Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

10. Жизнь. Прогресс. Сверхчеловек

–1–

Тысячу лет назад наши благоразумные предки, стосковавшись по потерянной ими в веках Божией Правде, приняли Православие. Раз и навсегда благородные россы познали Истину – Иисуса Христа, твердо уяснив, что нет ничего выше, лучше, слаще и непоколебимее Святой Веры. В ней можно нескончаемо возрастать, можно созерцать ее необозримость, освящаться ею, но ее саму невозможно развивать, потому что не может быть «прогресса» в том, что уже и так совершенно и бесконечно превосходит все мыслимые пределы человеческого понимания.

Бесхитростные россы это уразумели, по-детски открыв свои души возлюбленному Христу. В ответ сладость Божией Любви наполнила их сердца. На Руси буквально исполнились слова псалмопевца-царя Давида: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41, 2-3).

Неутолимая жажда богопознания совершенно преобразила Русскую землю. В тихих келиях, в невидимых подвигах, в слезах умиления и покаяния возрастали многие великие столпы благочестия. Огненосные, достигали они крепостью святой Веры высоты Небес, в изумленном восторге созерцая тайны Божии.

Русские святые освятили пределы России, создав Русскую Цивилизацию. Святые угодники Божии хотя и любили людей, но, тяготясь грешным миром, стремились к уединению. Тем не менее, именно неземная святость смиренных христовых воинов, освящая Русь, создавала непобедимую мощь Русского Царства. Так, безжизненные Египетские пустыни дали Православию непревзойденную науку жизни аскетической. Византийский обостренный ум создал стройную богословскую систему, научил народы имперскому сознанию. Россы не приложили к этому ничего нового, но все же и они обогатили Христианский мир.

За их простоту, любовь к Богу, бесхитростность, незлобие, молитвенные, воинские, мученические подвиги и смирение Господь наградил россов необычным царским даром, а на Русской земле воздвиг особое царство – Святую Русь. Это не просто символ русской святости, каких немало у других народов, а средоточие народной энергии, воли, духовного строя, напряженного и благоговейного предстояния пред лицем Божиим, в ожидании Его святой воли. В разные времена этот царский дух Святой Руси создавал то видимое Русское Царство, которое то простиралось широкими крылами величавого двуглавого орла Русской Империи, то, становясь отчасти невидимым, сокращалось до малого числа верных, бесстрашно воюющих со злом, то просто скрывалось в душе народа. Но во всех случаях Святая Русь неизменно устремлена к горнему миру, к Царству Небесному, к которому ведет за собой народы, уставшие от зла.

И все же назначение Святой Руси по сию пору таинственно и прикровенно. Ведь то главное, предопределенное Русскому Царству, все еще не исполнено. Вся прошлая наша история – лишь приготовление к славе будущих времен, можно предположить, последних для нынешнего мира. Тогда, по словам некоторых Отцов, судьба народов опять будет решаться в Иерусалиме. Туда, надо ожидать, и двинется, собирая последние мученические венцы, грозная рать Русского Царства.

Это Царство и ее становой хребет – Святая Русь, – вот то единственное, что Россия дала Христианскому миру. Русское Царство это цивилизация-воин, защитник слабых и обиженных. Не так она умна как Византия, нет у нее созерцательности пустынников, но зато она необычайно вынослива и всегда готова сложить свои головы «за други своя», когда есть в том нужда. Русская Цивилизация, отличаясь чрезвычайной стойкостью и живучестью, сохранялась и тогда, когда уцелеть казалось просто невозможно. Вот и сегодня жизнь снова становится невыносимой, но у народа, призванного быть Последним Воином, особая порода. Некогда и Европейская Цивилизация следовала тем же путем, но заблудилась и доверилась ложному суемудрию. Если падения России были временными, то Европа, на свою беду, совсем оставила «первую любовь» Святой Веры (Откр. 2, 4). Отдавшись вместе с иудеями еретическим мечтаниям о земном «рае», она все более и более ослепляет ими свой приземленный ум.

Сейчас принято считать, что Европейская Цивилизация с ее техническими достижениями, совершенно преобразившими жизнь человечества, рождена исключительно могучими порывами великих гениев. Это не совсем верно, в первую очередь всякая цивилизация рождается верой, которая может быть ложной или истинной. Очевидно, что правильная Вера правильно преображает окружающий мир, а неправильная – неправильно. Гений же является лишь наиболее ярким выразителем той веры, которая главенствует в обществе.

Истинная Вера несет в себе совершенство гармонии и умиротворяет общество, наполняя его жизненной силой. Вера атеизированная, как сейчас, гордо попирает вселенскую гармонию своей разрушительной технотронной мощью. Ложная мистифицированная вера, уже вырастающая из атеизированной, рождает кровожадных социальных «монстров», которые, если не будут немедленно уничтожены, быстро пожрут бессмертную душу Неправославного Мира и все его гордые царства.

Только Святая Церковь возвещает миру единственный неложный путь благословенного развития общества – возрастание в Вере, Надежде и Любви, которому следовал единый некогда христианский мир. Но с течением времени человеческие сердца тяжелели от греха, прежний полет духа стал им недоступен, и они уже не достигали Неба. Более того, оно для большинства скрылось непроницаемой пеленой ересей, теплохладности и скрытого атеизма. Христианский мир как бы разделился надвое. Одним Небо по-прежнему открыто, здесь духовное стояние в Истине настоящих православных. Для других оно покрылось тучами ложной веры. Мрак снова опускается на землю, как до принятия Христа, опять вызывая мучительный зуд ума и понуждая племена и народы к поиску Истины там, где ее нет, не было и не будет.

А началось все это бесноватое бесчинство с попыток внедрения «прогресса» в вопросах Веры, когда место благодатного и смиренного дерзновения к Богу заняла дерзость гордого разума с бесстыдной претензией на «сугубую истину». Подобные попытки «улучшения» Веры и Церкви, а на деле, вторжения в запрещенную Богом область тайнознаний, всегда оканчивались для человека и цивилизации страшными падениями.

Есть беспредельный путь духовного восхождения в Вере, постижения безмерности правды Божией и духовного самосовершенствования, в котором нет места ничтожному суемудрию. В откровениях Веры отверзается необозримость мироздания. Живая вселенная, наполненная единством и разнообразием движения всего сущего, открывается чистой, ищущей правды душе православного христианина. Нужно только быть верным и внимать сердцу.

Другие пути постижения Истины ложны и смертельно опасны. На тех же, кто поверил полуправде безбожия или оккультизма, при всей кажущейся «правдоподобности» увиденного, находит духовное ослепление, закрывающее для ретивых искателей «истины» саму Истину. Надменные знания всегда приводят к богоневедению, которое как «покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах», – говорит Пророк Исаия (Ис. 25, 7).

Многообразие и глубина бесчисленных открытий современной науки сопровождается одновременно стремительной потерей понимания людьми единства всего происходящего в мире. Утрачивается цель исследования, связь его с жизнью.

«Знание – сила», – все время твердит современная наука, демонстрируя несомненные свои успехи на этом поприще. «Нет силы злее, чем мысль, не обуздываемая ничем», – смиренно отвечает из прошлого святитель Феофан Затворник.

Современная наука, если оценивать ее успехи с точки зрения святых отцов, уже сейчас становится мощнейшим источником разрушительных проявлений злобы. В основании нашей Веры лежит не самоцель земного бытоулучшения или бесцельного стяжания абстрактных знаний. Назначение нашей земной жизни состоит в преображении человеческой природы Божией благодатью, подобно Преображению Господню на горе Фавор. Именно изменение себя, а не разрушительное изменение окружающего мира в угоду страстям своего падшего естества, всегда было главной целью православной христианской жизни, устремленной в вечность Царства Небесного. Получение научных знаний строго подчинялось этому назначению.

Нынешние общепринятые идеи человеческого Прогресса вообще или научно-технического в частности, прямо противоположны этой идее духовного преображения. В Прогрессе все подчиняется человеческому эгоизму, его прихотям, а главное – нарастающей злобе человека к человеку и к Самому Богу. Зависть, злоба и обида на всех – обычные симптомы паразитизма, не раскаявшегося в грехах, но ищущего духовного и физического здравия.

Так, дарвиновские принципы Эволюции – один из главнейших столпов современной науки и Прогресса. Поэтому эволюция в ее традиционном понимании тоже противостоит христианскому взгляду о развитии мира, в чем, наверное, и следует искать такую необычайную популярность, почти незыблемость, эволюционных теорий. Сказанное относится не только к развитию живой природы, но и к геологическим принципам эволюции Земли, к теориям возникновения Вселенной, теориям государственности и т.д.

Церковь говорит устами Феофана Затворника: «Мир сотворен Словом из ничего, – так исповедует... разум богопокорный, …а разум-богоборец утверждает, что мир установился сам собою... Такой разум есть сатана».

Таково простое отношение Церкви к нынешнему буйству материалистических теорий, одним из важнейших положений которых является ложное понимание природы времени – материальной основы и области обитания тварного мира, в том числе ангелов, демонов и человеческих душ. Время, отмеряющее ход событий материального и духовного мира, само в себе несет некоторые свойства материальности, духовности, а возможно – и изменчивости. Это обстоятельство настолько было очевидным в православной научной традиции, что серьезных попыток абсолютно точного определения времени возникновения вселенной не предпринималось никогда. Семь с половиной тысяч лет. Так отсчитывает время Святая Церковь от Сотворения Мира, что вполне вмещает самое главное: церковную историю и все, что необходимо знать верующему о вселенной, ее развитии, законах – физических и нравственных, о нашем спасении.

Как бы ни отсчитывали время физические часы, исчисление Церковью таинственного духовного времени показывает нам наступление последней половины восьмого тысячелетия от Первого Дня Сотворения Мира.

В этой связи, проблема продолжительности эпох или даже дней, особенно самых таинственных – первых шести, не стала камнем преткновения церковного сознания по сравнению с действительно жизненно важными вопросами. При этом мнение о том, что прошло ровно семь с половиной тысячелетий от Сотворения Мира (в традиционной системе летоисчисления) многим православным ученым представляется, и не без основания, более чем убедительным.

Так же и о Небесах. Например, Иоанн Дамаскин говорил о природе Небес, ссылаясь на апостольские послания и утверждая о достоверности наличия минимум трех, как назвали бы их сейчас наукообразно – «гиперпространств». Но он отнюдь не считал неблагочестивыми тех, кто полагал, что таковых – семь...

Как и человек, время – сотворено. Пребывает ли оно в незыблемости или в некоем непонятном для нас постоянном, пульсирующем или ином движении – все это для науки неразрешимая загадка. Кроме того, является ли время живым? Какова мера его жизни, или оно относится к неживой материи? Все эти вопросы лежат вне досягаемости нынешнего научного мировоззрения. Таким образом, важнейшие фундаментальные свойства времени человеку неизвестны до сих пор. Одно дело – наблюдать движение тектонических платформ Земли и прогнозировать землетрясения на основании исследования доступных закономерностей, а другое – понимать, что эти закономерности могли когда-то внезапно или постепенно меняться. Писание же и Отцы утверждают, что многие изменения вселенной произошли вследствие начального и последующих духовных падений человечества. Но и здесь происходят только то, что попускает Господь.

Наиболее общим свойством современных теорий мироздания является то, что им совершенно не нужен Разум Творца, не нужно и смирение перед Ним. Каждый – сам себе хозяин. Каждый – сам по себе, малый, но гордый «творец». При этом как-то забывают, что отсутствие Творца означает отсутствие смысла жизни.

Катастрофическую нехватку последнего и пытаются компенсировать идеи Прогресса и Эволюции.

 

–2–

 

 

Не существует ни одного фундаментального физического закона, разумно объясняющего устойчивую во времени и нарастающую по сложности самоорганизацию материи.

Несмотря на это, сложные взаимные связи объектов материального мира в теории эволюционного процесса неубедительно объясняются случайными взаимодействиями. Случайность возникновения жизни, следующая из материалистических теорий, делает ее бессмысленной. Как следствие, бессмысленны и нравственные законы. Апостол Павел комментирует такое мировоззрение так: «какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Действительно, если нет жизни вечной, то тем более бессмысленна жизнь временная.

Во-первых, эти теории пытаются доказать наличие самостоятельной и созидательной природы случайных взаимодействий неживой материи и мутаций живой. Для убедительности этого постулата, жизненно важно увеличить продолжительность жизни вселенной. Миллиарды, десятки миллиардов лет. В этом случае уже сама огромность временных процессов подавляет всякое сопротивление оппонентов. Действительно, кто знает, что могло произойти за десятки миллиардов лет? Хотя некоторая созидательная сила в случайности и может присутствовать, но не согласно, а вопреки ей, и только в том смысле, что Господь даже самое разрушительное зло премудро направляет на созидательное домостроительство. Так вот, семь с половиной тысяч лет церковного летоисчисления такой свободе творческого произвола легкомысленных исследователей не попустительствует. Видимо, потому оно и стало таким частым предметом недовольства ученых.

Счисление времени, созданное Святой Церковью, исходит не из механических перемен в мире. Оно основано на закономерностях духовных перемен, то есть, является духовным, а потому – самым точным.

Во-вторых, ни одна из научных теорий не объясняет, что следует понимать под жизнью, и как она влияет на изменения, происходящие в живом и неживом мире. Исследование наукой развития и изменчивости живых тварей мало говорит об изменениях или развитии фундаментальных свойств самой жизни.

Жизнь – особая субстанция и высшая форма существования тварного мира, что относится к видимой, так называемой «грубой» материи, и «тонкой» материи духовного мира. Причем, сама жизнь – не материя в общепринятом смысле, а особое ее духовное состояние. Неизвестно, поэтому, насколько присуща жизнь тому, что принято считать неживой природой.

Согласно Максиму Исповеднику, жизнь – преимущественное свойство вечности. Материя же появилась только с возникновением времени – то есть она имеет начало. Василий Великий говорит, что Дух Святый при сотворении мира «согревал и оживотворял» мир «по подобию птицы, ...сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу, ...приуготовлял ...к рождению живых тварей».

Следовательно, жизнь вкладывалась в материальный мир особым образом.

В качестве возражения обычно утверждают, что жизнь не вечна уже потому, что все живое умирает. На самом деле, жизнь просто отходит от умершего, при этом сама не умаляясь ни в чем. «Жизнь не рождает смерти» – подтверждает эту мысль Василий Великий в «Беседах на Шестоднев». Да, человеческая смерть пришла вместе с грехом. Но и здесь жизнь отходит только от плоти, но не от души – смерть не всевластна!

В-третьих, теории развития живого мира, земной коры, экономики, вселенной и т.д., не дают объяснения, зачем вообще нужно такое развитие, в чем его целесообразность, каков смысл? Наконец, какова конечная цель развития?

Видимая всеми гармония мира по самой природе гармонии предполагает наличие разумной цели развития Вселенной. Гипотетический мир, не имеющий ни начала, ни конца, но не сопричастный покою вечности, такой цели иметь не может. Он изначально безумен и абсурден, а значит – ложен.

Существуют относительно новые теории «Большого Взрыва» и другие. Но и они представляют лишь попытку прикрыть вопиющее отсутствие целесообразности развития мира. Расхождение этой гипотезы с Писанием начинается с самого начала. В первых же строках Писания сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), а лишь затем сказал: «да будет свет», что интерпретируется учеными как пресловутый «Большой Взрыв». Но мы видим, что материя вовсе не была хаотически разбросана по Вселенной «Большим Взрывом» из одной исходной точки, а с самого начала была организованно и разумно распределена. Если уж некий взрыв и имел место, то только после сотворения видимого и духовного мира, не являясь начальным толчком движения огромной Вселенной.

В первые же дни творения мира, еще до сотворения светил, согласно Василию Великому, «первобытный оный свет, в определенной Богом мере, то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь». Такое представление хотя и может показаться архаичным, но оно ничем не хуже современного.

Вообще, читая «Беседы на Шестоднев», нельзя не отметить, что вся эта книга буквально пронизана такой любовью ко всему тварному миру, будь то человек, камень или живая, бессловесная тварь, – что передает наиважнейшее в творении мира – Божию Любовь. Тем самым, у Василия Великого все сказанное – верно, исключая, может быть самые несущественные детали, соответствующие некоторым научным воззрением его времени.

Вот, Святитель говорит о самой ничтожной твари – морском полипе. Как же скорбно сокрушается его сердце даже о самой малой несправедливости: «Не могу умолчать о лукавости и вороватости полипа, который всякий раз принимает цвет камня, к которому… пристает, почему многие рыбы, без опасения плавая, приближаются к полипу… и делаются… добычей хитреца». – Неразумному существу Василий Великий присваивает такие свойства, как лукавство, вороватость и хитрость. Откуда они? У кого мог научиться воровству и хитрости этот глупый ученик-пересмешник? – Только у человека! Или вот еще цитата: «Людей такого типа Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих». – Таким образом, даже уродства окружающего нас мира порождены человеческим грехом, мера которого оказывается бесконечной!

В-четвертых, современная эволюционная наука о человеке делает вид, что не замечает следующих эволюционных «ступеней». Допустим, сначала был «проточеловек» – неандерталец, например, или питекантроп, или какой-нибудь современный кроманьонец. Потом он эволюционировал в человека современного. Тогда следующим очевидным и естественным звеном человеческой эволюции должен стать пресловутый мифический «сверхчеловек».

Можно в этой связи вспомнить о судьбе одного из наиболее выдающихся претендентов на роль этого самого «сверхчеловека» – Фридриха Ницше – пространно и привлекательно говорившего о горных вершинах духа, о своем одиноком и славном величии, о поисках источника непознанной обывателем особой жизненной силы. Однако сей незадачливый «предтеча» сверхчеловечества окончил свою несчастную жизнь более чем печально, переживая тяжелое психическое расстройство, осложненное последствиями застарелого сифилиса, полученного им еще в ранней юности. Этот несчастный безумный гордец, так красочно толковавший о своей немыслимой сверхдуховности, получил сию дурную болезнь в дешевом публичном доме. Да и свои «заоблачные путешествия» Ницше совершал в полуобморочном состоянии, которое медицина справедливо именует обострением психической болезни. О последствиях подобных опытов над собой говорит и архимандрит Иустин Попович: «Европейский человек дошел до своей судьбоопределяющей и головокружительной высоты. На вершину своей вавилонской башни он поставил сверхчеловека и хотел им завершить здание, но сверхчеловек сошел с ума перед самой вершиной и сорвался с башни, а башня вслед за ним разваливается, разрушается и ломается войнами и революциями».

Для сверхчеловека «несовершенные» понятия «недочеловеков» о совести неприемлемы, это очевидно. Кроме того, у обычных людей со сверхчеловеком общий ареал обитания, поэтому они сверхчеловеку мешают. А поскольку для последнего человек – существо мало отличное от зверя, ему, как существу «высшему», дозволено творить над людьми любые беззакония, не нарушая ни «гармонии», ни «гуманности» законов сверхчеловечества. Такой подход чрезвычайно удобен для оправдания любого геноцида. Достаточно причислить себя к разряду великой расы «божественных сверхчеловеков», и не потребуется даже оправданий!

Можно, скажем, взрывать дома, пускать под откос поезда, морить голодом и холодом города, отключать электричество, разрушать государства… Словом – расчищать для себя жизненное пространство от неполноценных человеко-особей. Можно проводить увлекательнейшие и широкомасштабные «научные» эксперименты над живыми «недолюдьми», испытывая на них ядерное, биологическое и прочее оружие массового уничтожения, подобно тому, как испытывают инсектициды на насекомых. Подобная жестокость – норма «совершенной» морали сверхчеловека.

 

–3–

 

Сверхчеловек, по мере своего «совершенствования», становится самодостаточным «подобно Богу», более не нуждаясь ни в ком, даже в остальных сверхчеловеках. А предельное «совершенство» будет заключаться в том, что последний сверхчеловек «победит» собственную смерть самоубийством!

Создатель сотворил Вселенную из ничего. Сверхчеловек же не успокоится, пока не обратит ее в ничто. Поскольку такого беззакония не произойдет никогда, он, потерпев поражение, будет самым несчастнейшим существом на свете, подобно демонам и их князю.

Таким образом, получается, что появление «сверхчеловечества» – не высшая форма развития человечества, а существенный признак приближения Последних Времен, поэтому скрытой целью всех эволюционных теорий на самом деле является… вечная смерть! Живучесть же сих теорий объясняется лишь тем, что их наукообразная оболочка служит для прикрытия главного содержимого – черной мистики, страх перед которой и заставляет молчать здравый смысл.

Несмотря на это, жажда быть сверхчеловеками цепко овладела многими «лучшими» умами племен и народов. Так, еще со школьной скамьи известен всем Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Убивая злую старуху-процентщицу, он мучился вопросом, кто он: «человек или тварь дрожащая?» Убийство – это попытка Раскольникова утвердиться грозным мстителем мировому злу, – стать сверхчеловеком. Немало людей уже тогда полагали, что только «твари дрожащие» связаны «глупыми условностями» христианской морали. Без преувеличения можно сказать: все экстремистские, революционные, «освободительные» течения и бунты минимум последних двух-трех столетий вскормлены идеей сверхчеловека, принимавшей только приличествующие своему времени формы и являющейся главным духовным обоснованием справедливости «законного» убийства людей. Горькая правда состоит в том, что «сверхлюди» продали душу дьяволу.

Из школьного курса литературы можно вспомнить еще события романа «Овод», в котором наглядно показана жестокая мстительная среда «освободителей человечества». Отношения между карбонариями представляли собой взрывные переходы от странной безумной любви к равно неистовой мстительной ненависти. Милосердие – чуждое слово для искателей «всеобщей свободы».

Примеры имеются и в нашей истории, достаточно вспомнить скорбную участь вождей неудавшегося декабристского восстания 1825 года. Пятеро главных зачинщиков-«освободителей» были, как известно, повешены. Обычно в этом обвиняют царизм, но все было совсем не так! Как впоследствии выяснилось, главными инициаторами их казни были не «царские опричники», а их собственные «любвеобильные братья»: на казни особенно настаивали... масоны, только из более тайных и рангом повыше. Вот такой «братский дух» у этих невидимых «властелинов мира»!

Они умирают и разлагаются духовно, будучи уже не в силах остановиться перед убийством еще живых, и это в итоге становится единственной целью их безумной жизни. И вот на что еще важно обратить внимание: тайные убийцы из экстремистских обществ убивают не только человечество, но и самих себя. Дело в том, что желание убивать происходит не только от зависти и ненависти, оно выражает также неодолимую тягу к самоубийству, пока что начинающемуся с других. Самого себя убить страшно, хотя и этот черед не замедлит, обязательно настанет момент такого нервного напряжения, когда жажда смерти станет нестерпимой, и никакие убийства уже не смогут утолить растущую жажду самоуничтожения.

Идея смерти, как цели жизни, еще слишком жестока и неприемлема для подавляющего большинства людей нашего времени. Поэтому во множестве культов и верований эта цель старательно закамуфлирована. Смерть открывается людям, но лишь по мере открытого исповедания ими сатанизма, а оно стремительно приближается к «постхристианскому» миру.

Подобное стремление к небытию является почти полным подобием знаменитого культового понятия нирваны, в которой якобы достигаются пределы постижения таинственных высот «Восточной мудрости» и счастья. На деле же – и в этой идее нет ничего нового.

Мудрость жизни, согласно нирване, состоит в подобии небытия – мечтательном подобии смерти. Хороша «премудрость», нечего сказать! Насколько же должен быть несчастен человек, не имеющий Христа в своем сердце, что даже мечты о смерти он уже почитает за счастье!

Однако мы видим, что люди часто вовсе не кажутся такими уж обездоленными, как должно было бы следовать из коварных теорий «земного блаженства». В чем же причина? Все объясняется, к сожалению, слишком просто.

Окаменевшее человеческое сердце уже почти не чувствует не только чужой, но и собственной нестерпимой боли. При таком ущербном состоянии и смертельный плач души принимается за веселый «праздник сердца». Каких же немыслимых пределов может достигать этот самообман!

Хотя Православие утверждает невозможность земного рая, но акценты бытия во Христе все же иные, чем в других религиях. Не в умирании плоти находятся пределы счастья, а в том, что за этим последует. В Вере мы обретаем надежду на милость Спасителя. Христиане ищут упокоения в вечности Царства Небесного, открывающего себя верным, в отличие от иных верований, уже на земле. Тело и Кровь Христа в таинстве Евхаристии – Причастие. Это и есть таинственное Царство Небесное, невидимо преображающее людей для неземного бытия.

Святой Церкви задолго до появления эволюционного закона и холодного философского пламени больного Ницше известен будущий «сверхчеловек». Он совсем не похож на легендарного сверхчеловека – Зигфрида, воспетого Вагнеровскими валькириями и германским эпосом. Он не ариец и не китаец, он вообще не человек в обычном смысле. Это апокалиптический антихрист – человекозверь – жестокий властелин последних мгновений жизни падшего мира. «Сверхчеловечество» же – это его короткое и гибельное для слишком многих человеческих душ царство полного беззакония, злобы и страха.

Однако возвратимся к понятиям Эволюции и Прогресса. Интуитивно ясно, что они в чем-то очень близки, хотя порой кажутся даже противоположными. Эволюция настаивает на возможности неразумного развития и беспредельного совершенства живой природы. Впрочем, разум, конечно, и здесь присутствует, только почему-то именуется случайностью, другими словами – хаосом. Разумный хаос... – все равно, что разумное безумие, обычный абсурд. Прогресс же – достижение совершенства силою человеческого разума – разумная эволюция общества, в отличие от неразумной эволюции природы.

Разница кажется существенной. Тем не менее, единство Эволюции и Прогресса просматривается по их «плодам». Венцом первой должен стать «абсолютный сверхчеловек» – антихрист. Второму надлежит достичь «абсолютного совершенства» или «абсолютной истины», при которой останавливается движение разума, достигшего своего предела и становящегося потому ненужным.

Механическая «прогрессивная мысль» не в состоянии понимать жизнь иначе, нежели как некое «разумное движение» плоти. Достигнув совершенства, всякое движение прекращается. Тогда-то и должна наступить «смерть разума». Конечно, это было известно и раньше. Поэтому кто-то придумал некое подобие реинкарнации – вечное движение прогресса, лишенное смысла. Очевидно, что если совершенство недостижимо, то нет смысла и стремиться к нему!

Финалом Эволюции и Прогресса, таким образом, становится одно и тоже – смерть. В первом случае умирает жизнь вообще. Во втором – лишь один разум, хотя это то же самое. Такой страшный финал никому на первый взгляд, не нужен и должен отпугивать людей. Но что-то в собственном умирании странно и противоестественно привлекает умы пытливых исследователей, а смертельно опасные эксперименты вообще всегда были самыми притягательными в науке.

Следовательно, по большому счету, Прогресса быть не может. Но все мы видим, что технический, научный, образовательный прогресс – явно налицо. Самолеты, поезда, космические корабли, компьютеры и тому подобные технические средства не были известны нашим даже не очень далеким предкам. Они пришли на смену телеге, канцелярским счетам и наскальным изображениям. Различными методами выводятся новые породы, например, собак и коров, а в будущем – совершенно новых животных или вирусов.

На самом деле здесь существует некая подмена. Наука и техника собирает новое как из своего рода «конструктора», из того, что уже имеется в природе, а не создает что-либо совершенно новое. Все происходит в пределах естественного, заложенного изначально, диапазона изменчивости живого и неживого мира и ни при каких обстоятельствах не может выйти за эти пределы.

Научно-технический прогресс не есть искомое человеком земное совершенство. Напротив, именно он является одним из самых «эффективных» способов глобального разрушения жизни на земле. Технотронная цивилизация, рожденная научно-техническим прогрессом, изначально обречена, как прожорливый и ненасытный потребитель невозобновимых природных ресурсов. Если можно назвать прогрессом раковую опухоль цивилизации, истощающую землю и человеческие души, то это действительно – настоящий прогресс! Из этого нельзя делать вывод, что все созданное техническим разумом порочно и нецелесообразно. Порок заключается в отсутствии гармонии науки и техники с природой, человеком и Богом. Гармонии не умственной, но – благодатной.

 

–4–

 

Надо ясно понимать, что многие «достижения» современной цивилизации стали следствием угасания прежнего Христианства ее народов. Хотя она не несет одно только зло, тем не менее, в ее основании лежит тайное зло – ложь, которая заставила огромное число искренних и честных людей самоотверженно трудиться над созданием современной цивилизации, отдавать ей и своей Родине все свои силы, любовь и разум. Многое из созданного ими действительно величественно, но беда в том, что еще большая часть из созданного таким трудом служила прикрытием для распространения зла на земле.

Возникновение лжи, бесстыдно исказившей высокие духовные порывы великого множества людей, было бы невозможно без трех главных ее оснований, «трех китов» – Атеизма, Прогресса с Эволюцией и Романтики. О Прогрессе и Эволюции уже сказано, что это по сути – одно и тоже. Атеизм, в свою очередь, утверждает отсутствие Бога. Это – первая ложь! Утверждение для человека настолько страшное, что само по себе не могло бы долго существовать. Ведь атеизм, по сути, прямо проповедует бессмысленность бытия. Для людей, привыкших к целесообразности христианского понимания жизни, это шок, такое утверждение неприемлемо. Цель существования – спасение души, все ясно и понятно. Но убожество атеизма сумело-таки цепко подчинить себе разум огромного человеческого сообщества. Как же это могло случиться? Только в том случае, если бы Атеизм смог предложить, кроме бессмысленности, нечто такое, что могло бы заменить прежнюю цель существования человека. Так оно и было. Новая цель жизни была без труда найдена, ею и стал злополучный Прогресс.

Это – вторая красивая ложь, которая понуждала человечество к усиленному развитию всего (не играет даже роли чего именно), что начинало именоваться прогрессивным в области науки, техники или культуры. Утверждалось, что это есть процесс созидательный, творческий, несущий безусловное благо.

Главное в Прогрессе – непрестанное движение. Как-то сразу оно ассоциируется с непрерывной суетой... бесов. Вот и в Прогрессе движение совершенно необходимо. Ведь человеческий разум, оставшийся из-за атеизма без Бога, оказывается в одиночестве, и только постоянная суета Прогресса способна хоть как-то заглушить нарастающий страх этого одиночества, вызванного распадом былого единства человечества.

Чтобы надежно спрятать все эти тяжелые переживания души, движение прогресса всегда вынуждено быть решительно напористым и по-юношески задиристым, порой даже срываясь на злобную агрессивность. Ломать догмы и традиции, утверждать новую правду, сокрушать только что казавшееся воплощенным совершенством, покорять океаны, открывать и закрывать разные америки, строить паровозы и космические корабли, изобретать туалетную бумагу – всего не перечесть. Снова сама собой напрашивается аналогия с первыми «сокрушителями догм» – демонами. Разница лишь в том, что у демонов все злое, а у человека еще немало сохранилось доброго. Да и сам Прогресс – еще не зло в чистом виде, хотя оно всегда умело скрываться в нем.

Прогресс никогда не бывает долгим. Время от времени он намеренно прекращается, и вместе с ним теряется смысл жизни, ложно указанный людям «тайной беззакония». То, что считалось хорошим, становится теперь предметом глумления, а это – тяжелое потрясение для честных людей. Таким нежданным ударом в спину стала «великая депрессия» тридцатых годов ХХ столетия для Америки, сменившая романтические идеалы братьев Райт и Эдисона на пронырливость мафии и финансового капитала.

Но вскоре здравый смысл и еще живая добродетель обычно берут верх. Тогда начинается… новая спираль Прогресса. Большинство людей, столкнувшихся с беспределом «тайны беззакония», стараются поскорее забыть происшедшее…

Вот пример. Долгие десятилетия огромные коллективы лучших ученых, инженеров и рабочих ковали «атомный меч» Советской Империи. В прессе были публикации о том, что только при получении оружейного плутония для ядерных боеголовок за прошедшие десятилетия погибли от лучевой болезни двадцать тысяч человек.

Двадцать тысяч человек положили свои жизни на алтарь Отечества!

Реформаторы не сочли жизнь этих людей сколь либо ценной. Плоды их трудов продаются сейчас за гроши Америке. Тяжело, конечно, видеть, когда так безнаказанно глумятся над самоотверженными героями. Но надо сказать, что все это в той или иной форме было задолго до этого запланировано беззаконием, натравившим на человечество свое страшное изобретение – Прогресс. Именно так легко и эффективно можно сокрушить дух простого человека, наивно вверившего свою жизнь делу безбожной «правды». Но все равно, злу не победить никогда!

Атеизм и Прогресс, это как бы «каркас» современной цивилизации, но не ее дух. Таким духом стала пресловутая Романтика, наполнившая своим мечтательным туманом души людей, пытающихся построить светлый мир без Бога. Точнее, Ему тоже «дозволяется» в нем присутствовать, но люди, пораженные духом романтики, старались Богом себя не ограничивать – мыслили «масштабнее»!

Восторженная любовь всегда являлась главным свойством романтики. Об этом еще поговорим несколько позднее. Здесь же скажем лишь то главное, что она «расширяла» объятия своей «любви» сверх меры, определенной человеку Творцом. Это лукавое дополнение, прибавлявшееся к законной любви, было скрытым беззаконием. Мир, в создании которого участвует восторженно мечтательная и нередко даже по-своему жертвенная, как у террористов-смертников, романтическая ложь, весьма опасен. Его духовность лжет, что стремится к возвышенному, потому что романтика представляет собою обыкновенную, приземлено-гадкую похоть, и не более того.

Конечно, человек, как творец, может создавать и улучшать очень многое на земле, однако человеческая жизнь отнюдь не ограничивается одними материальными интересами. Ведь материальный мир насыщен духовностью, без рассмотрения которой нельзя даже и говорить о каком-либо прогрессе материальном. Утрачивая высшее духовное совершенство и гармонию – бессмертие, человечество все более обретает низшее тленное техническое совершенство, но в этом «совершенном» техническом мире все меньше места остается для самой жизни. Только святость рождает естественные пути разумного преображения земного мира, которое во всем согласно с волей Божией. Гордость же является разрушительным противлением естеству и Божию произволению.

 

–5–

 

Церковь никогда не утверждала, что мир всегда пребывал в неизменности. Напротив, перемены являются неотъемлемым свойством времени. Достаточно открыть первую страницу первой книги Библии – Бытия, чтобы в этом убедиться. Вот первые шесть дней творения – время особых принципиальных изменений Вселенной, последовательного нарастания ее сложности и организованности. Причем развитие земной «экосистемы» сочетало в себе несколько качественных, в некотором смысле даже мгновенных, изменений с последующим плавным ее развитием. Определяющее же событие произошло в самом начале Сотворения Мира.

В начале творения вселенной «дух Божий носился над землей» (Быт. 1, 1). Мертвая на вид земля, еще не породив привычной для нас видимой жизни, уже незримо изменялась и насыщалась жизненной силой, как неким своим особым состоянием, преображалась для своей будущей жизни.

Развитие сотворенной Богом Земли породило все современные формы жизни. Это стало следствием не преувеличенной роли дарвиновских процессов «естественного отбора», но актов Божественного Творения – излияния животворной благодати, преобразившей материю. Жизнь Земли развивалась от скрытого состояния до видимого, от простых форм к сложным. Но она всегда изменялась только в пределах тех законов, которые были изначально в нее заложены. Выбор же форм и разнообразия развития ограничивался пределами разума и свободы тварного мира, не без некоего «согласия» и самой живой материи. Дело в том, что свобода и разум являются неотъемлемыми свойствами самого понятия жизни, хотя их следует понимать лишь в пределах, которые определены мерой жизни существ. Совершенно исключительной мерой свободы и разума наделен человек, сотворенный Богом особо от прочих земных тварей.

Итак, не слепая эволюция и естественный отбор, а воля Творца и разумно следующая ей свобода твари породили нынешнее многообразие мира. Разрушительная «случайность» пришла в мир вместе с грехом, нарушившим гармонию единомыслия всего сущего. Воля земной твари через падение своего господина – человека была повреждена, но не совершенно. Творец не лишил Свое творение воли.

«Случайность» – следствие греха, нарушение естества воли и разума, проявляющееся, соответственно, в безволии и безумии. Иными словами, это поражение любви, делающей тварь творцом. Случайность – не творец, она не способна породить ничего жизнеспособного, все созданное ею уродливо и нецелесообразно. Более того, поскольку грех породил в мире противоестественную смерть, то и случайность тоже несет в себе смерть.

Всякое рациональное изменение живого мира происходит в процессе активного противодействия жизни разрушающему хаосу случайности и ее смертоносности. Так, приспособление к среде обитания, прежде всего есть акт свободной и разумной воли, а не только удачное сочетание некоторых изменчивых свойств твари, понимаемых обыкновенно под естественным отбором. Хотя, надо признать, что эта воля чаще всего проявляется в формах не только мало изученных человеком, но и вообще выходящих за пределы конкретного существа. Разум жизни противостоит хаосу смерти!

Грех, хотя и исказил прежнюю гармонию мира, но не имеет сил уничтожить ее полностью. Очевидное нарастание в мире зла не побеждает сотворенное Господом, а лишь делает совершенство мира невидимым для падшего разума. Это, как показано, не отрицает эволюционного развития вовсе. Но Эволюция происходит не в том понимании и не так, как имеет в виду современная наука.

Любое патологическое несовершенство, имеющееся в нашем мире, порождено ничем иным, как начальным и последующими грехами человечества. Все уродливое на земле возникло только по вине падшего человека.

Человек был сотворен световидным, благодатным, более духовным, чем материальным, скорее ангелоподобным, чем плотским, каковым он стал после своего грехопадения и изгнания из Рая. Душа вначале всецело царила над плотью, как и дух над душой. О возникновении любого рода «случайных», как говорят, мутационных процессов не могло быть речи. Плоть вполне подчинялась тем изменениям, которые были угодны человеческой душе, а душа была послушна Богу. И ни одна хромосома не вольна была творить, что ей «заблагорассудится».

Впрочем, и по сей день душа не вполне утратила контроль над очень многими функциями плоти, и контроль этот более силен, чем это принято считать, хотя его сила и совершенство существенно уменьшились. Для того же, чтобы человек мог выжить и после ужасного грехопадения и хоть как-то добывать себе пропитание в переставшем повиноваться ему мире «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Господь каким-то таинственным образом дополнительно защитил беззащитную в новых условиях существования человеческую плоть, лишившуюся световидности. Грех почти полностью скрыл первоначальное совершенство и гармонию мира. Так что, нынешняя его красота и гармония – лишь слабый отблеск былого величия и совершенства. В этой связи уместно было бы сказать и еще об одном аспекте – своего рода «эволюции», происходящей в мире.

«Совершенствование» человечества в грехе порождает все нарастающие негативные изменения в природе. Накопление греха приводит и к накоплению негативных изменений. Так возникает «эволюции вырождения».

Эта нечестивая эволюция грехопадения во всем противится жизни. Здесь тоже не обойтись без разумной движущей силы, но сила эта – демоническая, без устали создающая свое тщетное беззаконное царство, дабы затмить Царство Божие. «Есть у этого невидимого царства духов особые места – тронные, где составляются планы, получаются распоряжения, принимаются отчеты... Это глубины сатанины... На земле, в среде царства их из людей, места сии суть союзы злодеев, развратников, особенно неверов-кощунов», – так говорит святитель Феофан об устроении мира, противящегося жизни.

Именно там зарождается «эволюция вырождения» человечества, напрямую связанная со злой волей демонов. Когда мера греха переполняет Божие долготерпение, происходят внезапные перемены, совершенно меняющие картину мира и образ жизни человека. Благодать либо отходит от противящихся ей, либо обильно изливается на них гневом Божиим, как происходило не раз. Природа и все ее несчастные зверушки – невольные участники этой трагедии. Главных таких катастроф было несколько, и они являют собой некую «эволюцию катастроф». Рассмотрим кратко некоторые из них, не претендуя на глубину анализа.

 

–6–

 

Первая катастрофа произошла сразу же после изгнания Адама из Рая.

Бессмертный человек вместе с грехом нашел смерть. Вместо владычества над миром, он обрел возможность вечных мучений в обителях черной бездны. Все твари, от неживой природы до зверей и микробов, были даны человеку в полное подчинение. После грехопадения все это вышло из повиновения. Ранее способный умом объять весь мир, понять его предназначение, человек потерял свой дар. Даже если бы творение и осталось в покорности человеку, он все равно не смог бы им распоряжаться. Наступило бессилие. Люди перестали править Землей.

Грехопадение стало первой глобальной «экологической» катастрофой, следствием которой стали многочисленные страшные перемены, в частности, преобразившие некоторые живые создания в хищников и паразитов. Но и они не могли бы появиться, если бы милосердие Творца совершенно покинуло людей. Произошло не полное крушение мира, но только глубокое его изменение. Гармония и целостность вселенной остались неизменны, но они стали теперь более скрытыми, чем раньше, а тварный мир – более уязвим.

Хищные динозавры и другие по всей вероятности не менее ужасные и нелепые твари, наполнили в те времена собою землю. Самим своим видом они служили постоянным укором согрешившему человеку.

 

–7–

 

Вторая катастрофа последовала вскоре за первой. Ее вызвало первое убийство человека человеком. Завистливый Каин убил праведного Авеля, брат убил брата! Оба они принесли жертвы Богу, и жертву Авеля Господь принял, поскольку она была чиста и искренна. Авель вложил в дар Богу всю душу, всю свою любовь. Жертва же Каина была отвергнута, ибо он принес ее с холодным сердцем. И тогда неведомые ранее зависть и обида на Бога поразили неискушенного в грехе Каина. Так обычная в наше время теплохладность в Вере послужила началом страшной трагедии, продолжающейся и по сию пору.

Господь хотел остановить разгоравшиеся в душе Каина смертельные страсти, сказав ему: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).

Оказывается, «безобидная» теплохладность ведет к зависти и убийству! Каин был предупрежден и мог победить свой грех, возвысившись над ним, но предпочел силе праведности бессилие пред демонами и страстями. Упоительная лживая сладость греховной обиды и зависти захлестнули его горючими слезами, от которых он так и не захотел отказаться. Сладость сладостью, но боль греха мучительна, и это не могло продолжаться вечно. Требовался какой-то выход, и лукавый услужливо подсказал его: надо было убить ненавистного брата, оставшись… единственным святым на земле. Каин еще не ведал, что убийство не дает святости, а запечатлевает в грехе.

Пролилась первая невинная человеческая кровь, свершилось братоубийство! Обманутый бесами, опустошенный Каин бежал прочь с места злодеяния, нигде более не находя упокоения. Он строил города, окружал их оградой, изобретал ремесла, создавал искусства – ничто не приносило покоя, не умаляло страха. Мир душе могло дать только раскаяние, но его так и не последовало за все две тысячи лет вплоть до истребления всего Каинова семени Потопом. Однако и его воды не смогли смыть былую скверну. Греховная память человечества запечатлела в душе тот скверный дух.

По-прежнему страх гонит по Земле духовных наследников Каина, именующих себя обыкновенно духовной элитой. По-прежнему они рвутся в науки, искусство, коммерцию, вкладывают в суету все силы и страсть души. Результатом этого духовного блуда становятся спруты банковской системы, бесчеловечные эксперименты, а также параноидальная какофония звуков, цвета, слов, именуемая гениальными творениями. Сами «каины» могут иногда сидеть на месте, но неугомонные мысли мчатся наперегонки от окаянной безысходности. Только очень сильная страсть может собирать такой распадающийся от безумия ум.

Люди после безумного поступка Каина разделились на два племени: благословенных потомков Сифа – третьего сына Адама и гибельный род человекоубийцы Каина (Быт. 5). Не было сначала «средних». Либо ты – Божий, либо – богопротивник. Единое доселе человечество распалось на две половины.

Подобное разделение на благословенных и проклятых будет снова происходить, согласно Евангелию, по мере приближения Конца Времен. Все нынешнее многообразие народов постепенно сведется к двуполярному миру: исповедующих Христа – добрые колосья «пшеницы» и тех, кто Его ненавидит всеми силами своей души – ядовитые «плевелы» (Мф. 13, 30).

Давнее разделение человечества на два племени или народа может показаться нынче незначительным фактом. Сейчас племен и народов гораздо больше, чем в те далекие времена. Но это только на первый взгляд. Нарушение единства всегда вызвано умалением любви в мире. Умаление любви, после прихода на землю каинова греха означает, что смерть еще глубже вошла в человеческое сердце. Теперь стали подвластны смерти не только отдельные люди.

Человечество – уникальное духовное творение, особая духовная общность людей, также стало смертным, как и каждый человек в отдельности.

Последующие события библейской истории вполне это подтвердили. Так, Всемирный Потоп – это лишь один из многих образов будущей гибели. Но ни воды, ни огонь будущего Страшного Суда – не являются причинами смерти. Они только совершают «обряд погребения» над уже духовно умершим «телом» человечества.

Духовные последствия первого убийства простираются до наших дней. Разделение означает возникновение обособленности, некоторой замкнутости. Каинов грех, кроме всего прочего, приводит к возникновению в общественном мире противоестественного одиночества, которое порождает вслед за собою чувство обиды, прекращающей общение замкнувшегося человека с внешним миром. Множество таких одиноких людей становится легкой добычей духов злобы – демонов. Именно злое одиночество, сокрушающее единство человечества, сделало возможным возникновение на земле особого очага беззакония, средоточия сатанизма, именуемого Писанием «тайной беззакония».

Убийство Авеля стало началом всех непрекращающихся войн и основанием бесчисленных видов преступности. Не было бы первого убийства, не было бы и скверного духа, сделавшего убийство заурядным и «естественным». Так, разрушать свое Отечество в процессе зловещей «Перестройки» многим не казалось греховным, хотя это – настоящее убийство. Разрушение чужого государства еще меньше трогает душу людей с окаменелым сердцем. Большинство уже свыклось с массовыми убийствами, как с новой «нормой жизни».

Смерть, единожды попав в человеческое общество, не знает никаких пределов. Она, скованная пока «рамками приличия» и законности, уже неистово рвется на волю и ждет лишь удобного случая. Убийство Каином Авеля настолько усугубило грех человека пред Богом, что он стал «проклят от земли» (Быт. 4, 11). Теперь Земля не только перестала подчиняться человеку, но начала уже явно противиться злой воле людей.

Не это ли свойство природы, проклявшей своего былого хозяина – человека, стало главной причиной всех современных экологических катастроф земли?

Разделение человечества и проклятие его Землею – таков печальный итог второго глобального потрясения земной жизни. Эта катастрофа затронула не только непосредственных потомков Каина. В толковании на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского сказано: «Господь обнаруживает также, что иудеи – потомки Каина и наследники его злобы, когда говорит, что вся кровь пролитая от Авеля до Захарии, взыщется от рода сего».

Не следует, однако, утешать себя тем, что эти слова относятся к давним временам и к древним иудеям, распявшим Христа. Дух убийства и сейчас связывает тем проклятием практически уже все общество, взять хотя бы все те же аборты. Тяжесть проклятия так велика, что еще до потопа Ламех, отец праведного Ноя, пророчествовал при его рождении: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт. 5, 28), свидетельствуя, что потомкам Сифа видимо тоже нелегко доставался хлеб насущный, хотя они и именовались в Библии сынами Божиими.

 

–8–

 

Третья катастрофа произошла также по причине греха и еще большего духовного оскудения падшего человечества. Беда эта посетила землю уже во времена праведного Ноя и именуется в церковной истории Всемирным Потопом.

Произошла эта трагедия не сразу. Беззаконие, отделенное от святости сыновей Божиих, обманом постепенно проникло в их среду. Потомки Сифа и Каина стали породняться. Неискушенных во грехе мужей Сифовых привлекла лживая красота и похотливые ласки жен проклятого каинова семени. Они легкомысленно поверили их обманной «любви», скрывающей злобу их блудной похоти. Жены из рода Каинова быстро и умело развратили доверчивых людей. Святой и благословенный род Сифа, явивший стольких святых, увы, – безвозвратно пал. Единственным человеком, вполне сохранившим праведность в те ужасные дни, оставался лишь патриарх Ной. Только он и был сохранен невредимым со своей семьей на построенном им по повелению Божию огромном корабле – Ковчеге.

Многие люди, нанятые Ноем, принимали участие в его строительстве, как утверждают толкователи, и везде он проповедовал о приближающемся несчастии. Кто-то некоторое время верил словам праведника о грядущей катастрофе и искренне трудился на строительстве корабля, но утомленный «бессмысленной» работой, не имеющей конца, скоро уходил восвояси, увлекаемый прелестями допотопного мира. Строительство шло ровно сто лет. И энтузиасты, и наемники в итоге оставили Ноя завершать Ковчег в одиночку.

Гигантское потрясение, вызванное Потопом, кардинально изменило природу земли и ее климат. Последствия этой катастрофы нельзя сопоставить даже с последствиями всеобщей ядерной войны. Перемены были таковы, что появилось, невиданное разделение на времена года: весну, лето, осень, зиму. Уродливые, искалеченные человеческим грехом и нежизнеспособные твари погибли в водах Потопа, а жизнеспособные были заботливо сохранены Ноем. Вот, праведный патриарх Ной думал о нашем благополучии за тысячи лет до нас. Как далеко простиралась его отеческая забота о своих будущих потомках! Мы же своим собственным детям готовы оставить в наследство обугленное пепелище.

Попечение Ноя о будущем неведомых ему потомков и самой Земли потрясает своей невероятной любовью и духовной силой.

Это было не просто механическое исполнение воли Божией. То, что в Ковчеге собралось «от всякой плоти по паре», говорит о том, что к Ною отчасти вернулась прежняя власть человека над земными тварями, и они согласно воле Ноя покорно собирались отовсюду и входили в огромный ковчег. Бессловесные доверчиво слушалась праведника, а люди, оглохшие от бесчинной гордости, не слышали его призывов! Власть Ноя над зверями свидетельствует и о возвращении ему утраченного во грехе свойства любви. По мере всеобщего духовного падения благословенного колена Сифова, возрастала святость единственного избранного на земле – Ноя. В итоге гордые люди погибли, а послушные Ною звери спаслись. Господь тем самым поставил их выше человека!

Мера грехопадения человечества была столь значительна, что следствием беззаконного смешения потомков Сифа и Каина стало рождение огромных гигантов. Писание говорит о них, что они были «издревле славные» (Быт. 6, 4). В чем конкретно заключалась их «слава», Писание не указывает – видимо, она того не стоила. Ясно лишь, что прославлены они были не Богом, ибо как может Он прославлять попрание благодати грехом? Выходит, славой они пользовались среди людей. В то же время, Писание нигде не упоминает об уме, благочестии или трудолюбии этих гигантов. Нет, основание их «славы» заключалось в чем-то другом. Скорее всего, обыкновенные люди их просто боялись. Именно панический страх перед гигантами и мог вполне стать для последних желанной «славой». Но и они тоже боялись, безумный страх был унаследован ими еще от первого человекоубийцы.

Когда Каин свершил свое черное дело, он пожаловался о своем страхе Богу: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4, 14). Сказано это было тогда, когда кроме него и Адама вообще еще никого не было на Земле! Его некому было убить! Но страх, наследованный потомками Каина, как видно, повсюду преследовал впоследствии этот несчастный и всегда окаянный род.

Гиганты были сильны и могучи. Их боялись, но они боялись еще больше! Все им было подвластно, кроме преодоления этого страха и продолжения своего рода. Иначе они упоминались бы в Писании как самостоятельное колено. Сейчас их справедливо назвали бы мутантами. Для чего им нужна была сомнительная слава, основанная на страхе перед ними? Возможно, огонь собственного ужаса они хотели погасить, вызывая еще больший ужас перед собой у других? Такой вид «бесстрашия» сейчас снова имеет широкое распространение. Подобная поведенческая патология хорошо известна. Преступная среда так вся и основана на ней. Не раз агрессивность, приводившая к войнам, рождалась… боязнью.

Однако, наличия собственного страха еще недостаточно, чтобы суметь вызвать его у других по отношению к себе. Для этого нужно уметь как-то особо напугать и без того всего боящихся людей. Нужна злоба! Откуда ее взять? Каждый черпает ее из своего «болота». Одни берут агрессивную гордость, возбуждая ее «арийскими корнями», другие – прямо из недр сатанизма, третьи – из своей попранной самими же избранности. Словом, кто во что горазд!

Допотопные гиганты, видимо неслучайно, черпали злобу из осознания своей собственной неполноценности – они ведь не могли размножаться. Этого обстоятельства вполне было достаточно, чтобы возненавидеть окружающих. Вряд ли бесплодие гигантов было случайным. В духовном смысле оно могло означать бесплодность всякой попытки соединить проклятую мистику оккультизма с благодатными дарами Святой Церкви. Никому нельзя безнаказанно соединять святость с грехом, хотя бы и вполне «безобидным».

Можно предположить, что «слава» тех допотопных гигантов заключалась и в их особой учености и образованности. Однако и эти сами по себе полезные качества являлись, к сожалению, проявлением все той же неполноценности.

Инквизиция и Третий Рейх, мистический большевизм и вообще всякие представители религиозного экстремизма не раз за долгую историю пробовали заново повторить известный допотопный опыт. Но хотя они и порождали «славных гигантов», участь последних, как и библейских, всегда оказывалась печальной. Ни один из них не вошел в спасительный Ковчег. Можно привести и другие примеры, хотя в этом нет нужды. Сказанного достаточно, чтобы сделать нужные выводы.

 

–9–

 

Четвертой катастрофой стали последствия строительства богомерзкой Вавилонской башни, иначе – «вавилонского столпотворения».

Былая святость, к сожалению, слишком скоро была забыта суетливыми потомками праведного Ноя, безрассудно растерявшими свои благодатные дары. И вот уже обезумевший от страстей человек снова возымел дерзость отмстить Небесам за свое незавидное положение и за справедливое поругание. Башня должна была стать символом противления человека воле Божией, а огромная ее высота – послужить надежным укрытием от нового Потопа, если тот вновь последует. Ученые «научно» рассчитали нужную высоту и стали строить.

Не бежать от греха, но добиться безнаказанности своих блудодеяний стремилось вавилонское «прогрессивное» человечество. Строители Башни имели дерзость узаконить всякий грех и установить первое в мире «правовое государство», в котором «право» определял только падший человек, а точнее – сам сатана. Основанием такой законности стали «общечеловеческие ценности», уже тогда имевшие хождение в явно звереющем обществе.

Вавилонская башня должна была демонстрировать мощь человеческого разума, его науки и техники, а самое главное – твердое намерение все делать наперекор Создателю. Люди хорошо запомнили прошлый урок, приведший к Всемирному Потопу, но как это часто бывает, осмысление прошлого происходило по-своему. Понимали ли несчастные, строящие свое беззаконное творение, что они строят на самом деле? Ведь они строили всемирный храм сатане, а сами по мере строительства перерождались и становились членами чудовищной всемирной сатанинской церкви.

Ноев Ковчег является прообразом будущей Христовой Церкви. Также и Вавилонская башня является символом и началом воплощения в мире демонической «тайны беззакония» – ее богомерзким капищем. Ной благодатной властью – образом царским, собирал обитателей Ковчега, зверей. Строителей башни тоже собирала вместе особая власть, но это могла быть только власть злобы, рождавшая страх покорности перед собой. Тоже – «царство»!

Но вот, внезапно произошедшее мгновенное «смешение языков» – удивительное, страшное и таинственное, но главным образом – духовное явление, за одну только ночь разделило все человечество на племена и народы. Причем, смешением языков катастрофа не ограничилась. Произошли еще и чудовищные перемены в самом плотском человеческом естестве. Тогда, по словам Отцов, в том числе святителя Димитрия Ростовского, на земле появились человекоподобные существа – сатиры, кентавры и прочие уже не совсем человеки или, быть может, совсем не человеки. Они в современной эволюционной теории получили название проточеловека.

Имеются документальные свидетельства, что одного такого козлоногого получеловека – сатира поймали где-то в окрестностях Александрии и посадили на всеобщее обозрение в клетку. Человеческих качеств в нем, по всей вероятности, обнаружено не было, так как после его естественной смерти, его тело не предали земле, а сделали в назидание потомкам чучело, которое из-за пожара до наших дней не сохранилось.

 

–10–

 

Пятая катастрофа, постигшая Землю, произошла во время Распятия на Кресте беззаконными иудеями Самого Господа Иисуса Христа!

От такого невиданного злодейства вострепетал весь созданный Богом мир. Произошло колоссальное изменение многих законов видимого и невидимого мира. Даже Солнце в самый полдень померкло «и тьма бысть по всей земли до часа девятаго» (Лк. 23, 44). Это явление, согласно достоверным и беспристрастным свидетельствам, было одновременно отмечено в разных концах земли. Наше светило от вида и ужаса содеянного безумным человеком нарушило законы своего естества и на некоторое время совершенно перестало светить. Говоря современным языком, в его недрах временно прекратилась реакция термоядерного синтеза. Вот так даже неживая природа показывает, что имеет больше разума, чем падший человек. Ведь лишенный любви, лишается и разума.

От потрясения изменилась и природа взаимоотношения мира живых и мертвых, как повествует Евангелие от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52-53).

Вся природа замерла в немом потрясении перед грандиозностью и величием случившегося. Но этих катаклизмов не заметили обезумевшие люди, дерзнувшие распять вместе со Спасителем свое собственное спасение.

И все-таки Господь искупил грехи мира. Наступила Эра Спасения!

Власть демонов над человеческим миром была необратимо попрана и поколеблена Богочеловеком, но не разрушена совсем. Господь оставил человеку право выбора – умереть или спастись. Теперь «Эволюция вырождения» стала достоянием уже не всего мира, а только отвергающих спасительную Веру в Христа Спасителя. Человеку дана возможность спасения, но не без его личного участия. От каждого из нас требуются посильные и, главное, осознанные действия по спасению нашей бессмертной души. Если бы это было иначе, то тем самым человек лишался бы свободы разума и воли. Безволием же он низводится к положению вполне скотскому. Тогда становится непонятно, насколько вообще благодатно спасение Божие.

Впервые со времен изгнания из Рая, праведники всех времен и народов были выведены из преисподней, где находились вместе с грешниками. Они наконец-то вошли в закрытые ранее Небесные обители для вечного упокоения.

Началось властное отделение злобы от добродетели, которое во всей полноте завершится ко времени Второго Славного Пришествия Господня.

Трудно сказать, насколько это повлияло на законы мира физического, но мир духовный изменился совершенно. Жестокость человеческая была сломлена безмерной любовью Богочеловека. Об этом повествует Евангелие, и пишут Отцы Церкви. Все сказанное, конечно, никак не вписывается в современное эволюционное понимание мира, хотя бы потому, что здесь указаны закономерности «неизвестные» и неисследованные науками.

В процессе всеобщего разделения добра и зла, снова восстает из забвения разрушенная Вавилонская церковь сатаны. Вот уже видится завершение строительства ее погибельного духовного здания, мир усиленно готовится к поклонению зверю из преисподней. На первый взгляд представляется, что это как бы торжество сил зла, но это совсем не так. Зло лишь собирает принадлежащее себе, очищая доброе зерно от своих черных плевел.

 

–11–

 

После Христова Воскресения все на Земле переменилось. Небо навечно воссоединилось с Землею. Святая Церковь вернула утраченное бессмертие человечеству, и нет в мире сил зла, которые могли бы сломить ее нерушимую мощь. Началась новая эра и для сил зла. Ведь до явления Спасителя духи злобы еще могли тешить себя самообманом о том, что Бога или нет, или Он не такой всесильный. Они еще могли хоть как-то, пусть ложно, но надеяться на свою победу над Ним.

Теперь для «тайны беззакония» наступила страшная Эра Отчаяния. Быть может, именно отчаяние более других смертных грехов пополняет ряды «тайны беззакония» падшими, составляющими ее основу.

Нужно учесть еще одну беззаконную и погибельную «эволюцию», идея которой заключается в том, что конечный предел «совершенства» грешной жизни находится в небытии, подобном «совершенной» смерти, то есть смерти без загробного воздаяния, как в восточной нирване. Это идея, конечно, не материалистическая, а мистическая и, без всякого сомнения – сатанинская. Смертельно пораженный грехом разум ищет такое место во вселенной, где не было бы Бога. Бесплодным поиском этого желанного, но несуществующего места заняты все мечущиеся в непрестанной суете духи злобы. Они, сеющие повсюду смерть, сами ищут небытия как избавления от мучений. Но вечная нераскаянность рождает вечные страдания, а не небытие. Убийца рода человеческого ищет своего «совершенного»… самоубийства, но напрасно: смерть никогда не станет для него упокоением.

Князь мира сего страстно желает воцариться над миром. С одной стороны он ищет своей абсолютной смерти, а с другой – тоже абсолютной, но уже власти. И в этом нелепый парадокс несовместимости.

Одновременно с катастрофической «эволюцией» злобы идет духовное возрастание Святой Церкви. Она тоже прошла некую свою «эволюцию», развиваясь от Дозаконной веры древних патриархов Сифа, Ноя, Авраама и других к Закону Моисея, а от Закона – к Христовой Благодати.

Об этом еще не раз будет сказано далее. Но главное о Церкви сказано, конечно, не в этой книге, а в учении святых Отцов Церкви, в их благодатных творениях.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку