Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

4. Самсон и Вартимей

-1-

В отличие от многих поколений наших благочестивых предков, мы живем сладострастием, расслабленной мечтательностью и трусливым самообманом.

Мы слишком долго ослепляли себя самооправданиями и саможалением. Бегали от страха, слушая учителей из преисподней, увлекающих народ во тьму, чтобы там безнаказанно выколоть всем нам глаза. И вот, их коварная цель почти достигнута. Теперь мы действительно слепнем по-настоящему!

В этом отношении судьба России подобна скорбной доле библейского богатыря Самсона, которого Господь поставил судьей над иудеями во времена умаления их Веры и державного могущества. В те времена враг по сути оккупировал древнюю землю Палестины, а причина бессилия Израиля была проста: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Суд. 13, 1)

Казалось, еще мгновение и многочисленные иноплеменники победят. Неистовый противник готовился торжествовать победу, но она все не давалась. Один-единственный силач Самсон легко разрушал их планы.

Самсон был могуч и чрезвычайно простодушен. Он был удивительным человеком, к которому не применимы обычные стереотипы святости и благочестия. И все же Самсон был свят. Не было в нем явной полноты веры, как у Моисея, Иисуса Навина или Гедеона, но он все же оставался особым избранником Божиим. Кажется, Самсон часто нарушал Закон, но обыкновенно его нарушения почему-то служили средством очередного поругания нечестивых Филимистимлян и прославления Силы Божией. Его можно было легко перехитрить, но вражья хитрость не раз обращалась страшной бедой для самих хитрецов.

Самсон был в непрестанном единении с Богом, хотя его таинственное единство с Творцом было необыкновенным, в чем-то подобным Христа ради юродству, которым так прославилась тысячелетия спустя наша Святая Русь.

А еще его можно уподобить послереволюционной России. Вспомним: Вера поругана, и враги Христовы, кажется, всесильны. Но они ничего не могут поделать с ненавистным русским народом. Россия не может сбросить ярмо иноверцев, но и те не могут овладеть Россией. Хотя Вера и умалилась, зато надежда и любовь – неистребимы!

Самсон страстно влюбился в одну прекрасную иноплеменницу. На его беду, она оказалась скверной блудницей, да к тому же еще и врагом Израиля. Она не любила доверчивого богатыря и по наущению злых своих соплеменников не прочь была погубить и Самсона, и весь Ветхий Израиль. Вот, что говорит о том Писание: «Полюбил он одну женщину... имя ей Далида. К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его, и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его» (Суд. 16, 4–5).

Вот, и Русь так же опрометчиво полюбила ненавидящую Христа блудницу – нынешнюю развратную цивилизацию - «далиду», дочь все той же «тайны беззакония».

Долго выпытывала настойчивая Далида секрет непобедимости Самсона, а он слишком доверился своей возлюбленной, совсем как русский народ, и в конце концов все же неосмотрительно выдал тайну данной ему Богом силы. «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб...» (Суд. 16, 17).

Самсон был назорей, посвященный Богу. В этом крылось все его могущество. В этом же заключена сила Святой Руси, которая также посвящена Богу.

И вот, настал тот роковой вечер, Самсон мирно уснул на коленях своей коварной возлюбленной. Она же незаметно впустила в комнату врагов, которые быстро остригли голову смелого богатыря, и Самсон разом потерял все свои силы – совсем как обольщенная инородцами Россия, охладевшая перед Революцией к своей Святой Вере. И здесь тоже все было тайно, обманно. Россия, как и Самсон, дала отсечь себя от благодатной Веры.

Итог был печален. Коварные враги взяли Самсона, который «пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, ... и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников». (Суд. 16, 21-22).

 

-2-

 

Свободный доселе богатырь стал презренным рабом нечестивых. И это весьма напоминает нынешнее пленение нашего Отечества, точно так же попавшего в рабство. Теперь мы мечемся, не находя выхода из этого положения. Хотелось бы, конечно, вернуть себе былое зрение, но многие уже давно успели забыть, что это вообще такое, и как прекрасен на самом деле Божий мир. В буре страстей мы не замечаем, как дивно Господь сотворил поля, леса, реки, горы, зверей и птиц, как правильно устроено взаимное расположение и движение звезд и планет во всей громадной вселенной, как гармонично в ней соотносятся размеры и величины, как жизнь, даже самого малого цветка, бывает питаема и управляема вездесущей благодатию Божией.

Какое счастье мы почти потеряли – иметь жизнь и быть тварью словесной, разумеющей красоту Божьего творения и созерцающей Бога в Его благодати! Все это скрылось для многих из нас в торопливой суете будней. Ужас состоит в том, что человек, бывший управитель и добрый царь всей этой красоты, ныне сам все изуродовал и искалечил непрерывным потоком своих грехов.

Кажется, все так просто: остановись, покайся, освятись Святыми Тайнами, очисти душу от неправды святостью молитв и прими обратно весь дивный Божий мир. Верни себе обратно незаконно у тебя отобранное – выколотые врагом глаза. Ведь Господь в силах вернуть их нам. И природа снова с радостью покорится человеку и станет послушной, как до грехопадения. Сама ляжет у наших ног, без всяких машин, самолетов и ракет перенесет туда, куда надобно, накормит, оденет и обует. Ведь Господь не раз показывал это, являя свою власть над природой в своих Евангельских чудесах.

Но нет! Мы не можем смириться со справедливым наказанием Господним за грехи, потому что боимся настоящей правды.

Утратив зрение – понимание реального мира, человек выстраивает мир мечтательный, придуманный, в котором благодать заменяется похотью лживого услаждения, а «правдой жизни» становится мерзость греха.

Низверженные с вершины богоподобия люди упрямо ищут недостижимой власти над непокорным миром, строя иллюзии своего владычества.

В таком виртуальном мире нет понятия греха, отягчающего совесть. Чтобы этого избежать, он либо намеренно не замечается, либо притворно превращается в «добродетель». Мнимое же отсутствие греха как бы отменяет необходимость покаянного исцеления души. Таким образом, люди замыкаются в клетку-тюрьму своих иллюзий. Но со временем сладкий мир грез для многих исчезает в прошлом. А горечь пугающего зла остается и, уже не скрываясь, обволакивает душу безысходностью. Процесс все нарастает и нарастает, предвещая коллапс самоуничтожения. Все меньше остается надежды вырваться из лап лукавого беззакония, когда этот выдуманный мир замкнет человека в себе совершенно. Тогда человека нельзя будет спасти, потому что душа его умрет.

Сильнее прочих качеств, приводящих к подобной замкнутости, является некритичность и глубокое чувство обиды.

Настоящий мир с его жесткими реалиями ужасает человека, и он в лживых мечтах бежит прочь от страшной реальности. Но это не выход. Все равно с беззаконием придется столкнуться лицом к лицу.

Иллюзии уже стали не просто массовым заболеванием, а самой настоящей эпидемией духовной слепоты современной цивилизации, которую вполне можно считать слепой и беспомощной – мрак в сердцах людей стремительно становится кромешным.

Лишь «малое стадо» Христовой Церкви ясно понимает происходящее.

 

-3-

 

Человек создан по образу и подобию Творца Бога. И все мы тоже являемся маленькими творцами. Но, покидая Церковь, человек с Верой теряет и творческую способность. Утрачивая творческий дар, становясь бесталанной, бессловесной и слепой тварью, человек по-прежнему продолжает мнить себя творцом, «творя» собственный мир, в котором нет места спасительным заповедям Божиим.

Не бывает безблагодатность беззлобной и бессмертной, и потому мир иллюзий всегда несет в себе невидимую смерть. Мечтания – еще один способ быстрого и эффективного самоуничтожения человечества.

Духовное ослепление погибельно не только в будущей жизни, но и в нынешней. Даже если по слепоте неведения человек и не совершил грубых проступков и падений, то все равно он постепенно теряет жизненную основу бытия.

Наш мир смертоносен почти во всех своих проявлениях. Впрочем, об этом говорили Отцы Церкви во все времена. Только сейчас духовная опасность, подстерегающая общество, представляется уже чрезвычайной.

На нашу беду охотно сбежались к «рулю» России наглые и самонадеянные слепые «поводыри» и смело повели страну ко «спасению» – к некоему, как сами утверждали, «свету», коим якобы обладали в полной мере. Это лукавым змием к нам приползло беззаконие, чтобы «помочь» скорейшей нашей погибели. Пришло таким необычным образом по двум причинам:

Во-первых, некоторые в своем богоотступничестве преуспели более других. Такие, невольно или осознанно, начинают завидовать и ненавидеть всех тех, кто еще не пал так низко, как они сами, – более чистых и небезнадежных еще для спасения. Об этом часто говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – особенно в своих толкованиях на Евангелие от Иоанна.

Отступники Веры начинают вести других в бездну практически только для того, чтобы отомстить им, обманутым ими же самими, за свою продажу души бездне. Не спасаться самому, но увлекать за собой, как это делают демоны – вот одно из главных качеств демоноподобия, свойственное богоотступничеству. Так, во времена гонений на Церковь слепые вожди пытались увлечь подвластных им в тяжкие грехи поругания святынь. Так часто происходит в нашем обществе и даже в семьях. Такова же во многом природа тоталитарных сект.

Во-вторых, тяга стать «вождем слепых» – вообще свойство падшей природы. Вождями особенно стараются стать такие бездарные люди, которые, по их собственному мнению, овладели некими законами человеческого и общественного бытия. Это – ложь мечтательного мира их «виртуальной реальности».

Они хотят власти потому, что ничего, кроме испепеляющей жажды власти не имеют. Отсутствие же любви принуждает их не служить другим людям, а насильно заставлять всех служить своей персоне.

Куцехвостые знания, надерганные из книг и собственных гордых раздумий, бесстыдно именуются «спасительным светом». И влекут всех подряд в пропасть убожества своих знаний эти маленькие антихристы, несущие миру большое зло.

Последствия подобного руководства страной не замедлили явиться. И вот, как старуха в известной сказке, мы сидим у разбитого корыта. Но все равно, вины своей в разрухе упорно не замечаем. С твердостью, достойной лучшего применения, идем курсом зловещих реформ, как «Титаник» на айсберг.

 

-4-

 

Когда Господь в последний раз проходил через Иерихон, направляясь в Иерусалим, у врат сего града стоял слепец Вартимей, бывший сыном Тимея. По всей вероятности, отец слепца был некогда почитаемым и богатым человеком. Иначе вряд ли кто долго помнил бы о имени его и его слепого сына.

Вартимей просил подаяния у проходивших мимо людей. Где-то в прошлом осталась слава, почет и богатство. Он слеп и нищ. Быть может, и не понял, как его ограбили, а теперь просил у всех, в том числе у своих лукавых грабителей, на пропитание. Видимо подавали, ведь как-то он существовал. Но скорее всего подавали не столько от жалости, сколько невольно исполняя волю Господа. Ведь именно на слепом Вартимее должна была особо явиться Слава Божия, чтобы сохраниться в веках.

Так, некогда славная, богатая и могучая, но ослепленная и ограбленная без Бога Россия стоит у врат современного Иерихона – безжалостного лицемера, циничного паразита и чудовища – современного технотронного мира, пожирающего без стыда и угрызений совести человеческие души и территории.

И вот, мы ждем вместе с Вартимеем подаяний, но в Иерихон не входим. Для этого надо совершенно потерять совесть и Святую Веру, а иначе не пустят. Стоим и томимся от чуждого сердцу безбожия, от чинимых нам обид, не зная, что делать, куда идти, кому поплакаться в своих нескончаемых бедах.

А в это время Господь восходит в Иерусалим – образ Небесного Иерусалима. Он покидает мерзости мира проходящего, открывая путь в нескончаемые радости мира вечного. С Ним восходят верные ученики – Апостолы и все, оставляющие Земле ее нечестие и нераскаявшихся в грехах нечестивых.

Идет начавшееся уже давно разделение людей на живых и мертвых – живых во Христе и мертвых без Него. Потому что жизнь без Христа, «живая смерть», может рядиться в самые нарядные одежды. Однако «красота» ее гроба, как говорил Господь о чванливых фарисеях, отнюдь не стоит вечной жизни: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Мф. 23, 27-28).

Красота же истинной жизни может быть только в ней самой – в Боге.

Много «зрячих» людей толпилось тогда близ Христа, но лишь немногие покинули с Ним Иерихон – тягостный образ вечной погибели грешных людей. Лукавый мир крепко держит в своих липких лапах. Трудно вырваться из его объятий, для этого нужна немалая сила воли и решимость идти к настоящей, живой во Христе жизни. А ее-то у Евангельских и современных людей почти и не осталось...

Но даже Иерихон не оставил без Своего посещения милосердный Спаситель! Быть может, Он намеренно привел сюда Апостолов, чтобы они прежде Светлого Его Воскресения увидели воочию «тихий земной ад».

 

-5-

 

Книга Судей, упоминает город Лаис близ Сидона, отданный на посечение колену Данову. Люди жили покойно и мирно, но этот кажущийся «мир» был медленным гниением во грехе. Там жила бессильная покорность смерти. Господь пресек ее, послав воинов «против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем» (Суд. 18, 27). Мера греха безбожной беспечности видимо столь велика, что Господь отдал землю Лаиса людям даже не сохранившим святость Израиля, исказившим его Веру идолопоклонством.

Последние ожившие Христовой Верой покидали духовно опустевший Иерихон вместе с Господом, оставляя «мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).

Когда Вартимей услышал, что мимо идет Спаситель, то громко возопил: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». На него зашикали, поскольку он дерзко нарушал своими неблагозвучными криками умилительное благолепие шествия. Презренный слепец нарушал торжество «порядочных людей». А торжественность для многих заключалась в том, что они собрались как бы мечтательно идти за Христом, решив погреться в Его благодатном Свете. Но делали они это не по искреннему велению трепещущего от счастья сердца, а так, чтобы окружающие, по возможности, осознавали бы и их сопричастность великому.

Чинно следовала за Христом и Его «малым стадом» абсурдная процессия самодовольных праведников. Чем дальше она отходила от городских ворот, тем меньше становилась желающих продолжить путешествие. Отставшие растворялись в сумерках небытия. Лишь стадо Христово оставалось верным Учителю.

Вартимей же вопил все громче и громче. Господь услышал его крики и подозвал к Себе. Тот опять нарушил все правила приличия: бросился сломя голову ко Христу, сбросив свои рваные лохмотья.

Нагим как Адам предстал Вартимей пред Христом, с надеждой ища избавления от постылого одиночества. Уставший слепец припал, наконец, с верой и надеждой, а может и слезами, ко стопам Спасителя мира, умоляя Его вернуть ему потерянное зрение. Он жаждал снова увидеть Божий мир!

Точнее, наверное, уже и сам не знал, чего надобно просить. Просто хотелось всегда быть со Христом. С Ним так просто, хорошо, покойно и радостно! Господь вот-вот мог уйти, брезгливо пройти мимо, но не ушел, не побрезговал им – слепым, грязным, оборванным и всеми презираемым существом. Не осознавая до конца своего счастья, Вартимей в сущности просил лишь одного – чтобы Господь не прогнал его от Себя, чтобы взял с Собой, не бросил бы его погибать в этом душном, постылом и умирающем городишке.

Господь дал все просимое. Чудесно прозревший, а правильнее сказать – духовно просветлевший, Вартимей без малейшего сожаления оставил падший Иерихон и радостно пошел навстречу спасению вместе со своим Спасителем.

 

-6-

 

Истомленная, израненная, смертельно измученная душа его ликовала. Наверное, так же ликовала душа святого царя Давида, когда он, скача и играя и даже обнажившись от восторга, как Вартимей, сопровождал Ковчег Завета во время перенесения его в Иерусалим за полтысячи лет до истории Вартимея.

Вартимей несомненно не остался без награды, а осудившие его остались бесплодны, как до конца своих дней оставалась бесплодной Мелхола – жена Давида, брезгливо осудившая его «неуместные для царя восторги». Ей показалась непристойной высокому царскому званию по-детски непосредственная радость Пророка.

«Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула… сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду». (2 Цар. 6, 20-21).

Она устыдилась Веры в Самого Бога. За это царь отверг ее и как супругу, и как царицу. Но долгим одиночеством ее наказание не ограничилось. После смерти Давида у Мелхолы было отобрано последнее дорогое, что у нее оставалось – дети, родившиеся у нее тогда, когда Саул отобрал Мелхолу у Давида. Спустя годы после своего безумного презрения к радости и вере царственного Давида, пятеро ее сыновей были повешены прямо у нее на глазах по приказу врагов Израилевых, и даже не за собственные проступки. Их убили во искупление грехов их предка – царя Саула (2 Цар. 21, 8).

А начиналось все, кажется, с совсем малого – с брезгливого осуждения. Пример Мелхолы и ее детей показал, что долготерпение Божие – не бессилие, а милосердное ожидание раскаяния, которого у Мелхолы, увы, так и не оказалось.

Вартимей и Давид – оба они вели себя почти как настоящие безумцы. Так полагали «умудренные» миром люди. Но именно безумцы оказались мудрее самых мудрых мудрецов, всегда остающихся ни с чем, кроме своей гордости и тяжкого груза грехов. Осужденных же людьми Спаситель поднял до вершины Небес!

Вот наглядное свидетельство цены человеческой надменности пред Богом.

 

-7-

 

Вартимей шел от тьмы к Свету, Солнцу Правды – Господу нашему Иисусу Христу. Великая честь. Бывший слепец шел наравне с великими избранниками Божиими – святыми Апостолами и Пречистой Божией Матерью. Немногие удостоились такой великой славы.

Быть может впервые за многие годы его жизни, никто не гнал его вон, не попрекал куском хлеба. Ему не нужны были теперь жалкие, ничтожные и унизительные подаяния прогнившего самодовольного мира. Вартимей навеки соединился с Творцом, достиг предела желаний. Сверх этого человеку на земле уже ничего не нужно. Вместе с Самой Правдой он восходил в Иерусалим. На этом пути восхождения к Небу нас, как и его, ждут скорби и лишения, демонские страхования и злоба ослепления нераскаявшихся в своем ехидстве. А впереди ждет еще более страшное и жестокое безумство – Судилище и Распятие Того, Кто пришел спасти всех труждающихся и обремененных. Будет отчаяние и страх одиночества и богооставленности учеников Христовых после Голгофы. Но будет и непреходящая вершина счастья – Светлое Воскресение Христово.

Однако дивное, неземное счастье увидят не все, покинувшие Иерихон.

«Много званных, но мало избранных» (Мф. 22, 14), – говорит Евангелие о вечной смерти человеческой души. Вера ведь не освобождает от скорбей, нередко даже приумножает их, но одновременно дает силы и терпение для преодоления наших недугов и немощей.

В Свете Веры все происходящие события обретают скрытый ранее от человека глубокий смысл и обусловленность. Только в ней возвращается вся полнота жизни, утерянной миром во грехах. Видеть опасность и врага, иметь силы для брани, ощущать рядом близость Спасителя – есть великое, ни с чем не сравнимое, благо и богатство для всякого человека и любого народа.

 

-8-

 

Даже ослепленный Самсон смог прозреть духом. Он казался беспомощным и бессильным, но его укрепил Бог, и на этот раз враги жестоко ошиблись!

Им мало было сделать Самсона рабом. Над ним решили глумливо потешиться, для чего привели его на свое пиршество. Однако глумления над телесно изувеченным, но духовно не сломленным избранником Божиим, кончились для богоненавистников самым нежданным образом: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам... И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем» (Суд. 16, 28-30).

Грозен и славен был Самсон в своем последнем великом подвиге! Что и говорить, жизнь могучего богатыря не всегда была праведной. Много свершил он в ней оплошностей и безрассудства. Но иной был конец героя. Смерть Самсона ознаменовалась славой Божией и победой над всеми силами «тайны беззакония».

Так же во многом складывается и судьба многострадальной России, с той лишь разницей, что кажущаяся гибель ее каждый раз становилась новым возрождением.

Скорби и социальные катастрофы, подобные нынешним и даже много превосходящие их, весьма разрушительны для земных устроений. Однако часто они же являются единственным очистительным лекарством для гибнущего общества, а нередко и совсем преображают его. Люди, обретая Веру, становятся отважными мучениками за Родину и Господа нашего Иисуса Христа.

«Мировые катастрофы повторяются в истории. При каждом повторении они становятся глубже и шире, распространяясь на все большую область земной поверхности. Мы не знаем и знать не можем, сколько раз суждено повторяться в мире катастрофическим явлениям войны, смуты, голода и гонений... Но как бы часто не повторялись эти ужасы, – безусловный смысл их всегда один и тот же. Они всегда означают не только близость конца, но и действительное его приближение», – писал после Революции князь Трубецкой. – «Чтобы осуществился на земле безусловный, вечный мир между Богом и тварью, должен разрушиться тот ложный мир, который соединяет тварь с чуждым и враждебным Богу началом... Суд вечного Логоса (прим. – Христа) над миром и есть тот острый меч, который рассекает всякие бессмысленные сочетания, – все, что носит на себе печать полулжи или полуправды. И этот процесс болезненный, катастрофический».

Кажущаяся бессмысленность социальных катастроф скрывает приближение Второго Пришествия Христа и неотвратимость возмездия – Страшного Суда. Сказанное Трубецким говорит, как неразумно распространенное ныне одностороннее понимание сущности катастрофических социальных явлений. Эти потрясения несут не только злобу, скорбь и народные страдания. В них заключается приближение Окончательной Правды и гибель зла. Более того, эти явления уже сейчас несут в себе властное начало той самой Правды.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку