Родственные проекты:
|
Методология и методика
раскрепощения нейрофизиологической основы психического и
физического развития учащихся в структурах учебного процесса
Часть III
4. БАЗОВАЯ РОЛЬ ФОНОВОЙ МЫШЕЧНО-ТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В
ПОДДЕРЖАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безусловно, телесную вертикаль можно рассматривать с
различных позиций: с позиции оптимального гравитационного равновесия и
координации между собой различных органов и систем организма, с позиции
биомеханики и т. д. По нашему мнению, одним из упущенных и наименее
исследованных аспектов телесной вертикали является осознание базовой роли ее
в поддержании качественно более высокого уровня мышечного тонуса и моторной
активности, необходимых для организации вегетативной, психической и моторной
жизни человека, в т. ч. обеспечения тех процессов равновесия и корреляции
органов и систем в рамках целостного организма, о которых писали Ч. Дарвин,
Ж- Сент-Илер, Ж. Кювье, И. И. Шмальгаузен и другие.
Применительно к человеку уровень мышечного тонуса правомочно рассматривать
как уровень мышечного чувства.
При этом фундаментальной основой для понимания роли мышечного тонуса-чувства
в организации психической жизни человека могут стать работы основоположника
русской психофизиологической школы И. М. Сеченова (См. Избранные философские
и психологические произведения, 1947 г.).
Его концептуальные положения о том, что внешнее раздражение становится
внутренним только после его преломления в мышечном чувстве, и наоборот "Все
бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится
окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению" указывает на то,
что у человека мышечная система подведена не только под фундамент его
физического, но и духовно-психического строительства.
В своих фундаментальных психо-физиологических работах ("Рефлексы головного
мозга", "Элементы мысли", "Впечатления и действительность", "Кому и как
разрабатывать психологию?", "Предметная мысль и действительность" и др.) И.
М. Сеченов аргументированно раскрывает диалектику взаимоотношений
чувственного и моторного в процессе развития ребенка, как основу для
формирования отражательных способностей мозга.*)
"Детский возраст характеризуется вообще чрезвычайной обширностью отраженных
движений, при относительной слабости (для взрослого человека) внешних
чувственных возбуждений. Рефлексы с уха и глаза распространяются, например,
чуть ли не на все мышцы тела". "Вот почему,— как отмечает далее автор, —
...под влиянием зрительных ощущений могут, следовательно, развиваться
бесконечно разнообразные движения в теле бесконечно разнообразным
группированием мышц; кроме того, это условие делает возможным ассоциацию
зрительных ощущений с осязательными и мышечными".
С этих позиций врожденная (а точнее^генетическая) мотор-но-двигательная
экспрессия (часто воспринимаемая взрослыми, как антипедагогическая "крученость"
и неусидчивость детей, т. е. как их нервно-психический порок) на самом деле
есть процесс постоянной моторной обработки чувственных образов мира, процесс
духовно-психического строительства ребенка.
И опять-таки об этом ярко пишет И. М. Сеченов: "Нет сомнения, что полная
зависимость ребенка от этих инстинктивных стремлений и придает детству
особенно подвижный характер: ребенок постоянно перебегает от упражнения
одного нерва к другому. В этом же, конечно, заключается и задаток
всестороннего воспитания органов чувств и движений".
Как известно, базовыми структурно-фундаментальными элементами,
"конструирующими" наше сознание, является чувство времени и пространства. И
вновь в основе поддержания чувства времени и пространства оказалось мышечное
чувство.
Игнорирование этих фундаментальных нейрофизиологических положений и привело
ведущих отечественных психологов к тому обстоятельству, при котором,
официально декларируя развивающие принципы обучения, реальный -учебный
процесс построили на инактивационно-сидячем фундаменте — фундаменте
моторного инактивационного закрепощения.
В последующих нейрофизиологических исследованиях было вскрыто, что в
эпицентре единения чувственного и психического оказалась?' -система, как
качественно новое моторное, а точнее сенсорно-моторное явление в структуре
мышц человека (К. Прибрам, 1975). Оказалось, что мышечные веретена через у
-систему получают сенсорную информацию о величине мышечного напряжения
(тонуса) и передают этот сигнал непосредственно в кору головного мозга.
Такой сенсорный характер моторной системы позволил центральной нервной
системе через у-систему контролировать все входные сигналы, как бы
предвосхищая всю последующую цепь реального событийного строя. Эти данные
указывают, что восприятие уже есть по своей сущности явление моторное, с
другой стороны, раскрывают изначально моторную основу "оформления"
психического процесса, моторную установку нашей психики. "Таким образом, во
многих отношениях проблема поведения является обратной стороной проблемы
Образа. Образ — это отражение внутри организма окружения, а поведенческий
акт — это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма",
-пишет К. Прибрам.
Эти данные позволяют нам сделать принципиальное теоретическое обобщение: та
фоновая мышечно-тоническая активность, которая поддерживается в условиях
телесной вертикали по своей сути отражает тот исходный необходимый уровень
нейро-тонической активности, который необходим для поддержания эффективной
психической деятельности.
Это даёт все основания утверждать: человек, особенно на этапе детства
наиболее эффективно думает (воспроизводит образы мира по памяти) только
тогда, когда движется, и движется тогда, когда думает. Следовательно,
психический процесс осуществляется не только корой головного мозга, но и
всем мышечным тонусом, всей моторной телесностью. С этих теоретических
позиций следует, что физическая и психическая целостность как раз и
обеспечивается целостностью телесно-мышечного тонуса, целостностью
телесно-моторной активности.
Только с этих позиций и можно понять, что любая инактивация мышечного тонуса
ребенка, например, в условиях передачи мышечного тонуса подпоркам, стульям,
скамейкам в условиях сидения — есть феномен своеобразного "расщепления"
чувственного от психического.
О том, что любая инактивация ребенка сопровождается ростом
нервно-психических нарушений, отмечали многие специалисты и, в частности,
Конрад и Бейшоу (1970). Синдром же расщепления чувственного от психического,
как раз и оказался распространенным в среде просвещенных людей, прошедших
курс "сидячего" обучения, и получил название, как явление шизофренизации.
Эти обобщения позволили отнести традиционную инактивационно-сидячую позу к
одному из базовых факторов в массовой шизофренизации тех поколений народа,
которые 10 лет отрешенно жизнь "в уме" изучали сидя за столом в школьной
учебно-познавательной среде, в условиях так называемого "развивающего "
обучения.
Примечания:
*) К сожалению, отечественная "педагогическая психология",
устремленная к разработке собственных педагогических наук (типа педологии)
эти поистине гениальные психологические работы во многом просто
игнорировала.
Вернуться к оглавлению
|