можно утверждать, что эти репрессии имели гораздо меньший масштаб, чем полагают некоторые наши сограждане.

Конечно, как юрист и гражданин,  я не могу не испытывать чувства горечи и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова, в действительности, правда об истории нашей Родины.

Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства  в  связи  с тем,  что  особый  упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на безукоснительное соблюдение норм  права,  уже измененных,  на  недопушение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени  отнимало  изучение  слушателями иностранных языков,  как европейских, так и восточных, а с 1979 г. - и африканских (всего в Высшей школе велось обучение  34  иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки  был  настолько  высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и  преподавателями. В том числе столь сложных языков как арабский, японский, китайский, урду и тому подобных.

Не скрою,  что в период обучения в ВКШ вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин,  хотя  это  в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало на долю побывать впоследствии не в одном десятке "горячих" точек как за рубежом, так и уже на территории нашей страны.

И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необоходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризированных" зарубежных спецслужб.

Хотя, конечно, требования воинских Уставов и воинской дисциплины и создавали некоторые неудобства в период обучения.  Не говоря уже о несении нарядов - и внутренней службы по Высшей школе,  и оперативных, ведь весь личный состав ВКШ являлся постоянным оперативным резервом председателя КГБ.

Годы учебы в Высшей школе вобрали в себя многое. Прежде всего, нельзя  не сказать о коллективе курса,  его мощном воспитательном и морально-нравственном потенциале, соединявшем в себе как юношеский задор и романтику вчерашних школьников с определенным жизненным опытом "старослужащих",  прошедших армию.  Нельзя не вспомнить и нашего начальника курса,  "папу", тогда еще майора,  Леонида Кузьмича Тюрикова, помощником у которого был А.М.Яценко.  Это были требовательные,  но в тоже время отзывчивые, доброжелательные,  понимающие  руководители,  которые,  на мой взгляд, блестяще иллюстрируют понятие "отцы-командиры".

Средством воспитания, товарищеского воздействия, помимо "треугольника" - командир группы,  комсорг и парторг,  групповых "Боевых листков" учебных групп, была также курсовая, факультетская и общешкольная стенная печать.

     Каждый ежемесячный номер общешкольного "Чекиста" был событием, которого ждали.  Помимо стихов,  фотографий,  хроники  общественной жизни Школы,  здесь помещались интереснейшие статьи,  основанные на оригинальных материалах стран изучаемого языка.  Особенно  запомнились две из них - об очень известном в то время писателе-авантюристе  Эрике фон Деникене,  авторе ряда спекулятивных книг и кинофильмов ("Воспоминания о будущем",  "Назад,  к звездам" и др.), и о "левом" молодежном экстремизме в Перу.

Теперь, по прошествию многих лет, можно сознаться, что автором статьи о фон Деникене был я. Для ее подготовки пришлось познакомиться с двумя статьями из немецкого «Шпигеля».

За организацией стенной печати стояли комитеты ВЛКСМ факультетов и Школы. В последнем было немало офицеров - лейтенантов и старших лейтенантов с факультета военной контрразведки.  Неформальное,  товарищеское общение с ними вчерашних школьников также давало последним немало полезных жизненных уроков.

И прежде всего - ответственности за себя, свои поступки, порученное дело, отсутствием чего – чувства личной ответственности, как известно, нередко грешат юноши, еще не осознавшие значения личной  требовательности  и  ответственности перед  коллективом,  собственной совестью,  делом и долгом.

Среди членов комитета комсомола Школы особенно запомнился Андрей Козлов,  бывший впоследствии главным редактором журнала "Пограничник".  Уже  в период обучения в ВКШ (в 1973-1975 гг.) он писал и публиковал свои рассказы, по его сценариям было поставлено несколько передач  популярного  телецикла "Спокойной ночи,  малыши!".  Поэтому я был рад, когда в 1982 г. он стал лауреатом конкурса молодых писателей.

Вообще в  Высшей школе имени Ф.Э.Дзержинского доводилось встречать немало талантливых людей. Талантливых по-разному, но горевших желанием реализовать  свой немалый творческий потенциал,  поделиться им с окружающими.  Достаточно вспомнить Э.М.Телятникову, не один год исполнявшую на концертах  самодеятельности  струнные произведения на арфе.  Среди них не могу не назвать призванного в органы  НКВД  в  сентябре  1938  г. Константина  Петровича  Новикова,  который,  будучи уже в отставке, продолжал трудиться в историко-археографической лаборатории  Высшей школы над  изданием  многотомного сборника документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне".

Думаю, его  рассказы,  в  том  числе  и о деятельности военной контразведки Отдельного корпуса РККА в Литве в 1938-1941 гг., многое могли бы восстановить в подлинной истории тех дней и лет.

Это - и поэт,  член Союза писателей России Д.Б. Окунев, преподаватель  одной из спецдисциплин, и ветеран ВКШ В.Д.Бабакаев,  более известный по своим работам Б.П.Курашвили,  после ухода из ВКШ более 30 лет  проработавший  научным сотрудником в Институте государства и права Академии наук СССР и ставший ученым с мировым именем,  к сожалению,  в апреле 1999 г. ушедший из жизни.

Комитеты ВЛКСМ,  помимо "помощи руководству в воспитании личного состава",  что являлось одной из их главных официальных  функций, занимались многими другими вопросами: организацией досуга слушателей,  организацией и руководством строительными отрядами "Дзержинец",  которые давали не только уникальнейшую возможность лучше и ближе  познакомиться со своей страной,  но и подзаработать во время "трудового семестра", организацией патриотического воспитания и так далее.

Упомяну только агитпоходы февраля 1975 и 1976 годов по погранзаставам Прибалтийского пограничного округа от Риги до Бреста, проводившиеся, кстати сказать, под эгидой ЦК ВЛКСМ.

Но годы учебы в ВКШ - это не только отдых, досуг, общественная работа,  хотя ныне, не только такого понятия, но и явления, как такового,  по-моему, уже не существует. Хотя те мои товарищи, которым есть чем поделиться с окружающими, щедро делают это "по старинке" в соответствии с воспитанными в Высшей школе "активной гражданской позицией, боевым  чекистским  характером".

И, по-моему, большинство моих однокашников по Высшей школе как раз и продемонстрировали своей жизнью и работой эти социально важные и значимые качества.

Несколько отвлекаясь от темы,  позволю себе высказать мнение о том,  что  гражданское общество  формируется и может только  формироваться  усилиями и сознательной целенаправленной деятельностью  социально  активных граждан.  А правовое государство несовместимо с равнодушием,  формализмом в работе сотрудников правоприменительных органов,  терпимостью к несправедливости и нарушениям законов и  норм общественной жизни, гражданской и профессиональной этики.

Комсомольская работа имела далеко не только  "формально-бюрократический характер" - уж слишком много было в ней подлинного горения, стремления к самовыражению,- а такая потребность, наверное, и приходит к человеку где-то на рубежи 20-23 лет,- глубокого  осознания своей правоты, важности и нужности порученного тебе дела.

Я думаю,  ныне слушателям и студентам гражданских вузов недостает  подобной  общественной  самодеятельной  организации,  учащей как самостоятельно принимать решения,  так и организовывать их выполнение,  нести  ответственность за их реализацию.

И еще из тех лет учебы я вынес убеждение в том, что научаются студенты у тех преподавателей, что любят свою профессию, свой предмет, досконального знают его и не останавливаются в собственном профессиональном росте.

Мы любили молодого преподавателя,  тогда капитана, К.Х.Ипполитова, В.М.Клеандрову, М.П.Третьякова, В.Н.Струнникова.

Лично на меня большое впечатление своей эрудицией,  знанием предмета, внутренней собранностью, целеустремленностью произвел Г.А.Попов, с которым посчастливилось в дальнейшем работать.  Именно Геннадий  Алексеевич пробудил у меня интерес к познанию подлинной истории  страны  и  ее органов безопасности.

Большую, лишь впоследствии осознанную и оцененную в полной мере  помощь в профессиональном становлении моих одногруппников оказал нам преподаватель "спецдисциплины N 1" А.И.Курчатов. Сказать по-правде, мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы,  - таким образом,  он стремился выработать и закрепить у  нас необходимые в работе знания, навыки и умения.

Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти  многих  сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то,  что надо,  что особенно важно", хотя его дидактические приемы обучения и не воспринимались таковыми вначале.

И с еще тех слушательских времен врезался в  память  известный афоризм о том, что научаются лишь у тех, кто любит свое дело.

Как мне кажется,  в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы:  большинство,  в том числе и имевших семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво.

Быть может,  это  и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного нашего курса вышло немало генералов,  руководителей подразделений органов госбезопасности.  Это, в частности, уже генерал-полковник А.Г.Безверхний,  генерал-лейтенант С.М.Минаков, генерал-майор И.В.  Ермаков и другие мои дорогие однокашники.

Многие из  них прошли сначала Афганистан,  а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру  Курилова,  исключительно одаренного человека,  писавшего стихи как на русском,  так и на английском,  игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего.  Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал штурмом дворец Тадж-бек в Кабуле.

 Правдиво он  рассказал  об  этом  в  своей   книге   "Операция "Шторм-333"(М.,1999), немало страниц которой посвящены преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней,  моим однокурсникам и коллегам, которые,  не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг.

Из этой книги я  узнал,  что  наш  преподаватель  физкультуры Александр Иванович  Долматов  был заместителем командира спецотряда КГБ "Зенит",  возглавлявшегося бывшим преподавателем  Высшей  школы Героем Советского  Союза Григорием Ивановичем Бояриновым. (Полковник Г.И. Бояринов,  начальник КУОС КГБ погиб при штурме дворца Тадж-бек 27 декабря 1979 г.  Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно в апреле 1980 г.).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан,  но и для других слушателей  чекистских  вузов.  Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления  слушателям в качестве дополнительного учебного пособия.  И в ней действительно есть чему поучиться.

Жажда знаний и собственного творчества находила свое выражение и в увлечении НИРС - научно-исследовательской работой слушателей.

Представляется необходимым  упомянуть,  что еще в 1855 г.  в Николаевской военной академии Генерального штаба были введены так называемые "годовые  сочинения" по изучаемым дисциплинам с целью выяснения пригодности слушателей к самостоятельной работе,  представлявшие собой своеобразные квалификационные выпускные работы "за полный курс обучения". Данный подход был востребован в 50-е годы уже XX века в военно-учебных  и  специальных учебных заведениях СССР.

Комитет ВЛКСМ Высшей школы также уделял развитию НИРС  определенное внимание. В 1973 г. при его участии было образовано общешкольное Слушательское научное общество (СНО), которое в те годы работало достаточно активно.

В целом ВКШ в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста:

- иностранные языки (в том числе изучение их  на  дополнительных, факультативных курсах желающими);

- неплохая  библиотека со множеством периодических изданий,  в том числе на изучавшихся иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена.

Ну и, конечно, сама та неповторимая аура «культурной столицы», с ее многообразием музеев, библиотек – особой популярностью у нас пользовалась «Иностранка» -- Библиотека иностранной литературы с ее неповторимыми уникальными фондами, а также тематическими вечерами и фильмами на иностранных языках, театров, которая давала редкую возможность непосредственного, живого прикосновения ко всему многообразию и богатству культуры….

В тоже время, мне кажется, были и определенные недостатки в организации учебного процесса.

В их  числе  я бы назвал,  прежде всего,  отсутствие спецкурса "Введение в специальность" - он был введен в ВКШ в середине 80-х  годов как своеобразная «дань моде», велениям времени и требованиям минвуза,  но, к сожалению, в процессе реформирования всей системы высшего образования страны,  в 90-е годы вновь "выпал" из расписания учебных занятий.

Мне кажется,  для слушателей и студентов иных вузов также очень важен и актуален курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить,  поставив и вопросы о сохранении и укреплении здоровья обучаемых в период обучения в вузе в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований",  хотя,  в целом, он является,  на мой взгляд,  лучшим  средством  формирования творческой, нестандартно мыслящей личности.

Ныне Академия ФСБ по-прежнему остается головным учебным заведением по подготовке кадров для органов безопасности России.