Параллели в сводах преданий индоевропейцев

В настоящей главе мы сравним предания отдельных индоевропейских народов, и конечной целью будет воссоздание прасвода преданий, восходящего к эпохе духовного и материального единства индоевропейского мира.

Прежде всего обратимся к преданию о творении мира, вернее к его обобщению, опирающемуся на многочисленные индоевропейские источники и в первую очередь на гимны Ригведы. Это предание от отца к сыну изустно индоевропейцы пересказывали тысячелетиями. Итак, некогда сущее возникло из не сущего. Рано или поздно существовавший хаос породил небо-отца и землю-мать. Из хаоса родился наделённый духом бог, отдельными народами называемый по-разному. Бог создал мир света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Бог охватил вселенную сознанием, превратившись в центр мироздания. И уподобившись столпу, бог на семь дней разъединил небо-отца и землю-мать. От разъединения и объединения неба и земли вселенная оплодотворилась и в ней расцвела жизнь. За семь дней творения, пока мировой столп, или древо, возносило небо над землёй, родились боги и люди. В мире началась бесконечная борьба бытия и небытия, гармонии и хаоса, света и тьмы. С приходом нового года в дни, когда в домах на семь дней устанавливается ёлка, между богами возобновляется борьба и мир рождается вновь, а правильнее будет сказать, возрождается (62).

По представлению греков ранее всего существовал хаос (53). В нем заключался источник жизни. Хаос породил богиню земли Гею, а вместе с ней и саму землю, в недрах которой родился Тартар. Из хаоса родилась духовная сила, оплодотворяющая мироздание - любовь или эрос. Хаос родил ночь и мрак [Эреб], произведшие вечный свет - Эфир и светлый день - Гемера. Земля родила небо - Уран. К небесам вознеслись горы - морщины земли, и разлились моря и озёра. Уран-небо взял в жёны землю-Гею, и мироздание наполнилось их детьми - богами, олицетворяющими океан, солнце, луну, зарю [Эос], звёзды, ветры и иное многообразие вселенной.

 

Согласно отдельным ведическим гимнам первоначально космос являл собой хаос, но содержал воду, заключавшую в себе золотой зародыш будущей жизни. Из вод вознеслась земля, превратившаяся в не имевшую опоры гору. В мире хаоса уже существовали боги асуры. При этом началом мироздания выступает бог Агни Вайшванара, символизирующий солнце на небесах и жертвенный костёр на земле. У асуров есть младшие братия дэвы, ведущие с асурами бесконечную борьбу. Но обратимся к текстам двух ведических гимнов, ибо значение первоисточников переоценить невозможно, и в дальнейшем мы не будем ими пренебрегать [перевод Т.Я. Елизаренковой]:

[Ригведа X, 129]

Гимн о сотворении мира

1.

Не было не-сущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.

Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?

Что за вода была - глубокая бездна?

2.

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было ни признака дня (или) ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно,

И не было ничего другого, кроме него.

3.

Мрак был сокрыт мраком в начале.

Неразличимая пучина - всё это.

То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту,

Оно Одно было порождено силой жара.

4.

Вначале на него нашло желание.

Это было первым семенем мысли.

Происхождение сущего в не-сущем открыли

Мудрецы размышлением, вопрошая в (своём) сердце.

5.

Поперёк был протянут их шнур.

Был ли низ? Был ли верх?

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

6.

Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?

Откуда родилось это творение?

Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).

Так кто же знает, откуда он появился?

7.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет, -

Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе,

Только он знает или же не знает.

 

[Ригведа X, 190]

Космический жар

1.

Закон и истина родились

Из воспламенившегося жара.

Отсюда родилась ночь.

Отсюда - волнующийся океан.

2.

Из волнующегося океана

Родился год,

Распределяющий дни и ночи,

Владыка всего, что моргает.

3.

Солнце и Луну сотворил

Последовательно создатель,

И день, и землю,

И воздушное пространство; затем свет.

А вот как о творении говорят хетты, индоевропейский народ на пять столетий раньше индоариев ушедший из центра континента в Малую Азию [тексты хеттов даны в переводе Вяч. Вс. Иванова по изданию “Луна, упавшая с неба”, М., 1977]:

Из новохеттских и лувийских ритуалов.

О сотворении земли и неба

 

“Когда боги взяли Небо и Землю, они их разделили между собой, и боги Верхнего Мира взяли себе Небо, а боги Нижнего Мира взяли себе Землю и Нижний Мир. Каждый взял себе своё.

А ты, Бог Реки, взял себе очищение, жизнь потомства и силу плодородия. Если один человек другому скажет, что ему стало тяжело, то он придёт к тебе, и к богиням Судьбы берега реки, и к Богиням-Защитницам, которые создали человека...”

Ныне, волею судеб, на громадной равнине центра континента из индоевропейских народов главным образом живут восточные славяне. Издревле славяне поклоняются богу Съварогу. Этот бог близок воспетому Ригведой богу Савитару. На берегах Инда слово svarga означает - небо, а слово savitar означает - пробудитель. Савитар это сила солнца, воле которого подчинено всё живое. А славянский Съварог, иначе именуемый Даждьбог, олицетворяет солнце и огонь, называемый Сварожич. Славяне считают себя внуками Дажьбога, то есть внуками Съварога или небес. Не правда ли интересные параллели.

Славяне владеют наибольшей на континенте площадью. Народ этот многочислен и неприхотлив. Славяне часто враждуют между собой и, спасаясь друг от друга, расходятся всё дальше на север, юг, восток и запад. В этом отношении славяне истинные последователи древних индоевропейцев, некогда обитавших в центре континента.

У германцев существует предание о том, что некогда сыновья Бора, о котором речь впереди, шли берегом моря и увидели два дерева. Они сделали из тех деревьев людей. Первый из сыновей Бора дал людям жизнь и душу, второй даровал разум и движение, третий - облик, речь, слух и зрение. Дали людям одежду и имена. Мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них пошел род людской.

А вот что об этом говорят восточные индоевропейцы.

В гимнах Ригведы упоминается бог Тваштар [tvastar (санск.) - ‘творец’]. Некогда божественный творец, искусно владея топором, вытесал все материальные формы вселенной и среди них человека. Возможно в глубокой древности в представлении наших, некогда единых, предков Тваштар выступал как основное божество. Но с ходом столетий на востоке, в Азии, бог Индра вытеснил своего отца Тваштара на задний план пантеона и мифологии.

Каждый индоевропейский народ по-своему излагает процесс смены поколений богов и их яростной борьбы за обладание миром. Скажу об этом кратко, потому что впоследствии мы многократно вернёмся к этому вопросу.

Греки рассказывают, что Уран-небо заточил собственных детей в недра земли. Младший сын Урана Кронос, бог времени, отнял у отца власть и воцарился в мире. И уже сам Кронос, бог времени, принялся проглатывать собственных детей, но был оттеснён сыном Зевсом. И борьба богов продолжилась.

В римских преданиях Сатурн покинул небеса, скрываясь от гнева Юпитера. Не просто складывались отношения и у богов ведического пантеона (53).

Однако, что послужило тем началом, от которого можно выводить начало (но быть может не истоки, ибо они запрятаны глубже в толщу времён) современной цивилизации, и что помнят об этом люди?

Отдельные индоевропейские предания гласят, что некогда мир на севере заполнился инеем, позже превратившимся в тяжёлый лёд. Но древний ледник был громаден, дышал обжигающей стужей и скрывал значительную часть нашего континента. Южнее границы ледника господствовали дожди и сильные ветры. Ледники Альп это остатки того ледника, который некогда лежал на планете. Германские саги повествуют, что, когда иней стал таять, его капли приняли образ человека. Звали его Имир. Он и его родичи, инистые великаны, были очень злы.

Однажды заснув, Имир вспотел. Под его левой рукой выросли мужчина и женщина, а нога с ногой зачала сына. Так пошло потомство инистых великанов.

Из таявшего инея возникла корова Аудумла. Из её вымени текли четыре молочные реки. Ими был вскормлен Имир. Корова лизала покрытые инеем солёные камни. Из одного такого камня вырос человек по имени Бури. У него был сын Бор, женатый на Бестле, дочери великана Бельторна. У Бора и Бестлы родились три сына-бога: Один, Вили и Ве.

Сыновья Бора убили великана Имира. Из ран исполина вытекло столько крови, что в ней утонули все инистые великаны. Лишь один великан Бергельмир с семьёй спасся в ковчеге. Имира же боги бросили в глубь мировой бездны и сделали из него землю. Из крови Имира произошло море и все воды. Горы боги сделали из костей Имира, а валуны и камни из зубов и осколков костей. Из черепа Имира боги создали небосвод (71, 72, 73).

Индоевропейцы, ушедшие в долину Инда три с половиной тысячи лет назад, сохраняют древнее предание об исполине, но называют его Пуруша. Хотя Имира индоарии также, вероятно, помнят под именем Яма [yama (санск.) - ‘близнец’]. По их представлениям Яма - это первый человек, ставший царём мёртвых. Он указал людям путь на высшее небо. У Ямы есть сестра близнец Ями.

В гимнах Ригведы повествуется о том, что исполин Пуруша был принесён богами в жертву. Из частей тела Пуруши боги создали стихии, наполнившие мироздание. Обратимся к гимну о Пуруше:

[Ригведа X, 90]

Гимн Пуруше

1.

Пуруша - тысячеглавый,

Тысячеглазый, тысяченогий.

Со всех сторон покрыв землю,

Он возвышался (над ней ещё) на десять пальцев.

2.

Ведь Пуруша - это вселенная,

Которая была и которая будет.

Он также властвует над бессмертием,

Потому что благодаря пище перерастает (своё начальное состояние).

3.

Таково его величие,

И еще мощнее, чем оно, (сам) Пуруша.

Четверть его - все существа.

Три четверти - бессмертное на небе.

4.

На три четверти взошёл Пуруша вверх.

Четверть его возникла снова здесь.

Отсюда он выступил повсюду.

Он (распространился) над тем, что ест (пищу)

и что (её) не ест.

5.

От него Вирадж родилась,

От Вираджи - Пуруша.

Родившись, он стал выступать

Над землёй сзади и спереди.

6.

Когда боги предприняли жертвоприношение

С Пурушей в качестве жертвы,

Весна была его жертвенным маслом,

Лето - дровами, осень - жертвой.

7.

Его в качестве жертвы кропили на жертвенной соломе,

Пурушу, рождённого в начале.

Его принесли в жертву боги,

Садхья и риши.

8.

Из этой жертвы, полностью принесённой,

Было собрано расплавленное жертвенное масло.

Из него он сделал животных, живущих в воздухе,

В лесу и в деревне.

9.

Из этой жертвы, полностью принесённой,

Гимны и напевы родились;

Метры родились из неё,

Ритуальная формула из неё родилась.

10.

Из неё кони родились.

И те (животные), у которых два ряда зубов;

Быки родились из неё,

Из неё родились козы и овцы.

11.

Когда Пурушу расчленили,

На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки,

Что бёдра, что ноги называется?

12.

Его рот стал брахманом,

Его руки сделались раджанья,

Его бёдра (стали) вайшья,

Из ног родился шудра.

13.

Луна из (его) духа рождена,

Из глаз солнце родилось,

Из уст - Индра и Агни,

Из дыхания родился ветер.

14.

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы развилось небо,

Из ног - земля, стороны света - из уха.

Так они устроили миры.

15.

У него было семь поленьев ограды костра,

Трижды семь поленьев - для сожжения было сделано,

Когда боги, совершая жертвоприношение,

Привязали Пурушу как (жертвенное) животное.

16.

Жертвою боги пожертвовали жертве.

Таковы были первые формы (жертвоприношения).

Эти могущества последовали на небо,

Где находятся прежние боги - садхья.

Итак, индоевропейцы, последние десять тысячелетий жившие в центре континента, помнили о таянии ледника, а под исполинами Имиром и Пурушей, как представляется весьма вероятным, понимали одно лицо.

Индоевропейские народы живут порознь в различных частях континента несколько тысячелетий и нередко имена богов ими начинают произноситься по-разному, при этом подчас смещаются или трансформируются смыслы, стоящие за именами. Впоследствии мы это не раз подметим. К примеру, у римлян подобием ведических близнецов Ямы и Ями служит имеющий два лица бог Янус, почитаемый богом начинаний во времени. Праздник в его честь римля

 

Третий век греки называют Медным. Зевс из древка копья создал могучих и воинственных людей. Они принялись уничтожать друг друга. И тут наступил потоп. Согласно воле Зевса южный ветер Нот нагнал влажные тучи, и бурные потоки скрыли землю. Из рода людей Медного Века спаслись двое - Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Прометей загодя приказал Девкалиону построить большой ящик и сложить в него пищу. Девять ночей ящик носился по волнам. Прибит он был к горе Парнас. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросить их через головы. Из камней Девкалиона появились мужчины, из камней Пирры возникли женщины.

В четвёртом веке Зевс создал людей - полубогов. Одни из этого героического племени сложили гордые головы у семивратного города Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие погибли под стенами Трои. В конце концов, Зевс поселил героев на островах в океане.

Пятый век греки называют Железным. Люди в нём оказались заложниками изнуряющего плоть и дух труда. Боги совести и правосудия покинули людей, и человечество погрузилось в печаль (53).

А вот что о Золотом Веке помнят индоевропейские обитатели Апеннин. Римляне верят в то, что Сатурн, скрываясь от гнева Юпитера, покинул небо и поселился на Капитолийском холме. С приходом Сатурна на земле воцарился Золотой Век. Сатурн дал людям закон и утвердил мир.

Раз индоевропейские народы некогда имели общую родину и общие представления, то и германцы должны хранить воспоминание о Золотом Веке (53).

Согласно германским сагам боги поселили людей в стенах города Мидгарда. Сами боги в середине мира воздвигли город Асгард и стали в нём жить со своим потомством. На престоле в Асгарде сел Один. Отсюда он видел все миры и все дела людские и ему была ведома суть всего видимого. Жену Одина звали Фригг. Она была дочерью Фьёргвина. У Одина и Фригг родились те, кого зовут родом асов. Они населили город Асгард и окружающие его страны. Поэтому Одина величают Всеотцом. Сама земля была ему дочерью и женой. Она родила Одину старшего сына аса Тора, обладателя великой мощи.

Когда строился Асгард, Один на поле Идавёлль, что в середине города, собрал правителей мира. Там было решено, прежде всего, построить святилище с двенадцатью тронами и с престолом для Всеотца Одина. Всё в этом святилище было сделано из чистого золота. Люди назвали это здание Чертогом Радости. Было построено и второе здание - святилище богинь, называемое Вингольв. Затем построили дом и поставили в нём кузнечный горн и изготовили молот, щипцы, наковальню и иные орудия. Стали изготовлять вещи из руды, камня и дерева. И так много плавили руды, называемой золотом, что вся утварь и убранство были золотыми. Назвали тот век Золотым (71, 72, 73).

Но где следует искать Асгард?

Впоследствии, то есть последние два тысячилетия, многие германцы стремились к сердцу древней страны в центре континента, желая обрести Асгард, но он недоступен до сего дня. Находится же он там, где громадная равнина подступает к горам, где ныне безводная пустыня. Лишь сухие русла рек, да холмы, высящиеся на месте брошенных людьми городов, ныне указывают на страну асов. Подробно это место описано в “Саге об Инглингах”, и всякий может познакомиться с её содержанием.

Возникает вопрос о том, сколько времени минуло с окончания Золотого Века. Позволю себе следующее рассуждение.

Более десяти тысяч лет минуло с эпохи завершения последнего великого оледенения. Вслед за этим человечество несколько тысячелетий осваивало освобождавшиеся ото льда и снега пространства континента. С середины II тыс. до н.э. люди владеют искусством плавки железа. Не позже V тыс. до н.э. люди приступили к освоению плавки меди, олова, свинца. Постепенно овладели секретом совместной плавки меди с оловом. В результате был получен прочный металл, называемый бронзой. Полагаю, что Золотой Век пришёлся на эпоху начала освоения металлургии. Это означает, что Золотым веком люди назвали время, протекавшее в VII-II тыс. до н.э.

Вехой, а вернее причиной или одной из наиболее весомых причин, положившей конец Золотому Веку, возможно, оказалась засуха. В центре континента она лишила людей воды и вынудила двигаться на северо-запад, в Европу, в поисках новой страны для обретения нового Золотого Века.

Известно, что люди издревле на ночь в пещерах укрывали коров, овец, коз и лошадей от волков, непогоды и похитителей. У индоевропейцев существует древнее предание об этом.

Начну с востока. В гимнах Ригведы многократно упомянут сонм демонов. Среди них главенствует змей Вритра. Согласно преданию этот змей преградил скалой Вала путь семи рекам ариев [ариями себя называют индоевропейцы, в середине II тыс. до н.э. ушедшие из степей центра континента в долину реки Инд]. Кроме семи рек скала Вала заперла сокрытые жадными демонами Пани богатства ариев - коров, утрение расцветы, а вместе с ними и саму жизнь. Бог Индра, прибегнув к помощи певцов ангирассов, убил змея Вритру, пробил копьём-ваджрой скалу Вала и выпустил на волю семь рек ариев и их коров. Вслед за этим утренняя заря Ушас сменила сестру Ночь. Боги Ашвины на колесницах объехали мироздание. А бог Вишну тремя шагами прошёл вселенную, все ставя на места. Обратимся к двум ведическим гимнам, излагающим это предание [Сарама это собака Индры]:

[Ригведа X, 108]

Пани и Сарама

1.

(Пани:) В поисках чего пожаловал сюда Сарама?

Ведь изнурителен путь так далеко на чужбину.

С каким поручением к нам? Что явилось поводом?

Как перебралась ты через воды Расы?

2.

(Сарама:) Я рыщу, посланная как вестница Индры,

В поисках ваших несметных сокровищ, о Пани,

Из страха, что перепрыгну, помогла она нам в этом.

Так я перебралась через воды Расы.

3.

(Пани:) Что это за Индра, о Сарама? Как выглядит (тот),

Чьей вестницей ты примчалась сюда издалека?

Придёт он (сам) - дружбу заключим с ним,

И станет он повелителем наших коров.

4.

(Сарама:) Я знаю его (как) не поддающегося обману, он сам обманывает (других),

(Тот), чьей вестницей я примчалась сюда издалека.

Не скроют его глубокие потоки.

Лежать вам, Пани, убитыми Индрой!

5.

(Пани:) Эти коровы, Сарама, которых ты искала

Порхая, милая над пределами неба,

Кто ж их тебе выдаст без борьбы?

А оружия у нас острое.

6.

(Сарама:) Слова ваши, Пани, (ещё) не войско.

Пусть будут тела (ваши) мерзкие неуязвимыми для стрел,

А путь, чтобы добраться (к вам), пусть будет непреодолимым.

В обоих случаях Брихаспати не помилует.

7.

(Пани:) Эта сокровищница, о Сарама, в основании скалы

Переполнена быками, конями, богатствами.

Пани, которые хорошие сторожа, охраняют её.

Напрасно пришла ты по оставшемуся следу.

8.

(Сарама:) Сюда придут риши, возбуждённые сомой:

Аясья, Ангирасы, Навагва.

Они поделят между собой это запертое стадо коров.

Тогда Пани изрыгнут эту речь.

Третий век греки называют Медным. Зевс из древка копья создал могучих и воинственных людей. Они принялись уничтожать друг друга. И тут наступил потоп. Согласно воле Зевса южный ветер Нот нагнал влажные тучи, и бурные потоки скрыли землю. Из рода людей Медного Века спаслись двое - Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Прометей загодя приказал Девкалиону построить большой ящик и сложить в него пищу. Девять ночей ящик носился по волнам. Прибит он был к горе Парнас. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросить их через головы. Из камней Девкалиона появились мужчины, из камней Пирры возникли женщины.

В четвёртом веке Зевс создал людей - полубогов. Одни из этого героического племени сложили гордые головы у семивратного города Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие погибли под стенами Трои. В конце концов, Зевс поселил героев на островах в океане.

Пятый век греки называют Железным. Люди в нём оказались заложниками изнуряющего плоть и дух труда. Боги совести и правосудия покинули людей, и человечество погрузилось в печаль (53).

А вот что о Золотом Веке помнят индоевропейские обитатели Апеннин. Римляне верят в то, что Сатурн, скрываясь от гнева Юпитера, покинул небо и поселился на Капитолийском холме. С приходом Сатурна на земле воцарился Золотой Век. Сатурн дал людям закон и утвердил мир.

Раз индоевропейские народы некогда имели общую родину и общие представления, то и германцы должны хранить воспоминание о Золотом Веке (53).

Согласно германским сагам боги поселили людей в стенах города Мидгарда. Сами боги в середине мира воздвигли город Асгард и стали в нём жить со своим потомством. На престоле в Асгарде сел Один. Отсюда он видел все миры и все дела людские и ему была ведома суть всего видимого. Жену Одина звали Фригг. Она была дочерью Фьёргвина. У Одина и Фригг родились те, кого зовут родом асов. Они населили город Асгард и окружающие его страны. Поэтому Одина величают Всеотцом. Сама земля была ему дочерью и женой. Она родила Одину старшего сына аса Тора, обладателя великой мощи.

Когда строился Асгард, Один на поле Идавёлль, что в середине города, собрал правителей мира. Там было решено, прежде всего, построить святилище с двенадцатью тронами и с престолом для Всеотца Одина. Всё в этом святилище было сделано из чистого золота. Люди назвали это здание Чертогом Радости. Было построено и второе здание - святилище богинь, называемое Вингольв. Затем построили дом и поставили в нём кузнечный горн и изготовили молот, щипцы, наковальню и иные орудия. Стали изготовлять вещи из руды, камня и дерева. И так много плавили руды, называемой золотом, что вся утварь и убранство были золотыми. Назвали тот век Золотым (71, 72, 73).

Но где следует искать Асгард?

Впоследствии, то есть последние два тысячилетия, многие германцы стремились к сердцу древней страны в центре континента, желая обрести Асгард, но он недоступен до сего дня. Находится же он там, где громадная равнина подступает к горам, где ныне безводная пустыня. Лишь сухие русла рек, да холмы, высящиеся на месте брошенных людьми городов, ныне указывают на страну асов. Подробно это место описано в “Саге об Инглингах”, и всякий может познакомиться с её содержанием.

Возникает вопрос о том, сколько времени минуло с окончания Золотого Века. Позволю себе следующее рассуждение.

Более десяти тысяч лет минуло с эпохи завершения последнего великого оледенения. Вслед за этим человечество несколько тысячелетий осваивало освобождавшиеся ото льда и снега пространства континента. С середины II тыс. до н.э. люди владеют искусством плавки железа. Не позже V тыс. до н.э. люди приступили к освоению плавки меди, олова, свинца. Постепенно овладели секретом совместной плавки меди с оловом. В результате был получен прочный металл, называемый бронзой. Полагаю, что Золотой Век пришёлся на эпоху начала освоения металлургии. Это означает, что Золотым веком люди назвали время, протекавшее в VII-II тыс. до н.э.

Вехой, а вернее причиной или одной из наиболее весомых причин, положившей конец Золотому Веку, возможно, оказалась засуха. В центре континента она лишила людей воды и вынудила двигаться на северо-запад, в Европу, в поисках новой страны для обретения нового Золотого Века.

Известно, что люди издревле на ночь в пещерах укрывали коров, овец, коз и лошадей от волков, непогоды и похитителей. У индоевропейцев существует древнее предание об этом.

Начну с востока. В гимнах Ригведы многократно упомянут сонм демонов. Среди них главенствует змей Вритра. Согласно преданию этот змей преградил скалой Вала путь семи рекам ариев [ариями себя называют индоевропейцы, в середине II тыс. до н.э. ушедшие из степей центра континента в долину реки Инд]. Кроме семи рек скала Вала заперла сокрытые жадными демонами Пани богатства ариев - коров, утрение расцветы, а вместе с ними и саму жизнь. Бог Индра, прибегнув к помощи певцов ангирассов, убил змея Вритру, пробил копьём-ваджрой скалу Вала и выпустил на волю семь рек ариев и их коров. Вслед за этим утренняя заря Ушас сменила сестру Ночь. Боги Ашвины на колесницах объехали мироздание. А бог Вишну тремя шагами прошёл вселенную, все ставя на места. Обратимся к двум ведическим гимнам, излагающим это предание [Сарама это собака Индры]:

[Ригведа X, 108]

Пани и Сарама

1.

(Пани:) В поисках чего пожаловал сюда Сарама?

Ведь изнурителен путь так далеко на чужбину.

С каким поручением к нам? Что явилось поводом?

Как перебралась ты через воды Расы?

2.

(Сарама:) Я рыщу, посланная как вестница Индры,

В поисках ваших несметных сокровищ, о Пани,

Из страха, что перепрыгну, помогла она нам в этом.

Так я перебралась через воды Расы.

3.

(Пани:) Что это за Индра, о Сарама? Как выглядит (тот),

Чьей вестницей ты примчалась сюда издалека?

Придёт он (сам) - дружбу заключим с ним,

И станет он повелителем наших коров.

4.

(Сарама:) Я знаю его (как) не поддающегося обману, он сам обманывает (других),

(Тот), чьей вестницей я примчалась сюда издалека.

Не скроют его глубокие потоки.

Лежать вам, Пани, убитыми Индрой!

5.

(Пани:) Эти коровы, Сарама, которых ты искала

Порхая, милая над пределами неба,

Кто ж их тебе выдаст без борьбы?

А оружия у нас острое.

6.

(Сарама:) Слова ваши, Пани, (ещё) не войско.

Пусть будут тела (ваши) мерзкие неуязвимыми для стрел,

А путь, чтобы добраться (к вам), пусть будет непреодолимым.

В обоих случаях Брихаспати не помилует.

7.

(Пани:) Эта сокровищница, о Сарама, в основании скалы

Переполнена быками, конями, богатствами.

Пани, которые хорошие сторожа, охраняют её.

Напрасно пришла ты по оставшемуся следу.

8.

(Сарама:) Сюда придут риши, возбуждённые сомой:

Аясья, Ангирасы, Навагва.

Они поделят между собой это запертое стадо коров.

Тогда Пани изрыгнут эту речь.

 

9.

(Пани:) Раз уж ты, Сарама, пришла,

Вынужденная на это божественной силой,

Я тебя сделаю сестрой. Не уходи снова!

Мы выделим тебе, милая, часть коров.

10.

(Сарама:) Знать не знаю, ни братства, ни сестричества!

О том знают Индра и Ангирасы, внушающие ужас.

Они показались мне жаждущими коров, когда я ушла.

Подальше убирайтесь прочь отсюда, Пани!

11.

Поднимайтесь, Пани, как можно дальше!

Исчезающие коровы пусть уйдут правильным путём,

Те, что спрятаны, которых нашли

Брихаспати, Сома, давильные камни и вдохновенные риши!

[Ригведа IV, 19]

К Индре

1.

Так вот, о Индра - носитель ваджры, тебя

Все-Боги, легкопризываемые покровители,

(И) оба мира, (тебя) великого, возросшего, превосходящего (всех),

Выбирают как единственного во время убийства Вритры.

2.

Боги отпали, как старики.

Ты оказался, о Индра, вседержителем, чьё место истинно.

Ты убил змея, перекрывшего поток.

Ты пробуравил всенасыщающие русла (рек).

3.

Ненасытного раскинувшегося змея,

Которого нельзя будить, беспробудно спавшего, о Индра,

Разлёгшегося через семь потоков,

Ты разбил ваджрой по бессуставью.

4.

Он сотряс мощно землю, основание,

Словно ветер - воду, Индра (своими) силами.

Твердыни сдавил он, играя силой.

Он отсёк вершины гор.

5.

Словно женщины (в родах), они раскрыли (свою) утробу,

Словно колесницы, сразу двинулись скалы.

Ты утишил текущие сквозь (горы воды), удержал (их) волны.

Ты пустил течь, о Индра, замкнутые реки.

6.

Великую всенасышающую переливающуюся стремнину

Для Турвити (и) Вайи ты остановил.

С поклонением (встала) движущаяся стихия.

Ты сделал реки, о Индра, легко проходимыми.

7.

(Он сделал набухшими) незамужних, резвых, словно ручьи,

Сделал набухшими юных жён, знающих закон, исчезающих.

Он наполнил (влагой) жаждущие пустыни (и) поля.

Индра подоил яловых коров, хороших жён в доме (для него).

8.

Много прославленных зорь и осеней

Он пускал течь реки, убив Вритру.

Перекрытые, сдавленные струи

Отворил Индра, чтобы текли по земле.

9.

Сына девицы, обглоданного муравьями,

Ты доставил, о хозяин буланых коней, из (его) обиталища.

Слепой прозрел, взявшись за змея.

Вышел расщепитель ковша, сошлись суставы.

10.

Твои прежние деяния сведущий вдохновенный

Провозгласил знающему толк в подвигах

Так, как ты совершил, о царь, (эти)

Мужественные, сами себя прославившие, героические дела.

11.

Прославленный сейчас, о Индра, воспетый сейчас,

Пусть сделаешь ты набухшей, словно реки, жертвенную пищу для певца!

Сотворена тебе новая молитва, о хозяин буланых коней.

Благодаря поэтической мысли пусть будем мы всегда победоносными колесничими!

Это предание представлено у всех индоевропейских народов. Следует только его запомнить. Греки рассказывают, что богиня земли Гея вступила в брак с Тартаром и родила Тифона - чудовище со ста драконьими головами. Зевс ринулся на Тифона и, испепелив сто его голов, низверг в Тартар.

Ещё одно предание греков таково. Аполлон пас коров в долине Пиэрии, в Македонии. Гермес, едва успев родиться, выбрался из колыбели и похитил у Аполлона пятнадцать коров. К ногам коров Гермес привязал тростник и ветки и погнал животных на Пелопоннес. В Пилосе двух коров Гермес принёс в жертву, а остальных спрятал в пещере, введя в неё животных задом, дабы следы вели из пещеры. Аполлон разыскал похитителя, но оставил коров Гермесу, пленившись его игрой на лире.

Согласно римской мифологии некогда у Геркулеса украли пасшихся на лугу коров. Геркулес отыскал животных, услышав мычание, доносившееся из чащи леса. Выяснилось, что коров похитил страшный великан Какус, грабивший и убивавший всех окрест. Отцом Какуса называют Вулкана, бога огня и кузнецов. Какус загнал коров в пещеру задом, дабы следы обманули Геркулеса. Вход в пещеру был затворён громадной каменной глыбой. Геркулес столкнул с вершины горы утёс и благодаря этому проник в пещеру. Какус извергал языки пламени и дыма, но был задушен Геркулесом. Герой отвалил от входа в пещеру камень и выгнал из неё коров и быков и вышел следом за ними, волоча Какуса за ноги.

А вот как германцы излагают это предание.

Германцы несколько тысячелетий живут на берегах Атлантического океана и считают, что в океане обитает Мировой Змей. Однажды бог Тор на лодке вышел в море. Но прежде он отрубил голову быку по кличке Вспоровший Небеса. Тор нацепил бычью голову на крючок и забросил приманку в море. Мировой Змей заглотнул бычью голову, и крюк впился чудовищу в нёбо. В следующее мгновение глаза Тора и Змея встретились. Тор занёс, было, молот, чтобы поразить чудовище, да сидевший в лодке великан Хюмир, испугавшись, перерезал лесу ножом и Змей исчез в морской пучине.

У германцев существует представление о том, что на северном краю небес сидит великан. Его называют Пожирателем Трупов. Он имеет облик орла, и, когда расправляет крылья, из-под них вырывается ветер.

Согласно германским преданиям Тор путешествует на колеснице, ведомой двумя козлами - Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами. Однажды Тор выехал в путь в сопровождении аса Локи. На ночь путешественники остановились у дома одного человека. Тор зарезал козлов, освежевал туши, а мясо сварил в котле. К ужину пригласили сына хозяина дома Тьяльви. Этот Тьяльви, вопреки предостереженью Тора - не трогать костей, ножом расколол бедренную кость козла и выковырял из неё мозг. Тор велел бросать кости на разложенные у очага козлиные шкуры. Утром Тор молотом Мьёльнир освятил козлиные останки, и козлы встали, но один оказался хром на заднюю ногу.

А вот как это предание, или весьма ему близкое, излагают иные индоевропейские народы.

Греки рассказывают, что у Гермеса, похитителя коров Аполлона, и у нимфы Дриопы родился младенец с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Назвали новорожденного Паном. Гермес отнёс Пана на Олимп, но тот покинул обитель богов, предпочтя ей леса и горы, где принялся охранять стада и пастухов.

На берегах Инда в ведических гимнах упоминают Аджа Экапад [Aja ekapad - ‘Одноногий козёл’]. Обычно он выступает вместе с Ахи Будхнья [Ahi budhnya - ‘Змей глубин’] и с Апам Напатои [Apam napat - ‘Отпрыск воды’], рождённым в водах.

Германцы полагают, что боги вершат суд под ясенем Иггдрасиль. Собираются они у священного дерева ежедневно. Этот ясень самое большое и прекрасное дерево во вселенной. Его ветви простёрты над миром и поднимаются выше небес. Три корня поддерживают Мировое Древо. Один из корней грызёт дракон Нидхёг, и шумит под корнем поток, именуемый Кипящий Котёл. Под другим корнем скрыт источник Мимира. В нём заключены знания и мудрость. Источник называется Урд. Около него боги и вершат судьбы мира.

Согласно германским сагам Мимир, владеющий источником Урд, дабы приобщиться к высшей мудрости, пьёт из него воду, набирая её в рог Гьяллархорн [‘Громкий рог’].

Германцы рассказывают, что к ясеню Иггдрасиль асы, потомки Одина, ежедневно съезжаются по мосту Биврёст, иначе называемому Мостом Асов.

В Авесте говорится, что тот достигнет вечного блаженства, кто пройдёт мост, ведущий в обитель богов, ибо Справедливая Дева сталкивает грешников с моста в бездну.

Весьма вероятно, что некогда именно радуга послужила прообразом моста Биврёст.

 

Германское предание утверждает, что жена аса Браги, по имени Идунн, в своём ларце хранит яблоки. Они предназначены богам. Стоит начать стариться, и боги сей же час, съев яблок, молодеют. И так продолжится до конца света.

Греки рассказывают, что богиня земли Гея вырастила в дар жене Зевса Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Гера - богиня, стоящая на страже брачных союзов. Гера посылает потомство и хранит мать при родах. Греки полагают, что на краю земли, на крайнем западе, на берегу океана, четыре нимфы Геспериды, дочери Ноя, стерегут сад с золотыми яблонями. А яблоки из этого сада даруют вечную молодость. Нимф зовут: Эгла, Эрифия, Геспера и Аретуса.

Итак, для индоевропейцев яблоня это древо, покровительствующее жизни и благословлённое самой землёй.

Жрецы, поющие ведические гимны, родоначальника людского рода называют Ману, или Манус. Он был первым царём людей и первым принес жертвы богам [many (санск.) - ‘человек’]. В Индии существует предание о том, что при ритуальном омовении в руках Ману оказалась маленькая рыба. Она попросила Ману вырастить её, обещая спасти при грядущем потопе. Рыба выросла, став большой. Ману выпустил её в море и по её совету построил и оснастил корабль. Прошло немного времени, и начался потоп. Ману привязал корабль к рогу приплывшей ему на выручку рыбы, и она привела судно к горе, одиноко высившейся на севере. Когда потоп схлынул, Ману принёс жертву богам, и из жертвы возникла девушка по имени Ила. Она подарила Ману потомство, от которого пошёл человеческий род, называемый родом Ману. Ещё один ведический герой Яма считается братом Ману, ранее Ману умершим и ставшим царём почивших.

Населяющие острова Британии кельты поклоняются Мананнану. Его представляют владыкой потустороннего мира, живущим на острове блаженных и разьезжающим по морю на колеснице. Остров Мэн, расположенный между Ирландией и Англией, назван в честь Мананнана (35).

Римляне именем Маны [Manes] называют богов загробного мира и обожествляемые души предков. Им приносят жертвы.

Помнят Ману и этруски. Они называют его Мантус и считают царём ада. Мантус имеет крылья, голова его увенчана короной, а в руке он держит факел.

В представлении германцев Манн это праотец народа. Считают, что у Манну было три сына, ставшие прородителями сидящих у океана ингевонов, живущих в центре германского мира гермионов и всех прочих, именуемых истевонами.

Помнили о первом человеке и некогда могущественные хетты. Они называли его Ман и почитали как покровителя родов, предопределяющего судьбу человека.

Славяне именем Мана называют душу умершего.

Жрецы, поющие гимны Ригведы, словом Апас [Apas] называют космические воды. Древнему индоевропейскому названию воды [Ap] река По обязана своим именем. Любая река стремится к морю. Считается, что при этом реками руководит солнце, или олицетворяющий его силу бог Савитар. Русла рекам копает бог Индра. Реки прокладывают русла, следуя за идущими впереди богами. Реки принимают приносимые им жертвы и при этом рассыпают блага.

Согласно преданью Апам Напат трижды подошёл к источнику, обходя его, и трижды в него вошёл. При этом из источника изливаются три потока, стремящиеся к морю. Эти потоки преследуют Апам Напата.

Схожее предание существует в Иране, и героя там зовут Апам Напат [Apam Napat]. Римский Нептун [Neptunus], греческий Посейдон, кельтский Нехтан [Nechtan] - все они восходят к одному древнему индоевропейскому богу. И недаром люди представляют его с трезубцем в руке, ибо это и есть символическое изображение трёх потоков, стремящихся к морю.

То, что трудно охватить сознанием, издревле укладывалось в образе дерева, в преданиях именуемого Мировым Древом. В каждой главе будущего повествования, посвященной определённому индоевропейскому народу и его стране, духовное содержание, выраженное в пантеоне богов, я отображу на фоне дерева. В заключении, сравнивая эти деревья, можно будет восстановить древнейший образ Мирового Древа с прапантеоном индоевропейцев и прасводом преданий. Ибо общее для давно живущих порознь изобличает основополагающее.

Если корни питают обычное дерево земными соками, ствол служит остовом, то ветви с листвой устремляются навстречу солнечному свету. В представлении древних и божества, сообразно собственному положению, обеспечивают жизнедеятельность мироздания. Боги преисподней вытягивают соки из земли, боги земные удерживают ствол Мирового Древа, боги небесные вечно устремлены к свету и солнцу.