Глава 11. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Понятие экологической культуры. Биосферная концепция культуры: П. Тейяр де Шарден, В. Вернадский, А. Швейцер, А. Печчеи, Н. Моисеев, К. Лоренц. Глобальнотехнологическая культура (глобалтех).

 

Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология (буквально: учение о родном доме) – комплексное знание о принципах взаимодействия человека и природы, общностей, отношения человека к себе. Сферу реальной жизнедеятельности человека, охваченную указанными принципами, можно называть экологической культурой.

Экология и экофилософия вызваны развитием знания о планете, глобальным кризисом среды обитания и необходимостью прогнозирования будущего бытия жизни на Земле. Центральной категорией экофилософии является понятие «жизнь». В широком смысле жизнь есть космическое явление, снимающее границу между человеком и природой. Современная экофилософия предлагает альтернативную – экологическую культуру, - так или иначе связанную с биосферной концепцией культуры.

Биосферная концепция культурыразвивалась в течение прошлого столетия на Западе, а также в философии русского космизма.

П. Тейяр де Шарден рассматривает человека как определённый итог эволюции космоса, а мир сознания человека – Ноосферу или сферу разума - представляет в качестве завершающего этапа развития Вселенной. Человек призван регулировать бытие Вселенной. Пути решения глобальных проблем философ видит в единстве науки и религии. Любовь – средство создания новой культуры, преодолевающей индивидуализм.

Оригинальное учение о биосфере и ноосфере создал В. Вернадский. Он отмечает возрастание воздействия ноосферы на биологические и геологические процессы, происходящие на планете. Биосфера является планетарным явлением космического характера, а само человечество составляет ничтожную массу вещества на планете. Мощь человечества определяется его разумом и целесообразным трудом.

А. Швейцер предложил этическую концепцию благоговения перед жизнью. Современную культуру, полагает он, губят национализм, радикальный патриотизм и утрата мировоззрения. В этической концепции А. Швейцера, которую можно рассматривать в качестве версии экологической культуры, добро и зло различаются отношением к жизни: добро есть развитие жизни, зло – уничтожение её. Согласно сущности нравственного выбора, философ считает, что не государство и общество, а личность реализует этику и нравственность. От гибели современную цивилизацию может спасти включение в её основу морали, прежде всего принципа благоговения перед жизнью.

А. Печчеи как один из лидеров Римского клуба пропагандирует экологическую культуру - новый гуманизм, высшей ценностью которого является жизнь. Ведущими ценностями выживания человечества участники Римского клуба считают сотрудничество и взаимопомощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и страданий, творчество, ответственность и оптимизм. Добровольное, осознанное самоограничение в образе жизни человека должна внести мораль. Важнейшая задача современного человечества – культурная эволюция. Новый гуманизм, предложенный А. Печчеи, включает развитое чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию.

Для сохранения планеты, считают экофилософы, необходимо не возвращение человека к образу жизни в традиционных культурах, а коэволюция – совместное гармонизированное природное и искусственное развитие. Н. Моисеев подчёркивает, что это означает согласованное развитие биосферы и общества. Экологической культуре, считает мыслитель, альтернативы нет, если человечество хочет выжить. Необходимо восстановить нравственные ориентиры, ослабить тоталитаризм и практику абсолютизации власти. Нужен глобальный интеллект – коллективный разум, одухотворённый любовью к жизни, к каждому человеку.

Основанием биосферной концепции культуры, пишет К. Лоренц, является понимание культур как естественных образований биосферы, в борьбе за выживание возникающих, существующих и исчезающих. В конкурентной борьбе за экологические ниши биосферы участвуют более трёх тысяч культур современности, известных культурологам. В настоящее время двенадцать основных видов культур господствуют в биосфере планеты, прочно занимая определённые экологические территории-ниши. Это такие типы, как: североамериканский, латиноамериканский, западноевропейский, восточноевропейский, дальневосточный, южноазиатский, малазийский, афроазийский, субсахароафриканский, австралоазиатский, тихоокеанский и глобальнотехнологический (глобалтех). Развитие человечества ведёт к интеграции множества культур. Вместо гибельной технической цивилизации приходит новая планетарная культура (глобалтех) с нравственным отношением к природе, производством ради гуманистических потребностей, а не прибыли. Региональные культуры в ней не противостоят, а дополняют друг друга, связывая всех людей с природой и космосом. Возможно, скоро возникнет единая глобальнотехнологическая культура (глобалтех), превосходящая другие культуры качественным уровнем духовного бытия человека, а также степенью приспособления к окружающей среде – родному космическому Дому человечества.