МАРКС Карл (1818—1883) — основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии, вождь и учитель международного пролетариата. Исходный пункт эволюции мировоззрения М.— гегелевская философия, ее левое направление (Младогегельянцы). Но среди младогегельянцев М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В самой докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) М., оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят М. к прямому столкновению с гегелевской философией из-за ее примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теоретических положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Коллизия с Гегелем и младогегельянцами в философском отношении выразилась в начавшемся переходе на материалистические позиции, на что существенное влияние оказали знакомство М. с реальными жизненными, прежде всего экономическими, отношениями и философия Фейербаха. Окончательный переворот в мировоззрении М. (1844) связан с изменением . его классовой позиции, с переходом от революционного демократизма к научному коммунизму. Этот переход был обусловлен нарастанием классовой борьбы в Европе, изучением политической экономии, утопического социализма, истории. Новая позиция М. получила свое выражение в «Немецко-французском ежегоднике» (1844, статьи «К критике гегелевской философии права. Введение» и «К еврейскому вопросу»). В этих работах М. впервые раскрывает историческую роль пролетариата, приходит к выводу о неизбежности социальной революции, о необходимости соединения движения рабочего класса с научным мировоззрением. К этому времени происходит сближение М. с Энгельсом, в содружестве с к-рым он начинает систематическую разработку нового мировоззрения. Обобщению результатов научных исследований и обоснованию основноых положений новой теории посвящены «Экономическо-философские рукописи» М. (1844), «Святое семейство» (1845) и «Немецкая идеология» (1845—46), написанные совместно с Энгельсом, «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Нищета философии» (1847). Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. В 1847 М. примкнул к тайному пропагандистскому обществу — Союзу коммунистов. По поручению об-ва М. и Энгельс составили свой знаменитый «Манифест Коммунистической партии» (1848), в котором на основе всех предшествующих теоретических исследований было «обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин В. И. Т. 26. С. 48). Философия М. выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. На предлагаемом М. решении этих фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем базируется ряд развитых им концепций более конкретного характера — учения о законах истории, о значении материального производства в жизни об-ва, о классовой борьбе и социальной революции и т. д. В эволюции взглядов М. часто выделяют два этапа — «ранний», для которого характерны попытки разработки целостного мировоззрения  преимущественно средствами философского анализа (основное произведение — «Экономическо-философские рукописи 1844 года»), и «поздний», на к-ром вместо прежней абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры современного ему общества, истории становления и развития капитализма научно-философская теория. Революционер в науке, М. активно участвовал в борьбе за освобождение пролетариата. В период революции 1848— 49 в Германии он на переднем крае политической борьбы. В основанной и руководимой им «Новой Рейнской газете» М. решительно отстаивал пролетарские позиции в революции. В 1849, высланный из Германии, М. окончательно поселился в Лондоне. После роспуска Союза коммунистов (1852) деятельность М. в пролетарском движении связана с созданием (1864) и всей работой I Интернационала. Он внимательно следил за ходом революционного движения во всех странах, проявлял большой интерес к России. М. всегда был в самой гуще острейших событий современности, что и давало ему необходимый материал для развития научной теории. Опыт буржуазных революций 1848—49 в Европе послужил М. основанием для создания учения о социалистической революции и классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о тактике пролетариата в буржуазной революции, о необходимости союза пролетариата с крестьянством («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год», 1850), о неизбежности слома старой государственной машины («Восемнадцатое брюмера Луи Бона-парта», 1852). Изучив опыт Парижской коммуны («Гражданская война во Франции», 1871), М. открыл государственную форму диктатуры пролетариата, глубоко проанализировав мероприятия первого пролетарского государства. Дальнейшее развитие теория марксизма получила в работе «Критика Готской программы» (1875). Гл. научный интерес М. был связан с политической экономией, с созданием основного его труда — «Капитала» (1 т. вышел в 1867, 2 — издан Энгельсом в 1885, 3 — в 1894). Создание научной политической экономии явилось важнейшим средством развития материалистической диалектики. «Капитал», а также обширные подготовительные работы к нему (из которых особенно важны рукописи 1857— 59 и 1861—63 гг.) имеют огромное философское значение. В них всесторонне развиты и блестяще применены к исследованию системы экономических отношений капитализма важнейшие стороны и принципы марксистской философии (диалектический метод, принцип единства диалектики, логики и теории познания и др.). Еще в предисловии к одному из первых своих экономических трудов — «К критике политической экономии» (1859) М. сжато изложил сущность материалистического понимания истории. В «Капитале» это понимание получило свое научное применение. Много материала для характеристики философии М. содержится в его переписке. Вместе с тем сегодня на новом уровне социальной теории и практики требуется новое видение идей М. Требуют большего анализа гуманистические аспекты взглядов М., его учение о человеке, его бытии и сознании.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 241-242.

Карл Маркс. К критике Гегелевской философии права.

Карл Маркс. К критике Гегелевской философии права. Введение. Конец 1843 - январь 1844 гг. Здесь публикуется по кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Т. 1. сс. 414-429.

Для Германии критика религии по существу окончена, а критика религии — предпосылка всякой другой критики.

К.Маркс. Размышления юноши при выборе профессии.

К.Маркс. Размышления юноши при выборе профессии. Первая половина  августа 1835 г. Впервые напечатано в  1925 г. Здесь публикуется по кн.: К.Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М. 1956. с. 1-5.

Маркс Карл. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.

Потребность в новом издании "Восемнадцатого брюмера" спустя тридцать три года после его первого появления доказывает, что это произведение до сих пор нисколько не утратило своего значения.

И действительно, это был гениальный труд. Непосредственно после события, которое точно гром среди ясного неба поразило весь политический мир, которое одни проклинали с громкими криками нравственного негодования, а другие принимали как спасение от революции и как кару за ее заблуждения, события, которое, однако, у всех вызвало только изумление и никем не было понято, - непосредственно после этого события Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил весь ход французской истории со времени февральских дней в его внутренней связи и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи, причем для этого ему вовсе не понадобилось относиться к герою государственного переворота иначе, как с вполне заслуженным презрением. Картина была нарисована Марксом с таким мастерством, что каждое сделанное впоследствии новое разоблачение доставляло только новые доказательства того, как верно была отражена в ней действительность. Такое превосходное понимание живой истории современности, такое ясное проникновение в смысл событий в тот самый момент, когда они происходили, поистине беспримерно.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том 1. Критика Новейшей Немецкой Философии в Лице ее Представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера

Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о себе самих, о том, что они есть или чем они должны быть. Согласно своим представлениям о боге, о том, что является образцом человека, и т. д. они строили свои отношения. Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями. Освободим же их от иллюзий, идей, догматов, от воображаемых существ, под игом которых они изнывают. Поднимем восстание против этого господства мыслей. Научим их, как заменить эти иллюзии мыслями, отвечающими сущности человека, говорит один, как отнестись к ним критически, говорит другой, как выкинуть их из своей головы, говорит третий, — и... существующая действительность рухнет...

Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики.

К. Маркс. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Сентябрь - ноябрь 1844 г. Здесь публикуется по кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. т. 2, сс. 3 - 230.

Электронный текст с сайта marxists.org/russkij/marx/1844/holy_family/

Подписаться на Маркс Карл