Общеизвестно, что эпоха Раннего средневековья (V– XIв.в.) явилась варварской по отношению к античной культуре. Многочисленные кочевые тюркские, германские, славянские и другие письмена, разрушив ценности античности, ассимилируясь с коренным населением Европы, включаются в общеевропейский культурный процесс. Путь формирования английской национальной литературы во многом сходен с западноевропейским, осложнен жестокой борьбой кельтов, англосаксов, норманнов и др., хотя именно эта борьба определила сложные формы взаимодействия данных народностей и культур. Процесс становления жанрово-видовой структуры в средневековой европейской литературе обращается вспять, возвращаясь к своим истокам.

Так, европейский, в том числе и британский эпос Раннего средневековья (сказания о Кухулине и Конхобаре, цикл фенниев), подобно греческому, существует в синкретическом виде, укладываясь в схему родоплеменных отношений с их мифологизированным восприятием окружающего мира.

Параллельно с народной, эпико-героической литературой и фольклором в Англии с конца VIвека в связи с распространением христианства развивается церковно-монастырская культура, которая в целом не порывает связей с античным миром. Благодаря латинскому языку происходит пересечение этих мощных литературных потоков, получившее наиболее яркое отражение в деятельности и творчестве бритта – валлийца Г. Монмутского (XIIв.) в эпоху так называемого средневекового возрождения.

Литературно-критических работ, непосредственно касающихся «Истории бриттов» Г. Монмутского, немного в русском и зарубежном литературоведении. Среди них можно назвать работы Дж. Тэтлок, Дж. Пари, Дж. Арман, А. Мортон, А.Д. Михайлов.

Анализируя источники, на которые опирался Г. Монмутский при создании произведений, критики дают лишь их общий обзор, уделив внимание связи Гальфрида с племенным фольклором и эпосом. Наибольший интерес представляет исследование А.Д. Михайлова, который раскрывает в произведении Г. Монмутского сложные литературные параллели в свете взаимодействия античных, средневековых и христианских традиций. Следует заметить, однако, что в работах, посвящённых Г. Монмутскому, обойдён вниманием существенный вопрос – о жанровом своеобразии «Истории бриттов» и в связи с этим о её роли в формировании жанровой системы английской литературы.

«История бриттов» (1134 – 1137 г.г.) для английской литературы развитого средневековья – явление уникальное. Написанная на латинском языке после завоевания Британии норманнами (1066 г.) в условиях трехъязычья (французский, англосаксонский, латинский язык), «История бриттов» своим национально-патриотическим пафосом обращена к прошлому, настоящему и будущему Британии и объединена общей идеей. Это постоянное ощущение связи времён отражено в поэтике произведения.

Автор ведёт историю бриттов (бриттами называли коренное население Британии – пиктов, аттеков, каледонцев, кельтов, заселивших острова в VIIв. до н. э. до завоевания их англосаксами) от эпико-героических римских времён, устанавливает тесную связь бриттов и с Римом, и с античностью, делая основателем Британии Брутта, потомка легендарного Энея, сына троянца Анхиза и богини Венеры.

Эпический фон сменяется размеренным хроникальным повествованием о наиболее выдающихся бриттских королевских династиях. В повествовательное полотно вплетается обширный пласт народных легенд, почерпнутых Гальфридом из древних поэм «Годдодин», «Талиэзин», «Куллох и Олуэн», «Мабиногион», которые сменяются библейскими параллелями и притчами. В последней части, являющейся повествовательным центром и посвященной становлению объединенного христианского государства короля Артура и его трагической гибели, сильно влияние христианских текстов средневековья (церковных историй, хроник, анналов и т.п.).

Связь времён и переходность литературного периода ощущается в неразрывной слитности идейно-тематического содержания и жанрового воплощения, которое довольно сложно поддается однозначному определению. Думается, наиболее точно отражает суть произведения Гальфрида дефиниция легендарно-историческая хроника, содержащая в себе элементы исторического повествования, куртуазной повести (романа), дух римского героического эпоса, библейских притч, народных легенд и христианских текстов, в которой множество пересекающихся повествовательных пластов представляют собой гармоническое целое, объединенное общей идеей и авторским замыслом.

В эпоху феодальной раздробленности Г. Монмутский, следуя традиции римских хроникистов, создает легендарную историю единого христианского государства, которое бы явилось своеобразной идеологической базой для настоящего и будущего Англии.

В связи с этим глубоко символична авторская оценка событий в конце «Истории бриттов». Предпочитающий быть объективным, Гальфрид буквально «врывается» в повествование, произнося трагический монолог о причинах падения могущественного некогда государства бриттов; во многом эти пророческие слова обращены к его современникам:

«О несносное племя, раздавленное грузом чудовищных преступлений, постоянно алчущее междоусобных распрей, ужели ты до того истощило себя междоусобицами, что державшее некогда в своей власти далеко отстоящие царства и королевства, уподобилось доброму, но одичавшему винограднику, который родит лишь горькие грозди, и ныне не способно оберегать отечество, а также жен и детей твоих? Ну что же, упорствует, упорствует в раздорах, не понимая сказанного в Евангелии: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт» [1. С. 126].

Сложно говорить об исторической точности Гальфрида, однако он сумел отразить дух эпохи становления самосознания нации. «История бриттов» является, безусловно, и высоко художественным произведением, в котором каждая часть имеет свою неповторимую стилистическую окраску, а латинский язык перестаёт быть академическим.

Жанровые традиции, заложенные «Историей бриттов», находят свое дальнейшее развитие в исторической хронике Шекспира, куртуазном романе, связанном с артуровской тематикой (Т. Мэлори «Смерть Артура» и другие). Художественная техника сращения истории и легенды присутствует в исторических романах В. Скотта, восприятие истории через легенду и легендарное освещение истории характерно и для многих западноевропейских писателей-романтиков.

2002

 

Литература

 

1.     Монмутский Г. История бриттов. Жизнь Мерлина / Г. Монмутский. – М.: Издательство «Наука», 1984.