С.Ю. Иерусалимская

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КОСТРОМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ >


С.Ю. Иерусалимская

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Рабочие – предприниматели – власть

в конце XIX – начале ХХ в.: социальные аспекты проблемы

Материалы V Международной научной конференции Кострома, 23–24 сентября 2010 года

ЧАСТЬ II

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ XIX – НАЧАЛА ХХ вв.

С.Ю. Иерусалимская[1]

Деятельность органов местного самоуправления и предпринимателей по развитию среднего образования на рубеже XIX – XX веков (по материалам Ярославской и Костромской губерний).

На рубеже XIX – ХХ в. среднее образование в российской провинции было представлено различными учебными заведениями. Одним из основных типов средней школы в этот период продолжали оставаться гимназии. Общее число мужских и женских гимназий в Ярославской губернии начале ХХ столетия равнялось 19. Из них 12 были открыты в уездных городах, что было вызвано спецификой времени. Развитие капиталистических отношений в обществе требовало образованных людей, высококвалифицированных профессионалов своего дела, как в губернском центре, так и в уездах. Это в свою очередь вызвало увеличение численности мужских и женских гимназий: мужских с двух в 1899 г. до семи в 1914 г. и соответственно женских с пяти до двенадцати[i].

В конце XIX столетия в Костромской губернии на капитал, завещанный Ф.В. Чижовым, были открыты и содержались профессиональные учебные заведения. Так, в Костроме было основано промышленное училище, состоящее из среднего механико-технического, открытого в 1897 г., и низшего химико-технического, основанного в 1894 г., училищ.

Основой развития среднего образования послужила модернизация страны, происходившая в указанное время на губернском и уездном уровне. Так, подъём экономики Угличского края вызвал развитие начального и повышенного начального образования в уезде, что в свою очередь, послужило основой для создания средних учебных заведений в Угличе. Первым из них в начале ХХ в. была открыта угличская прогимназия. По предписанию ярославского губернатора за № 162 от 20 июля 1900 г. её двери открылись для учениц 31 октября 1900 г.[ii] (в работе П.Н. Дружинина указана иная дата открытия Угличской прогимназии – 1897 г.[iii], что не соответствует действительности). Прогимназия являлась пятиклассным учебным заведением со сроком обучения 5 лет.

При прогимназии был создан попечительский совет под председательством угличского уездного предводителя дворянства камер-юнкера Н.Н. Тучкова[iv]. Данный орган занимался поиском денежных средств на школьные нужды, заботился об улучшении материальной базы училища, освобождал малообеспеченных воспитанниц от платы за обучение [v]. Председателем попечительского совета осуществлялся подбор на должности педагогов.

Во главе женской прогимназии стояла её начальница. На эту должность претендовали многие кандидатки: и. о. начальницы Ростовской женской прогимназии А.И. Введенская; начальница Ярославского Ольгинского детского приюта М.Г. Крист; преподавательница Череповецкой женской гимназии А.А. Кудрявая и вдова бывшего угличского предводителя дворянства М.С. Соковина[vi]. Предпочтение было отдано М.С. Соковиной, которая и стала в 1900 г. первой начальницей Угличской прогимназии[vii].

Важную роль в принятии решений, касавшихся учебной жизни прогимназии, играл педагогический совет, в сентябре 1900 г. исполнял обязанности его председателя И. Карцев[viii]. По статусу в него входили все преподаватели данного учебного заведения[ix]. Штат прогимназии в 1906 г. насчитывал 13 чел. педагогического персонала[x]. Начальница получала 400 р. жалования в год, учителя – 300 руб., а надзирательница – 180 руб.[xi]

Это учебное заведение, как и все училища подобного типа в Ярославской губернии, входило в систему Московского учебного округа и подчинялось его попечителю[xii]. Учреждение Угличской прогимназии имело целью дать среднее образование представительницам женского пола в уезде.

Согласно учебной программе в прогимназии изучались следующие предметы: Закон Божий, русский язык, математика, физика, чистописание, история, естествознание, французский язык, география и рукоделие[xiii]. Училище было весьма многолюдным, что свидетельствовало о признании необходимости и важности среднего женского образования среди угличан. Так, в 1907 г. в прогимназии насчитывалось 156 учениц[xiv]. В данное учебное заведение поступали дети, как из г. Углича, так и из уезда. Девочки из сельской местности ввиду отсутствия общежития вынуждены были снимать комнаты в частных домах[xv]. Откликаясь на просьбу педсовета о расширении прогимназии, попечитель Московского учебного округа в апреле 1907 г. дал разрешение об открытии шестого класса в данном учебном заведении.

Начиная практически со дня открытия прогимназии, т.е. с 1900 г., жители Углича неоднократно ставили перед городскими властями вопрос о преобразовании последней в гимназию. Учитывая, что по «Положению о женских гимназиях и прогимназиях» от 24 мая 1870 г. эти учебные заведения открывались только в губернских городах, а в прочих могли быть созданы лишь по инициативе местных жителей и не на средства казны [xvi], угличанами в 1905 г. был организован сбор денежных средств в пользу открытия в городе женской гимназии.

Активное участие в сборе средств проявил богатейший предприниматель, почётный гражданин Углича купец первой гильдии М.А. Жаренов, внёсший в фонд создания гимназии 5.000 рублей. Не остался в стороне и председатель попечительского совета Н.Н. Тучков, пожертвовавший на организацию данного учебного заведения 1.000 рублей. Городской голова Кашинов внёс 300 рублей. Жители Углича и уезда также проявили внимание и отзывчивость к делу развития женского среднего образования в крае, жертвуя кто сколько мог, от 1 руб. до 50 руб. Всего было собрано 8.000 руб.

Старания населения не пропали даром, их инициативу поддержали городская дума и угличское земство, собравшие внушительные средства на открытие полной женской гимназии в Угличе. Таким образом, дело было переведено в практическую плоскость. С 1 сентября 1907 г. Угличская женская прогимназия была преобразована в гимназию согласно разрешению МНП Российской империи[xvii] и по распоряжению попечителя Московского учебного округа[xviii]. Процесс реорганизации затянулся почти на год и в материалах попечительского совета термин «гимназия» впервые упоминается с 30 июля 1908 г.[xix]

Новая гимназия, как и большинство женских учебных заведений в Российской империи того времени, была названа в честь вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны – Мариинской. При гимназии действовал попечительский совет. Его председатель избирался из членов совета сроком на три года[xx]. Эту должность, так же как и ранее в прогимназии, занимал Н.Н. Тучков. Попечительский совет включал в себя выборных представителей от угличского земства, помощника председателя Н.А. Карпова и др.[xxi].

Все вопросы повседневной школьной жизни, учебного процесса, хозяйственной деятельности входили в компетенцию начальницы гимназии. Значимость её роли подчёркивалась тем фактом, что она утверждалась в должности министром просвещения Российской империи. Учителя, работавшие в гимназии, составляли педагогический совет[xxii]. Все вопросы учебной и воспитательной работы обсуждались на этом совете во главе с начальницей гимназии. Собрания педсовета проводились ежемесячно. Штат педагогов данного учебного заведения в 1913/14 уч. г. состоял из 18 чел. Четверо учителей имели высшее образование, трое – специальное педагогическое, одиннадцать – среднее[xxiii].

Высококвалифицированный труд преподавателей гимназии достойно оплачивался властями. Так, распоряжением по Московскому учебному округу в начале 1914 г. жалование руководителя гимназии составляло около 3.200 руб. в год, учителя – 600-700 руб. (без прибавок на стаж работы и квартирных, которые выплачивались дополнительно)[xxiv].

Женская гимназия являлась семиклассным учебным заведением со сроком обучения в 7 лет, а с 1909 г. – восьмиклассным с соответственно изменившимся сроком обучения, составившем 8 лет. Последний класс гимназии был педагогическим и предназначался для воспитанниц, желавших получить по его окончании звание домашней учительницы или наставницы (воспитательницы). Выпускницы, награждённые по окончании учебного заведения золотой или серебряной медалью, и прослушавшие курс педагогического класса приобретали звание домашних наставниц. Ученицы не получившие медалей, но имевшие одобрительный аттестат об окончании гимназии и прослушавшие курс педагогического класса пользовались правами домашних учительниц. И, наконец, выпускницы без медалей, но окончившие общий курс в гимназии имели право на звание учительниц народных училищ[xxv].

В 1906-1908 гг. в Угличской гимназии обучалось в среднем ежегодно 195 девочек, в то время как помещение училища было рассчитано на 160 чел. Таким образом, налицо некоторая нехватка учебных площадей, что говорит, в том числе о популярности данного училища среди угличан. Сравним состояние Угличской гимназии с учебными заведениями подобного рода в Ярославской губернии в начале ХХ в.

Таблица 1: Женские гимназии в Ярославской губернии в 1906-1908 гг.[xxvi]

Гимназии Число классов Среднее число учащихся Норма учащихся на школьное помещение Среднее число окончивших курс Среднее число получивших отказ в приёме
           
Любимская прогимназия 4 41 35 - -
           
Мологская 8 235 240 26 -
           
Пошехонская 8 273 310 31 6
           
Ростовская 8 513 350 67 4
           
Рыбинская 8 603 480 96 13
           
Угличская 7

195

160 - -
           
Ярославская Мариинская 8 500 300 92 60
           
Ярославская Екатерининская 8 381 360 73 34

 

Скромное место, занимаемое Угличской гимназией среди указанных женских учебных заведений, объясняется тем, что она была открыта в 1907 году. (т.е. на момент сведения данных в этой таблице ей нет ещё года). Этой же причиной объясняется прочерк в графе «Среднее число окончивших курс». Вместе с тем уже в первый год своего существования Угличская женская гимназия обладала значительным авторитетом среди населения уезда, о чём говорит превышение нормы загруженности её учебных площадей на 35 человек. Этот престиж она унаследовала от своей предшественницы – прогимназии. В то же время загруженность учебных площадей Угличской гимназии в сравнении с Ярославской Мариинской, Ростовской и Рыбинской, была в несколько раз меньше, что позволяло вести учебный процесс в относительно нормальных условиях.

В 1913/14 уч. г. количество учащихся в гимназии насчитывало 310 чел. Это был последний мирный год России перед первой мировой войной. Однако, несмотря на последующее тяжёлое военное время, февральские и октябрьские события 1917 г., число воспитанниц Угличской Мариинской женской гимназии увеличивалось. Так, в 1916/17 уч. г. общее количество гимназисток составило 337 чел. В следующем учебном году их уже было 416 чел. По социальному составу на 1917/18 уч. г. на первый план выдвинулись дети крестьян – 132 ученицы. Далее по убывающей шли: дочери мещан – 126 чел., духовенства – 55 чел., чиновников – 31 чел., купцов – 29 чел., учителей – 14 чел., дворян – 8 чел., прочих – 21 чел.

Итак, социальный состав воспитанниц был весьма пёстрым, это говорит о том, что сословный характер гимназии, столь свойственный учебным заведениям подобного типа в XIX в.[xxvii] исчез, и она стала всесословной. Данная тенденция во всероссийском масштабе и в частности в Ярославской губернии стала заметна с начала ХХ столетия, особенно с 1905 г. В это время дворяне уже не составляли большинство учащихся гимназий, как в предыдущем веке. Выросло число воспитанников данных учебных заведений из городских сословий и крестьян. Так, в Ярославской Мариинской женской гимназии за 1867-1914 гг. представительство мещан увеличилось с 27 % до 42,2 %, а крестьян с 2 % до 20,4 %. В уездных гимназиях этот рост был ещё заметнее[xxviii].Особенно увеличение доли детей крестьян и мещан стало возрастать после всколыхнувших общество февральской и октябрьской революций, внёсших существенный вклад в демократизацию учебной жизни.

Учебный процесс в гимназии включал в себя преподавание ряда предметов: Закон Божий, арифметика, алгебра, геометрия, словесность, русский язык, физика, отечественная и всеобщая история, география, рукоделие, чистописание и др. К факультативным предметам, изучаемым за дополнительную плату, относились французский и немецкий языки, рисование, пение и т.д.[xxix]

Учебники, учебные пособия и хрестоматии по изучаемым предметам ученицы получали в гимназической библиотеке. Библиотечные фонды были распределены по фундаментальному и ученическому отделам. Кроме упомянутых изданий там имелись художественно-публицистические сочинения, научные труды, книги по религиозной тематике и литература на французском и немецком языках.

Угличская женская гимназия, так же как и её предшественница, прогимназия, не располагала общежитием. В силу этого обстоятельства «иногородние» гимназистки проживали на съёмных квартирах и у родственников[xxx].

После окончания гимназии многие выпускницы устраивались на работу, в том числе учительницами. Для этих целей в Угличской женской гимназии существовал педагогический класс, который завершал образование учениц. Профессия педагога, как отмечали многие исследователи и современники, была общественно значимой и овеяна романтикой[xxxi]. Все выпускницы имели право поступать в высшие женские курсы Петербурга и Москвы, поскольку университетского женского образования в Российской империи не было.

В связи с преобразованием прогимназии в гимназию, для успешного функционирования последней требовались значительные средства. В 1908 г., в ходе работы губернской комиссии, уже упоминавшейся в предыдущем параграфе, ею были посланы запросы к уездным земским управам, городским управам и уездным училищным советам с просьбой высказать свои пожелания по развитию среднего и повышенного начального образования, открытию новых и улучшению деятельности уже существующих учебных заведений.

В ответ на этот запрос председатель Угличского уездного училищного совета высказал пожелание, среди прочего, выделить деньги для расширения помещения женской гимназии. Обосновывая свою просьбу, он подчеркнул, что общественные учреждения и частные лица Углича уже собрали для этой цели сумму примерно в 20.000 руб. (для сравнения годовой бюджет Углича за 1904 г. составлял 52.000 руб.[xxxii]) Однако общая стоимость постройки равнялась 40.000 руб., ввиду чего было «необходимо безвозвратное пособие от казны…в 20.000 руб.»[xxxiii].

Угличская уездная земская управа, в свою очередь, просила комиссию выделить на постройку помещения для гимназии сумму в 10.000 руб. в дополнение к местным средствам. В ответ на высказанные пожелания губернская комиссия признала необходимым выделить искомые средства для «Угличской женской гимназии – на постройку нового здания и содержание учащего персонала – в первую очередь»[xxxiv]. Одновременно с этим городскими властями был предпринят ряд действий по решению данной проблемы. Так 14 февраля 1908 г. Угличская городская дума приняла постановление о конкретных мерах, направленных на строительство «помещения для женской гимназии»[xxxv].

Значительная доля финансирования Угличской гимназии (как и ранее прогимназии[xxxvi]) приходилась на городское общество, часть средств давали государственное казначейство и земство[xxxvii]. Одной из статей дохода гимназии являлась плата за обучение. От неё освобождались гимназистки, хорошо успевавшие по всем предметам, а также девочки из малообеспеченных семей, родители которых не могли вносить плату за обучение. Напротив, этим категориям учениц выделялись социальные стипендии для малоимущих и именные стипендии для отличниц. Предоставлением и выплатой стипендий занимались общественные организации и частные лица[xxxviii].

Так, Угличское земство в начале ХХ в. выделило одну-четыре стипендии воспитанницам гимназии, общественные организации (например, мещанское общество, общество попечения особо бедных и др.) – до шести, частные лица – до четырёх[xxxix]. Интересно отметить, что Угличское земство предоставляло стипендиальные выплаты не только ученикам местных училищ, но и угличанам – учащимся в ярославских учебных заведениях. В 1916 г. от этого органа были выделены 2 стипендии ученицам Ярославской Мариинской женской гимназии и 2 стипендии учащимся Ярославской им. Александра I мужской гимназии. Некоторым учебным заведениям земство давало стипендии с условием, что по окончании школы, отмеченные денежными выплатами выпускники, отслужат некоторый срок при Угличском земстве[xl]. Выплата стипендий, которыми городская общественность и частные лица поддерживали учащихся, получила широкое распространение в указанный период по всей России. Так, в 1912 г. в Ярославской Мариинской женской гимназии стипендии получали 89 воспитанниц[xli].

Гимназия сыграла значительную роль не только в системе развития среднего образования Углича, но и явилась важным показателем высокого социокультурного уровня Угличского уезда. Данное учебное заведение являлось одним из определяющих факторов культурного потенциала города.

В первую мировую войну финансовое положение Угличской женской гимназии существенно ухудшилось. Быстрый рост инфляции во многом уничтожил имевшиеся средства, однако, не смотря на серьёзные трудности с финансированием, количество учениц в данном учебном заведении росло. После октября 1917 г. постановлением Наркомпроса от 20 января 1918 г. гимназия была ликвидирована. На её базе декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г. стала создаваться единая трудовая школа II ступени.

В начале ХХ столетия в Угличе функционировало также реальное училище. Вопрос о его открытии поднимался ещё в 1908 г., когда председатель Угличского уездного училищного совета высказывался за «учреждение в городе среднего мужского общеобразовательного училища – гимназии или реального училища»[xlii]. Мужскую гимназию в городе создать не удалось, а реальное училище было открыто.

Реальное училище также как и гимназия давало среднее образование. Однако его программа и содержание обучения были более приспособлены к требованиям и запросам капиталистического общества. Оно имело чётко выраженное практическое назначение, в силу чего большое внимание придавалось углублённому изучению естественных дисциплин и точных наук, в частности математики. Место классических языков (латыни и древнегреческого) в учебной программе реального училища занимали иностранные языки (немецкий, французский и др.). Принимая во внимание уклон данного учебного заведения, основной контингент учащихся в нём составляли дети предпринимателей, купцов и зажиточных горожан. Реальное училище имело шесть классов и седьмой дополнительный. В целом по России в 1913 г. насчитывалось 276 учебных заведений подобного типа[xliii].

Деятельность Угличского реального училища пришлась на последний предвоенный год, период первой мировой войны и двух революций[xliv]. Значимость этого события для Углича была велика, т.к. его выпускники имели право поступать в высшие технические заведения, на физико-математические и медицинские факультеты университетов. Таким образом, для мужского населения Углича открылась дорога к высшему образованию. Однако поступить на эти факультеты реалисты могли только после сдачи дополнительного экзамена по латыни. Председателем попечительского совета Угличского реального училища был единогласно избран Н.Н.Тучков[xlv].

Данное учебное заведение финансировалось из средств городской думы, земства, государственного казначейства и др. Статьёй дохода являлась также плата за обучение. Ряд учащихся был освобождён от платы за обучение ввиду слабой материальной обеспеченности их родителей. Например, в 1916 г. эта льгота была предоставлена ученику В. Розову с примечательной формулировкой: «Его отец имеет небольшое содержание и…большую семью». Угличское земство учредило специальные стипендии воспитанникам реального училища[xlvi].

Наряду с развитием среднего образования в губерниях Верхней Волги продолжали функционировать средние специальные учебные заведения. Оно появилось в результате перевода в Углич Новинской учительской семинарии. Новинская учительская семинария была открыта в имении известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина в с. Новом Мологского уезда в 1871 г. Она предназначалась для подготовки учителей начальных школ. Семинария была мужской и принимала в свои стены лиц из всех сословий. Срок обучения в ней составлял 3 года, а с 1909 г. – 4 года. Максимальное количество семинаристов на курсе насчитывало 70 человек[xlvii]. Ярославским губернским присутствием был зарегистрирован «Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся и начального при нём училища». Это общество оказывало материальную поддержку малоимущим семинаристам[xlviii].

В 1914 г. в Новинской семинарии произошёл несчастный случай, оказавший решающее влияние на её переезд в Углич. В ночь на 3 февраля в семинарии случился сильнейший пожар, в результате которого сгорел главный корпус. Периодическая печать того времени оценивала их ущерб свыше 5.200 рублей[xlix].

В этой связи между управлением Московского учебного округа, Угличским городским головой А.К. Постновым, угличским земством и директором Новинской учительской семинарии В.С. Преображенским завязалась переписка о переводе данного учебного заведения в Углич. Большую заинтересованность в переезде семинарии выразили городские власти Углича. В своём докладе на заседании городской думы А.К. Постнов особо подчеркнул, что Углич является географическим центром среди уездов, не имеющих специальных учебных заведений для подготовки педагогических кадров (Мышкинский, Ростовский, Рыбинский и даже Калязинский соседней Тверской губернии)[l].

Уже через две недели после пожара городской голова А.К. Постнов в своём письме директору семинарии В.С. Преображенскому предложил данному учебному заведению переехать в Углич, обещая безвозмездно выделить участок городской земли и бесплатно предоставить материалы для строительства. Среди приведённых аргументов в пользу своего предложения городской голова особенно выделил то, что Углич являлся достаточно крупным городом (12.000 жителей) с развитой системой учебных заведений среднего, повышенного начального и начального образования (женская гимназия, духовное училище, 3 приходских училища и др.), которые обеспечат достойные кадры преподавателей и учащихся для учительской семинарии. Надеясь на положительное решение, Угличская городская управа возбудила этот вопрос перед правительством[li]. Земство единогласно поддержало инициативу управы.

В своём ответном письме от 15 марта 1914 г. В.С. Преображенский поблагодарил А.К. Постнова за сделанное предложение и обговорил условия переезда, посетовав при этом на то, что преподаватели и воспитанники оставляют в с. Новом сады, парники и огороды [lii]. Вскоре после уточнения деталей переезда, директор семинарии телеграфировал в Углич: «Условия согласен»[liii].

Первоначально в планах МНП было перевести учительскую семинарию в Углич лишь временно (примерно на 4 года), однако в этом случае городская дума оставила открытым вопрос о финансировании покупки дома или постройки здания для данного училища. Лишь в марте 1915 г. Московский учебный округ согласился поддержать переезд семинарии на постоянный срок. Земство и городская управа в свою очередь подтвердили решение выделить на постройку здания для семинарии 15.000 руб. (10.000 – от города, 5.000 – от земства)[liv].

17 апреля 1915 г. новый угличский городской голова Н.И. Жаренов совместно с уездным предводителем дворянства, председателем уездного земского собрания Н.Н. Тучковым были на приёме у министра народного просвещения, который согласился с их доводами и распорядился о переводе семинарии в Углич. В результате 30 июня 1915 г. МНП разрешило переместить данное училище в Углич, при условии передачи земельного участка в собственность министерства, отпуска леса для строительства и временного размещения учебного заведения в подобающем здании. Приёмные экзамены проводились ещё в с. Новом, а с сентября 1915 г. учительская семинария начала свою работу в Угличе. Переписка между директором Угличской учительской семинарии и городскими властями о передаче земли в собственность тянулась вплоть до начала 1918 г. и прервалась в связи с заменой последних органами советской власти[lv]. На курсе в среднем обучалось 60-70 человек. Большинство преподавателей училища имели среднее образование.

При семинарии продолжало действовать начальное училище. Угличское земство оказывало помощь не только учительской семинарии, но и начальному училищу при ней, выделяя последнему по 400 руб. ежегодно. В сентябре 1915 г. число учеников в начальном училище достигало 86 человек. Имелись планы об открытии в 1916 г. в данном учебном заведении 1-го отделения второго класса и тем самым доведении числа отделений до пяти[lvi].

О значимости работы учительской семинарии для Ярославской губернии говорят следующие данные: к 1917 г. 79 % педагогов губернии имели законченное среднее образование, 16 % получили должность учителя, сдав экзамен на это звание в низшем учебном заведении или прогимназии. 50 преподавателей из 669 школ губернии прошли специальную педагогическую подготовку, преимущественно в Угличской-Новинской семинарии[lvii]. Данное учебное заведение содержалось за счёт городских средств, земских ассигнований и денежных поступлений из государственного казначейства.

Итак, развитие промышленности, экономики и сельского хозяйства в России в конце XIX – начале ХХ вв. потребовало от общества квалифицированных кадров (инженеров, техников, учителей, чиновников), которые будут способны применить на практике полученные знания и опыт. Именно эта общероссийская тенденция обусловила появление новых средних учебных заведений в Ярославской губернии и в частности в Угличском уезде. Среднее и среднее специальное народное образование в начале ХХ в. было представлено в Угличе тремя различными типами училищ: женской прогимназией, которая в 1907 г. была преобразована в гимназию, учительской семинарией и реальным училищем. Появление в городе указанных учебных заведений свидетельствовало о его превращении в один из центров образования на северо-западе губернии, наряду с Ярославлем, Рыбинском и Ростовом.

Ведущая роль в деле организации в Угличе учебных заведений, относящихся к средней школе, принадлежала городской общественности, угличской думе, земству, меценатам. Именно по их инициативе и при горячей поддержке угличан эти начинания удались. Открытие и дальнейшее благосостояние данных учебных заведений во многом зависело от энтузиазма, активности и финансовой состоятельности местных властей. Интерес и живое участие угличан к делу развития в городе средней общеобразовательной школы сказались самым положительным образом на её деятельности.

В начале ХХ столетия в Угличской гимназии наблюдался рост численности учащихся, который не смогли прервать даже тяжёлые годы мировой войны. В духе веяний времени происходит демократизация социального состава учащихся угличских средних учебных заведений. Так, в гимназии в 1917/18 уч. г. на первый план выдвигались дети крестьян и мещан. Учительская семинария также принимала лиц из всех сословий.

Финансирование данных учебных заведений осуществляли городская дума, земские органы, государственное казначейство и частные лица. Статьёй дохода являлась также плата за обучение. Малообеспеченным учащимся и отличникам назначались стипендии.

Гимназии являлись не только средним общеобразовательным учреждением, но и культурным центром уездных и губернских городов. Реальные училища, так же как и гимназии давали общее среднее образование, но в отличие от неё имели основную направленность на практические нужды развития экономики. Развитие среднего специального образования в Ярославской губернии осуществляли Угличская учительская семинария и учительский институт в Ярославле.

На рубеже XIX – ХХ в. в Верхнем Поволжье, как и по всей России, активно развивалось частное образование. Так, в начале XX столетия в Костроме были открыты две частные гимназии: в 1901 г. женская гимназия Ю.В. Смольяниновой, а в 1905 г. 2-я мужская гимназия. Основой их содержания являлись частные пожертвования.

Таким образом, в Ярославской и Костромской губерниях в начале ХХ в. активно развивалось среднее и среднее специальное образование. Этот период характеризовался увеличением количества средних учебных заведений, которые сыграли значительную роль в становлении системы народного просвещения в крае, повышением роли органов местного самоуправления и частных лиц в деле развития народной школы.

Примечания

[1] © С.Ю. Иерусалимская, 2010

[i] См.: История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 117 – 178, 218 – 219.

[ii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

[iii] См.: Дружинин П.Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 101.

[iv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 3. Л. 1; Д. 4. Л. 15.

[v] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 40. Л. 1 – 19.

[vi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 5. Л. 2, 3, 5 – 7.

[vii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 3. Л. 3; Д. 5. Л. 4.

[viii] См.: ГАЯО. Ф. 549. Оп. 1. Д. 1622. Л. 12 – 20.

[ix] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 5. Л. 3 - 4; Д. 8. Л. 15 - 16.

[x] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 63. Л. 29 - 45.

[xi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 43. Л. 1.

[xii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 3 - 4; Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа. СПб., 1904. Т. III.

[xiii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 63. Л. 29 – 46; Д. 69. Л. 1 - 38.

[xiv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 74.

[xv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 63.

[xvi] См.: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1871. Т. 4.

[xvii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 69. Л. 13.

[xviii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 78. Л. 19.

[xix] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 2.

[xx] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 2.

[xxi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 197. Л. 96; и др.

[xxii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 27.

[xxiii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 116.

[xxiv] См.: Педагогический вестник Московского учебного округа. 1914. № 1.

[xxv] См.: Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985. С. 47; Хорошилова Л.Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской культуры XIX века. М., 2001. Т. 3. С. 340; Фадеева Т.Ю. Средние учебные заведения в системе образования России во второй половине XIX – начале ХХ вв. (на материалах губерний Верхнего Поволжья). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2000. С. 24. .

[xxvi] Таблица 36 составлена по материалам: Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 8. С. 155 - 156. В данную таблицу не включены частные гимназии и прогимназии, которых в губернии в 1906 -1908 гг. насчитывалось три.

[xxvii] См.: Кандаурова Т.Н. Гимназии // Очерки русской культуры XIX века. М., 2001. Т. 3. С. 116.

[xxviii] См.: История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. С. 219 – 220.

[xxix] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 9,10.

[xxx] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 116.

[xxxi] См.: Хорошилова Л.Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской культуры XIX века. М., 2001. Т. 3. С. 359; Велский (Великопольский) А. [А.] Записки педагога. [СПб., 1909]. С. 35; и др.

[xxxii] См.: Обзор Ярославской губернии за 1904 год. Ярославль, 1905. Приложение. Ведомость № 7.

[xxxiii] Журнал Министерства народного просвещения. 1910. №.8. С. 169.

[xxxiv] Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 8. С. 176.

[xxxv] УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 78. Л. 15.

[xxxvi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 10. Л. 1; и др.

[xxxvii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 10. Л. 1 – 31; Д. 71. Л. 1 – 9.

[xxxviii] Например, в 1908 г. при женской гимназии было создано благотворительное общество для помощи ученицам (Путеводитель по Волге А. Бучинского // Угличский край. Углич, 1997).

[xxxix] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 167. Л. 67; и др.

[xl] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 197. Л. 68, 69, 74; Д. 203. Л. 88 – 94, 119; и др.

[xli] См.: История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 220.

[xlii] Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 8. С. 168.

[xliii] См.: Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М, 1985. С. 49.

[xliv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 1, 14 - 15; и др.

[xlv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 197. Л. 42, 47 – 53.

[xlvi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 197. Л. 76 – 77; Д. 203. Л. 119.

[xlvii] См.: Волкова Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865 – 1918 гг.). Ярославль, 1998. С. 69.

[xlviii] См.: Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1911. № 1. С. 48 -53, 81 - 83; 1912. № 1. С. 89 - 90, 120 - 123.

[xlix] См.: Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1914. № 1. С. 118 - 119.

[l] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 14 – 16, 98.

[li] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 1 – 2.

[lii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 8 – 9.

[liii] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 11.

[liv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л. 154 – 155, 157; и др.

[lv] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 183. Л.168, 175, 187 – 188, 202, 206, 238 – 240, 259; и др.

[lvi] См.: УФ ГАЯО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 203. Л. 120.

[lvii] См.: История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. ХХ века. Ярославль, 2000. С. 218.

Вернуться к оглавлению V Международной научной конференции

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку