Владимир БАЗАРНЫЙ

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Владимир БАЗАРНЫЙ

1995 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Владимир БАЗАРНЫЙ

Методология и методика

раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса

Часть III

4. БАЗОВАЯ РОЛЬ ФОНОВОЙ МЫШЕЧНО-ТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДДЕРЖАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безусловно, телесную вертикаль можно рассматривать с различных позиций: с позиции оптимального гравитационного равновесия и координации между собой различных органов и систем организма, с позиции биомеханики и т. д. По нашему мнению, одним из упущенных и наименее исследованных аспектов телесной вертикали является осознание базовой роли ее в поддержании качественно более высокого уровня мышечного тонуса и моторной активности, необходимых для организации вегетативной, психической и моторной жизни человека, в т. ч. обеспечения тех процессов равновесия и корреляции органов и систем в рамках целостного организма, о которых писали Ч. Дарвин, Ж- Сент-Илер, Ж. Кювье, И. И. Шмальгаузен и другие.
Применительно к человеку уровень мышечного тонуса правомочно рассматривать как уровень мышечного чувства.
При этом фундаментальной основой для понимания роли мышечного тонуса-чувства в организации психической жизни человека могут стать работы основоположника русской психофизиологической школы И. М. Сеченова (См. Избранные философские и психологические произведения, 1947 г.).
Его концептуальные положения о том, что внешнее раздражение становится внутренним только после его преломления в мышечном чувстве, и наоборот "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению" указывает на то, что у человека мышечная система подведена не только под фундамент его физического, но и духовно-психического строительства.
В своих фундаментальных психо-физиологических работах ("Рефлексы головного мозга", "Элементы мысли", "Впечатления и действительность", "Кому и как разрабатывать психологию?", "Предметная мысль и действительность" и др.) И. М. Сеченов аргументированно раскрывает диалектику взаимоотношений чувственного и моторного в процессе развития ребенка, как основу для формирования отражательных способностей мозга.*)
"Детский возраст характеризуется вообще чрезвычайной обширностью отраженных движений, при относительной слабости (для взрослого человека) внешних чувственных возбуждений. Рефлексы с уха и глаза распространяются, например, чуть ли не на все мышцы тела". "Вот почему,— как отмечает далее автор, — ...под влиянием зрительных ощущений могут, следовательно, развиваться бесконечно разнообразные движения в теле бесконечно разнообразным группированием мышц; кроме того, это условие делает возможным ассоциацию зрительных ощущений с осязательными и мышечными".
С этих позиций врожденная (а точнее^генетическая) мотор-но-двигательная экспрессия (часто воспринимаемая взрослыми, как антипедагогическая "крученость" и неусидчивость детей, т. е. как их нервно-психический порок) на самом деле есть процесс постоянной моторной обработки чувственных образов мира, процесс духовно-психического строительства ребенка.
И опять-таки об этом ярко пишет И. М. Сеченов: "Нет сомнения, что полная зависимость ребенка от этих инстинктивных стремлений и придает детству особенно подвижный характер: ребенок постоянно перебегает от упражнения одного нерва к другому. В этом же, конечно, заключается и задаток всестороннего воспитания органов чувств и движений".
Как известно, базовыми структурно-фундаментальными элементами, "конструирующими" наше сознание, является чувство времени и пространства. И вновь в основе поддержания чувства времени и пространства оказалось мышечное чувство.
Игнорирование этих фундаментальных нейрофизиологических положений и привело ведущих отечественных психологов к тому обстоятельству, при котором, официально декларируя развивающие принципы обучения, реальный -учебный процесс построили на инактивационно-сидячем фундаменте — фундаменте моторного инактивационного закрепощения.
В последующих нейрофизиологических исследованиях было вскрыто, что в эпицентре единения чувственного и психического оказалась?' -система, как качественно новое моторное, а точнее сенсорно-моторное явление в структуре мышц человека (К. Прибрам, 1975). Оказалось, что мышечные веретена через у -систему получают сенсорную информацию о величине мышечного напряжения (тонуса) и передают этот сигнал непосредственно в кору головного мозга. Такой сенсорный характер моторной системы позволил центральной нервной системе через у-систему контролировать все входные сигналы, как бы предвосхищая всю последующую цепь реального событийного строя. Эти данные указывают, что восприятие уже есть по своей сущности явление моторное, с другой стороны, раскрывают изначально моторную основу "оформления" психического процесса, моторную установку нашей психики. "Таким образом, во многих отношениях проблема поведения является обратной стороной проблемы Образа. Образ — это отражение внутри организма окружения, а поведенческий акт — это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма", -пишет К. Прибрам.
Эти данные позволяют нам сделать принципиальное теоретическое обобщение: та фоновая мышечно-тоническая активность, которая поддерживается в условиях телесной вертикали по своей сути отражает тот исходный необходимый уровень нейро-тонической активности, который необходим для поддержания эффективной психической деятельности.
Это даёт все основания утверждать: человек, особенно на этапе детства наиболее эффективно думает (воспроизводит образы мира по памяти) только тогда, когда движется, и движется тогда, когда думает. Следовательно, психический процесс осуществляется не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом, всей моторной телесностью. С этих теоретических позиций следует, что физическая и психическая целостность как раз и обеспечивается целостностью телесно-мышечного тонуса, целостностью телесно-моторной активности.
Только с этих позиций и можно понять, что любая инактивация мышечного тонуса ребенка, например, в условиях передачи мышечного тонуса подпоркам, стульям, скамейкам в условиях сидения — есть феномен своеобразного "расщепления" чувственного от психического.
О том, что любая инактивация ребенка сопровождается ростом нервно-психических нарушений, отмечали многие специалисты и, в частности, Конрад и Бейшоу (1970). Синдром же расщепления чувственного от психического, как раз и оказался распространенным в среде просвещенных людей, прошедших курс "сидячего" обучения, и получил название, как явление шизофренизации.
Эти обобщения позволили отнести традиционную инактивационно-сидячую позу к одному из базовых факторов в массовой шизофренизации тех поколений народа, которые 10 лет отрешенно жизнь "в уме" изучали сидя за столом в школьной учебно-познавательной среде, в условиях так называемого "развивающего " обучения.

Примечания:

*) К сожалению, отечественная "педагогическая психология", устремленная к разработке собственных педагогических наук (типа педологии) эти поистине гениальные психологические работы во многом просто игнорировала.

Вернуться к оглавлению


 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку