Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

18. Кто водится в тихом омуте?

–1–

Здоровый государственный организм живет ровной жизнью, насыщенной внутренней силой. Болезнь государства, напротив, обыкновенно сопровождается частыми переходами от агрессивного возбуждения к покорной расслабленности. Безволие большей части общества позволяет часто немногочисленной, но настойчиво агрессивной ее части предполагать, что она-то и является единственным носителем потерянной жизненной силы. Временами она поднимает на дыбы своих безвольных собратьев, провоцируя смуты, мятежи, перевороты.

В медицинской практике подобная лихорадочная активность вовсе не считается симптомом здоровья. Напротив, если лихорадку вовремя не остановить, организм быстро сгорает от перегрузок. То же происходит и с обществом, в котором агрессивный экстремизм и безвольная эгоистичная рыхлость – болезненные проявления социальной жизни, к сожалению становятся слишком распространенными. Для исцеления общества необходимо равно бороться как с лихорадочными всплесками «волевой» агрессии, так и с расслабленным безволием.

Можно много рассуждать о том, как современный мир дошел до такого состояния, но сейчас гораздо важнее понять, что любое социальное явление является отражением состояния общественного религиозного сознания. Экстремизм, особенно религиозный, уже давно становится привычным явлением. Его пламенные идеи раздирают общество, расчленяя его на озлобленные непримиримые волчьи стаи, рвущие куски еще живой плоти неугодного ему государства которое, впрочем, и само может быть ничем не лучше нападающих. Менее знаком общественности его антипод – религиозный экуменизм, в отличие от экстремизма занимающийся религиозным «единением» человечества.

Под экуменизмом здесь и впредь мы будем понимать не всемирное собирание племен и народов Духом Истины во Святой Церкви – мистическом Теле Господа нашего Иисуса Христа, а беззаконное сборище в духе льстивом отвергающих благодатное иго спасения и спасительную Веру.

Люди могут собираться по своей воле, а Церковь создана Богом и подчиняется только законам Божиим, а не человеческому произволу, который хотя часто и присутствует в церковной жизни, но говорит лишь о греховности человеческой, нимало не умаляя святости Самого Бога и Его Церкви.

В этом смысле Церковь никого не лишает свободы, но ведет к ее полноте и совершенству, хотя делает это не как кому вздумается, а как каждому следует. Ведь духовный мир полон страшных опасностей и почти совсем скрыт от нашего грешного разума. Человек не может в нем ориентироваться без помощи поводыря – Церкви, образующей в Святом Духе соборное единство верных. Человек не лишается в нем своей воли, но следуя Божиим заповедям, освящает ее благодатью. Напротив, следуя собственному гордому разумению – оскверняется.

Во все времена в Церкви происходили нестроения. Во все времена находились люди, сердца которых горели особой ревностью к борьбе с неправдой и пытавшиеся исправить церковные непорядки. Немногим это удавалось, но большинство из них только еще больше разжигало церковные смуты. Это происходило потому что одни делали свое дело законно, а другие подвизались самочинно. Так, протестанты справедливо протестовали против папского бесчинства в Западной Церкви, но плоды этого протеста лишь усугубили и без того бедственное ее положение. В результате «церковь» протестующих из мистического Тела Христова окончательно превратилась в религиозно-общественную организацию, не только не идущую ко спасению, но даже не знающую, что это такое! Поэтому все те, кто беззаконно пытались исцелить церковные болезни, не только не исцеляли их, но еще и уводили за собою в бездну бедолаг, доверившихся им.

Такие ревностные «спасители», часто не желая того, становятся предтечами антихриста, отторгаясь от соборного единства Церкви. Церковь – свята, и обладатель гордой злой самоуверенности не может законно заниматься врачеванием ее «стада». Богу не требуется ничья помощь, но от нас требуется смирение.

Смирение же – не безволие. Притом каждому надлежит знать свой чин и не пытаться восхищать себе высшее. Тот, кому Господь велит обличать и исправлять, пусть этим и занимается. Тот же, кому надлежит смиряться и терпеть, не должен исправлять того, чего не понимает. А мы, обыкновенно, понимаем мало.

Люди часто судят о неблаговидном поведении мирян или священства, из чего делают вывод о греховности самой Церкви. Но между грехом людей и святостью Церкви существует пропасть бездны. Всякий грех сообразно своей мере извергает человека из лона Церкви. Сама же Церковь нисколько не умаляет от этого своей святости. Человеческий грех – вовсе не грех Церкви! Созданная Богочеловеком и насыщенная жизнью благодати Святаго Духа, Она не может быть повреждена никакой, даже самой коварной и хитрой тварью.

Так, Евангелие без труда обнаруживает в себе наглядные примеры экуменического единства, причем на первый взгляд совершенно несовместимых религиозных течений, подобных агрессивности экстремизма и расслабленному безбожию или маловерию. Вот – небезызвестные Евангельские фарисеи. Они были ревностными в вопросах веры. Тех же, кого они считали недостаточно ревностными или чрезмерно общавшимися с неверными, без жалости отлучали от Ветхозаветной Церкви. Прекрасно, хотя и по-своему владевшие Писанием, они много знали о Боге, но любви ни к Богу, ни к людям не имели. Потому и Бога они не знали, а когда увидели Его во Христе, то Он им не понравился. Вот и стали богоубийцами...

Саддукеи, напротив, больше стремились к земному – к власти, к деньгам, почету, уважению. К вере, в отличии от фарисеев, они относились с большим сомнением или теплохладно. Однако когда пришел Спаситель, и саддукеи, и фарисеи вместе дружно потребовали распять Его – ну чем не экуменизм? Относящиеся с неприязнью друг к другу, в решительный момент они оказались единодушными. Ненависть к Богу заставила их забыть обиды. И те и другие хотели настоящей царской власти, то есть – свободы, но никто не желал повиноваться Истинному Царю Мира. Хотели же себе свободы особенной, какой для них стала «свобода» от Христа. Выходит, нечестивцы, желая свободы, на деле жаждали рабства, которое и получили от князя мира сего! Впоследствии такая же злая ревность и безвольная немощь еще не раз навредила человечеству, погасив за сотни лет немало благодатных светильников великих церквей, как говорил пятьсот лет назад преподобный Иосиф Волоцкий. Та же самая неумная ревность и холодность еще послужит угашению любви и духовному падению третьей части церквей в последние времена (см. Откр. 12, 4).

 

–2–

 

Церковь – особая Сущность, иначе говоря – высшая форма жизни во вселенной, соединяющая при помощи святости разделенные, самовластные и разумные твари в единый живой организм. Как живое существо, Церковь непрестанно возводится Богом к мере совершенства, которое достигается благодатным единением человека с Истиной, а следовательно – с Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Истина одна, в противном случае весь мир охватил бы хаос. Даже гипотетическое существование двух «истин» означает ложность и отсутствие гармонии в каждой из них, а значит и абсурдность мира созданного ими. Еще более нелепо множество истин, когда истинное для одной всегда ложно для других и наоборот. Сказанное представляется математически очевидным, о чем ясно говорит, например, преподобный Иоанн Дамаскин.

Тем не менее, многие годы продолжаются настойчивые попытки мировой религиозной общественности соединить под одной «крышей» все религии и религиозные объединения. Делается это якобы для того, чтобы на Земле наступил долгожданный религиозный мир, что, конечно, весьма актуально. Ведь с каждым годом нарастает межрелигиозная неприязнь, ширятся и религиозные войны. Так вот, Экуменизм многие годы пытается соединить и примирить много малых религиозных «истин» в одной большой экуменической «Истине». На первый взгляд похвальная деятельность этого движения все же вызывает справедливый протест большей части православной общественности, имеющий на то веские основания.

Всякое объединение может быть истинным или ложным. Полнота Истины покоится единственно в неповрежденном ересями Православии. Поскольку же экуменическое движение отнюдь не стремится к обретению Христа, единственной общей экуменической «Истиной» у всех участвующих в этом деле конфессий и верований является... отрицание Истины, то есть – ложь! Но ведь ложь – оборотная и тайная сторона злобы, а за злобой всегда стоит и сам ее «хозяин» Вот что говорит о таких Евангелие: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8, 44).

Некоторую аналогию между религиозным экстремизмом и экуменизмом представляют шовинизм и космополитизм, о которых уже упоминалось ранее. Так вот, космополитизм утверждает себя как средство примирения межнациональных раздоров, вызванных шовинизмом. Но на самом деле космополитизм, как говорилось, сам есть высшая степень шовинизма. До времени и он может казаться благостным. И лишь набравшись сил, показывает свое свиное рыло. Таким же образом устроен и экуменизм. Настоящей причиной его миролюбия является бессилие тайной злобы. Пока она не вошла в силу, блудливо притворяется любовью. Простодушным простакам экуменическая «любовь» кажется настоящей, но так будет не всегда. Настанет момент, и здесь вылезет то же самое рыло.

Экуменическая «истина» примиряет самые непримиримые противоречия различных вероисповеданий, не исключая даже явных проявлений демонизма. Экуменизм утверждает, что объединяет «обломки расколовшейся Истины», рассеянной якобы по свету, не уточняя, впрочем, кто ее рассеял и почему. Одно это уже несет в себе сатанинское богопротивление, поскольку под мнимой утратой миром Истины подразумевается бессилие Творца, создавшего мир, но «потерявшего над ним контроль». Вот теперь и приходится отдуваться бедным экуменистам. Единственное общее, что имеет экуменизм – общность во лжи, а она всегда заключает в себе тайную ненависть к Господу нашему Иисусу Христу.

После пресечения Богом Вавилонского столпотворения по белу свету была рассеяна отнюдь не Истина, как нагло утверждают экуменисты, а злоба. Ее-то так тщательно и собирает мировой экуменизм.

Поскольку же он отрицает всесилие и святость Творца, то тем самым хитро утверждает «божественную святость» главного Его ненавистника – духа злобы.

Нельзя сказать, что экуменизм уже сейчас представляет собою средоточие земного зла, но то, что им создается, не может не вызывать законного неприятия. Ведь экуменизм создает ни больше ни меньше – Всемирную Церковь! Однако, как мы знаем, Она уже существует и Ей почти две тысячи лет. Это Церковь Христова, воплощающая собою Новый Завет человечества с Богом – Завет спасения. Экуменизм же, вопреки Христовой Церкви, нагло собирает свою собственную. Хотя прямо об этом пока не говорится, но она создается, чтобы препятствовать спасению людей.

Новый Завет соединил Небо и Землю. Экуменизм, наоборот, пытается расторгнуть его, составляя «завет» с преисподней. Именно таким образом должна будет создаваться зловещая Всемирная Церковь антихриста!

Экуменизм – это не столько общественное течение, сколько особая духовность, состоящая не столько в веротерпимости, сколько в терпимости к мировому злу. В этом смысле границы экуменизма гораздо шире традиционного понимания религиозности. Его духовность имеет те же корни, что и терпимость к содомии, к убийству во чреве младенцев, разврату, пьянству и растлению. Только такая терпимость совершенно необходима «тайне беззакония» для создания религии антихриста. Ее экуменизмом собирается не «малое стадо» Христово, но «большое стадо» оставивших иго Господне.

 

–3–

 

Снова возвращаясь к Достоевскому и его «Бесам», можно отметить, что показанное на страницах романа образованное русское общество было буквально пропитано все тем же экуменизмом, проявлявшимся в странной терпимости тогдашнего дворянского общества к революционному экстремизму, который визжащей косой религии-революции скосил впоследствии всех «веротерпимых».

Революционеры, и это было очевидно, хотели уничтожить не только «проклятый царизм», вместе с ним подлежало ликвидации дворянство и интеллигенция. Однако никто не любил бесноватых революционеров, описанных в «Бесах», более чем дворянство и интеллигенция. Можно с уверенностью утверждать, что и современное течение экуменизма имеет все то же основание, что и описанное в «Бесах». А в романе таким основанием был страх. Люди, потерявшие мужество в безверии заранее готовятся к воцарению злобы с тем, что приучить себя сначала терпеть ее, а затем... полюбить!

С такого ужасного страха-любви часто и начинается нелегкая служба беззаконию. Можно поначалу не замечать сатанинского ига. Теряющим веру кажется, что в экуменической веротерпимости обретается свобода, запертая как в клетке заповедями Божиими, но это ощущение свободы ложно. Закон Божий запирает в клетку не свободу, а рвущееся к власти зло. А человек же от страха делает вид, что верит лжи и как бы искренне трудится для спасения.

Но зачем тогда пришел в мир Спаситель? Не его ли прерогативы начинает восхищать себе безбожное человечество? Обычная бытовая гордость, часто не осознаваемая грешниками, в экуменизме постепенно приобретает истинное демоническое начало, давая ее исповедникам неистребимое чувство непокаянности. Постоянство же и энергичность экуменической лжи свидетельствуют о ее неслучайности. Кроме того, она еще разумна и осознанна. Последнее означает, что из-за вывески экуменического движения, в которое входит немало порядочных в житейском смысле людей, торчат бафометовы уши небезызвестной «тайны беззакония», которая и здесь преуспела. Ее неутомимые борцы за правду становятся, пусть и невольными, но соучастниками нечестивой тайны. Ловко устроено!

И все же зло экуменизма следует разделить снова на две неравные части. Первая – большая часть, собирает в своих рядах в основном напуганных злом людей, которые таким нелепым образом ищут невозможного примирения со злом «тайны беззакония». Напрасная затея. Страх, пусть и неосознанный – плохой советчик. Впрочем, таких невольных служителей зла можно все же пожалеть.

Иначе обстоит с другой частью. Это один из отрядов «тайны беззакония», в котором все твердо знают, что ведут людей к вечной погибели. Таким нет пощады на Божьем суде, и они гораздо опаснее прямых убийц-экстремистов!

Конечно, далеко не все люди попадают под растлевающее влияние экуменического процесса, многих начинает тревожить нарастающее экуменическое обезличивание общества. Тогда «тайна беззакония» подкладывает им другую отраву – религиозный экстремизм, который с самого начала создавался для борьбы с мировым злом, но создавался он... тем самым злом, с которым так жаждали бороться неразумные экстремисты. Борцы с одним злом несут миру другое. Подобному соблазну, к сожалению, не могут противиться многие патриоты, и это относится не только к России, возможно даже к ней – меньше всего.

Вот, скажем, исламский мир настолько сходит сейчас с ума от агрессивности своих экстремистов в борьбе с мировым экуменизмом, что сам давно стал не лучше его. Именно экстремизм более всего стремительно захватывает подернутое пеленой лжеверия сознание гибнущего исламского религиозного гиганта.

Экуменизм отличается блудливым «миролюбием». Экстремизм, напротив, очень нетерпим к чужой вере, но в самом главном между ними нет никакой разницы. В геополитической терминологии тот же экуменизм сейчас именуется глобализмом. Термины разные, суть одна – мировая экспансия зла, а потому закономерности возникновения и развития экуменизма и глобализма – одни и те же.

Религиозный экстремизм агрессивно отстаивает свою злобную «истину». Экуменизм терпеливо примиряет взаимную вражду злых. Его «истина» – мирная, но ложная. Один несет явное зло, другой – тайную ложь, причем тайный сатанизм экуменизма пытается соединить все зло мира. Это отчасти ему удается, но ценой почти полного бессилия. Экстремизм более силен и агрессивен, но из-за своей расточительности не вмещает полноты зла.

Иначе говоря, экуменизм кует для антихристовой церкви бессильных жертв будущих кровавых жертвоприношений, а экстремизм создает для нее же злых палачей. Или так: сначала экуменизм открывает душу для зла и приготовляет ему там достойное место, а экстремизм насаждает его безумным страхом. И наконец: экуменизм и экстремизм не могут существовать друг без друга. Если экстремизм собирает борцов с мировым экуменизмом, то экуменизм влечет к себе тех, кого пугают жестокость и хаос экстремизма.

Трудно сказать, насколько это случайно, но главари всех крупных экстремистских течений получили прекрасное европейское образование, которому характерна экуменическая рыхлость сознания и религиозности. Может именно утратив в экуменизме свою самобытность, будущие вожди экстремистских течений попросту заменили ее злобой на весь мир. Получается, что согрешив, они сваливают свою вину на всех, кроме себя. Что ж, удобно!

Кажется два совершенно различных полюса человеческих отношений сходятся в одной и той же точке взаимопонимания – лжи и злобе. Насколько же тонка нить, отделяющая Истину от неправды! Истина не обезличивает людей, не делает их ни агрессивными, ни аморфно безликими. Человеческое единство только в ней становится неложным, наполненным полнокровной жизнью и только посредством Православной Веры.

 

–4–

 

Веротерпимость Православия давно и хорошо известна. Так, Православная Россия столетиями собирала под крылом Империи множество самых разных народов, оберегая их своей искренней опекой от полного уничтожения, от сатанизма, скрывающегося в шелухе их ложных вероисповеданий.

Мировое беззаконие не может пробиться к власти во многом потому что Российская Империя и ее средоточие, Святая Русь – властной десницей пресекает повсюду зло. Пусть эта апостольская десница многим сейчас не видна, но можно заметить ее следы. Когда Россия и Вера в ее народе слабеет, зло в мире увеличивается. Когда Вера и воля крепнут – злоба уползает восвояси, посеченная невидимым мечом русской Правды.

Пытливые ученые умы всего мира ищут жизнь, новые ее формы и на далеком Марсе, в темных пещерах и морских глубинах с помощью совершенных телескопов, микроскопов и прочих многоразличных приборов. Некоторые исследуют загадочные «летающие тарелки», но не видят То, что пребывает у них пред самыми их глазами вот уже почти две тысячи лет. Миром все больше овладевает духовная слепота, и как здесь опять не вспомнить слепого Вартимея, прозревшего, в то время как другие слепли у него на глазах.

Величественная громада Корабля Церкви таинственно заключает в Себе, как особый вид жизни, как невиданное существо, небесный мир Церкви Торжествующей, земной мир Церкви Воинствующей и души пребывающие в аду в ожидании окончательного решения своей участи, то есть те, кто не успел принести «достойные плоды покаяния», но не до конца ожесточился.

Весь этот огромный мир в наше время ведом самой малой части огромного, но ослепшего от гордости человечества.

Не недостаток знаний, не несовершенство технического и научного инструментария препятствует видению мира Церкви. Причина заключается в оскудении любви – единственного истинного источника жизни человечества.

Только мертвые не могут видеть жизни! Это так же очевидно, как и ужасно. Сколько миллиардов людей сейчас рождаются в мир только для того, чтобы провести всю свою земную жизнь в мирской суете, болезнях, заботах и скорбях! И ради чего? Ведь они не получат от этого ни малейшей пользы в вечной жизни! Врата же ужасной бездны готовы принять всех желающих.

Мир подобен гигантской и безжалостной мясорубке, медленно, с глумливой неторопливостью перемалывающей острыми ножами страстей еще живую и трепещущую плоть человечества. Рассекая ее, она вновь соединяет все в умирающую экуменическую «биомассу». Окровавленная масса пропитывается особыми специями: открытой и неосознанной злобой экстремизма, слезами непрощенных обид, стонами отчаяния всех оставивших единственную защиту – Христа, нестерпимой болью разжженной до предела похоти, бездушием нерадивых родителей, видящих и попускающих гибель своих детей. И над всем этим возвышается страх смерти и вера во всесилие зла.

Окончание безрадостной жизни не несет желанного избавления от страданий, так как временные страдания сменяются вечными муками. Как страшно, что раздирающая душу боль не рождает спасительного покаяния!

Можно предположить и совсем страшное – само стремительное умножение народонаселения на нашей планете свидетельствует о близости кончины мира. Все меньшая часть людей находит спасение в Церкви. Быть может именно для спасения известного Богу числа спасающихся и происходит взрывной рос населения, большая часть которого, увы, является лишь «балластом»!

Спасение по-прежнему близко, но становится все менее желанным для обезумевшего от гордых страстей и погибающего человечества. В мире почти совсем забыта прошлая любовь к Богу, а с нею забывается и сама уходящая жизнь. Не хватит никаких человеческих сил, чтобы вырваться из смертельного водоворота страстей нашего мира. Только глобальные тяжелейшие потрясения еще могут пробудить людей от пагубного сна смерти. Их и попускает Господь!

Время социальных катаклизмов – это время, когда великие народные потрясения стряхивают с наших глаз пелену безбожных или оккультных иллюзий. Для людей открываются «основания вселенной». Тайна Домостроительства Божия сияет над падшим и умирающим миром своей спасительной и животворной чистотой. Вера, Надежда, Любовь снова поселяются во многих отчаявшихся сердцах. Отчаяние изгоняется вон. Его место занимает радость обретения Бога. Нераскаявшиеся же бегут от нестерпимого сияния Правды еще дальше во мрак неведения и ожесточения, где становятся добычей хищных ночных тварей. Осознанное духовное самоослепление всецело овладевает теми, кто погружается в бездну, где царит «плач и скрежет зубовный» (Мф. 13, 42).

По крайней мере три поколения наших предков Бог в праведном гневе лишил православной Веры, создавшей русский народ. После Революции народ, мирно живший упованием Божиим, внезапно почти совсем лишился надежды на спасение. Лишь малое стадо верных сохранил от нечистых рук Господь. Остальные были как бы оставлены, но не совсем, а лишь до времени. Теперь малое стадо снова пополняется многими пришедшими к вере.

 

–5–

 

Происходящие сейчас в России события еще чем-то напоминают евангельское чудо насыщения Спасителем пятью хлебами пяти тысяч человек (Ин. 6, 1–14), когда множество страждущих душою и телом собралось в пустынном месте в окрестностях Тивериады. Они пришли, следуя неслышному, но властному и полному любви призыву Спасителя. Истомленные оставили семейные очаги и неотложные дела, ища в пустыне исцеления, и нашли его там.

В это же самое время более «благоразумные» их соплеменники, как и сейчас, искали спасения в коммерческих, «патриотических» и прочих делах. Одни неведущие искали Бога и шли к Нему. Другие, тоже неведущие, искали спасение своим умом. Но и собравшиеся вокруг Христа, будучи не в силах вместить Тайну Спасения, не понимали еще до конца, что Спаситель и есть долгожданный Мессия.

Люди уже получили исцеление, утешили сердца, но не уходили домой вот уже несколько дней. Ослепленные прошлой жизнью, они все еще не видели света Солнца Правды, но уже отогревали свои стылые души в Его живительных лучах. Многие собравшиеся не были готовы к столь долгому путешествию, неустроенность походного быта и скудость еды истомили паломников. А ведь их ожидал еще долгий путь домой. И все же люди не могли покинуть Спасителя. Хотя здравый смысл говорил им, что дальше оставаться безрассудно, истомленные скорбями души никак не могли насытиться невидимой Божией любовью.

Так же и Россия. И она покинула суетный мир современной цивилизации. Да и сам Западный мир отвергает Россию, как глубоко чуждую ему. Россия сейчас вновь –то самое «пустынное место в окрестностях Тивериады», где истомленный и ограбленный народ нищает, но не желает уйти от почти незаметного огня любви Божией, не хочет становиться частью погибающей цивилизации, хотя спасение еще неведомо многим нашим измученным соотечественникам.

Господь тогда насытил всех перед дальней дорогой не только духовной пищей, но и обычной, сделав это чудесным образом. Оказалось, что на всех людей было лишь пять хлебов и две рыбы. Они были сохранены неким малым отроком, который пришел ко Христу один. Господь не стал производить пищу совсем из ничего, а умножил ее из уже имеющихся хлебов и рыб, которые взял у того отрока. Причем не купил, а взял, как законно Ему принадлежащее.

Преломляя хлеб и рыбу на глазах у изумленных людей, Господь досыта накормил всех присутствующих. Причем, оставалось довольно еще и излишков которые Апостолы сохранили на будущее: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 11–15).

Люди в тот раз так и не смогли до конца вместить, что перед ними Богочеловек, и приняли Спасителя лишь за одного из великих пророков.

Получив подкрепление физических сил, собравшиеся сразу захотели сделать Христа царем. Так же и сейчас, многие новообращенные тоже немедленно ищут царства и земного могущества Святой Руси. Но Господь тогда отказался исполнить эту просьбу, как и в наше время. Прежде Царства, да и то не сразу земного, должна быть еще и Голгофа – жертвенное служение всему миру! Иначе человеческий эгоизм быстро извратит и святость.

Сейчас, правда, хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство: пища, которой Господь накормил людей, была образом и духовного насыщения. Чтобы получить ее, потребовался юный отрок, промыслительно сохранивший до часа свершения чуда свои хлебы и рыбу. Не ведая ясно воли Божьей, но следуя голосу сердца, он исполнил ее. Отрок как бы прообразует «малое стадо» Церкви, которое до времени хранит как хлебы и рыбу – сокровище веры. Для этого, как видно, совсем нет нужды в особом уме и рассудительности. Нужно только чистое сердце. Все остальное восполняет Сам Господь наш Иисус Христос.

 

–6–

 

Зависть падшего человека понуждает его угрозами или обманом тянуть всех окружающих вслед за собою вниз – в бездну. Радость восставшего в Вере и Любви, напротив, влечет людей к несказанному Свету, к неизреченным Его глаголам. Любящий Бога не может не делиться радостью боговидения с ближними и дальними. Например, в молитвенном поминовении усопших возвращается и понимание прошлого России, и спасение заблудших поколений – будущее России.

Так, осмысление нашими благочестивыми предками сущности Смутного Времени позволило Российской Империи впоследствии еще триста лет пользоваться животворными плодами вразумления Божия. Затем народная духовная память была утрачена из-за новых блудодеяний русских людей с беззаконием, что закономерно привело к трагическому крушению великой Православной Империи. Хотя старая Империя пала, но в результате революционных событий 1917 года и последующей Гражданской войны был получен бесценный опыт, позволивший России создать нового гиганта – Коммунистическую Империю. Плоды этого кровавого вразумления были утрачены за недолгие семьдесят лет – произошло глубокое поражение Православного сознания русского народа.

Русский народ – главный созидатель и костяк всех Российских Империй – и царской, и коммунистической, и нынешней – демократической. Да, духовное умаление не позволило ему надолго вместить опыт социальной катастрофы начала века, но совсем не так было в среде Святой Церкви. Защищенная Богом от любых злых сил, она всегда помнила и понимала все!

Имперское сознание русского человека – не свидетельство «рабской природы» и не надуманное проявление «русского фашизма». Русское миропонимание – естественное выражение соборного апостольского сознания Народа Богоносца, воплощенного в образе царственного Третьего Рима.

Это особый дух, основанный на неистребимом жертвенном характере и любви русского православного служения Отечеству и Церкви. Русская жертвенность традиционно простиралась как на весь христианский, так и на и еще непросвещенный Светом Христовым мир. Ее царственный дух в разные времена мог умаляться или возрастать, но никогда, от самого крещения Руси и по сию пору, не исчезал полностью. Жертвенность – неотъемлемая часть русской природы, отсутствие которой означает лишь то, что человек перестал быть русским. Напротив, именно жертвенность во все времена рождала для России великих иноплеменных сыновей. Вспомним, например, Багратиона, Барклая де Толли и множество иных, нерусских по крови, но русских по духу героев Отечественных войн 1812 и 1941–1945 годов и многих других славных страниц русской истории.

Немало бескорыстных войн вела Россия и за православных. Балканские ее кампании освободили Грецию, Сербию и Болгарию от долгого жестокого османского ига. Да и впоследствии, во времена коммунистические жертвенность не оставляла наш великий единый народ, а это, без сомнения – благодатный дар, который не может быть сотворен самим народом. Жертвенный дух всегда дается как награда от Бога. Значит, и в коммунистический период своей истории Россия не была оставлена Богом. Империя вообще никогда не оставалась безблагодатной. Когда же эгоизм западничества проникал в больные члены тела России и истреблял ее жертвенность, то с нею покидала Советскую Империю и сама жизнь! Но Господь так и не попустил торжества смерти на Руси.

«Перестройка» и рыночные реформы стали для России временем не только национальной катастрофы, но и возрождения, нового разделения и нового собирания России – разделения злобой и собирания Верой. В благодатном единстве Веры и соборной неделимости невидимое Русское Царство восполняется новыми воинами Христовыми. Идет отделение смерти от жизни. Отпадают гнойные струпья греха и страстей, обнажая святость России.

Не все еще пришли к твердой Вере «в окрестностях Тивериады», но это время неумолимо приближается. Быть может, для того чтобы оставшиеся обратились к истине, им нужно сначала увидеть «во всей красе» мерзость зла и лжи беззакония…

Вера Христова – единственное собирающее начало нашего Отечества. Именно она неизменно возрождает у русского народа здоровый имперский дух, основанный на естественном, исходящем от сердца всякого православного христианина желании донести Свет покоя и истины Православия до всех людей – до самого конца Земли. Это и есть проявление христианской любви, которая желает даже ценой своей крови защитить и отогреть слабых, обиженных и угнетенных.

Российский имперский дух – государственное выражение апостольского служения России. Пусть политика не всегда желает следовать этому духу, но он пропитывает естество российского народного и государственного единства. Несвойственно православным преследовать, обижать и угнетать мирных иноверцев, не посягающих на нашу свободу веры. Не насаждали мы свою веру огнем и мечом, что так характерно для еретиков католической, протестантской, мусульманской и языческой имперской традиции.

Православная Империя всегда создается как способ эффективного спасения души и защиты всех покровительствуемых ею народов от соблазнов беззакония. Такая Империя не годится для гордого властвования над миром. За это многие ее не любят, но точно так же не любили иудеи и Царя Христа.

Русская Империя существует не для расширения рынков сбыта, контроля над полезными ископаемыми или стратегическими проливами. Ей чуждо всякое насилие, хотя она всегда твердо защищает своих граждан. Насилие само по себе обращает Правду в Ложь. Если Правда приходит в душу, то только свободно.

Российская Империя приняла под свое крыло множество народов и всех их сохранила, ни единого не погубила – даже из числа тех, кто все время доставлял ей немало скорбей, несправедливости и постоянных хлопот.

Православное Царство – продолжение Церкви за пределами храма. Православная Империя – продолжение Церкви за пределами Царства. Задача их обеих – защита верных и просвещение неверных Светом Христовой Веры.

 

–7–

 

Чаще всего обычный человек начинает служить злу не по своей великой злобе, а из-за обыкновенной немощи, будучи не в силах противостоять окружающему злу. Люди ищут комфорта, уюта, хорошего медицинского обслуживания или просто хотя бы малой уверенности в жизни. А зло именно это чаще всего и предлагает в качестве залога для сделки о продаже души. Даже Самому Спасителю падший денница дерзнул, как известно, предложить то же самое: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Господь же ответил: « не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3–4).

Современный эгоистичный человек весьма приземлен и отнюдь не горит желанием быть сыном Божиим. Он обычно самого высокого мнения о себе, но и будучи гордым, он охотно получает от демонов подобные «хлебы». «Все должны мне служить, – эгоистично полагает он, – даже демоны», – какое опасное обольщение души! Уловленный в сети зла не очень интересуется, откуда возникают все эти яства, питие и уют, полагая, что все его богатство возникло исключительно от его великих трудов, как бы из ничего – из камня. И это на самом деле так. Только камень тот – его окаменевшее сердце, которое не хочет видеть, что на самом деле означает лукавое «превращение камня в хлебы». А заключается сие «чудо» в том, что у обездоленного народа нечеловеческими законами «правового государства» отобрали еще один кусок его законного хлеба и отдали тем, кто за неправедное богатство готов отдать некоторую часть своей души.

Сие искушение, к счастью, ломает души не всех. Богатство не всегда превращает людей в послушные демонам существа, и дух наживы многим еще чужд! Соблазненные же духами злобы становятся прямыми соучастники беззакония. Но так не может продолжаться бесконечно. Когда у народа отберут все, нечем будет кормить и коммерческих «чудотворцев», хотя их каменеющие сердца не хотят о том думать – проблем и без того хватает. Ведь любое богатство требует постоянного надзора и суетливой охоты за ним. В суете же трудно устоять от новых искушений, тем более что в начале не требуется даже активного участия – просто чуть прикрыть глаза на несправедливость, на время усыпить совесть, и человек становится пассивной частью системы беззакония, связывая свою свободную волю со злом. Но и этого духам злобы недостаточно, и они толкают человека еще дальше.

Наличие богатства в нищающем государстве как бы свидетельствуют об исключительности «великих комбинаторов». Охота за наживой страстно увлекает своим «творческим» характером. Человек уже не замечает, что безмолвие ограбленного народа – не бессилие, а отрицание того самого сатанинского дара, который он так безрассудно принял.

Коммерческая удачливость способствует росту авантюризма, и тогда повторяется история, подобная второму искушению Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 5–7).

Господь благоразумно не вверил Себя искушению духа злобы, а современному падшему человеку кажется, что он и без любых ангелов достаточно крепко стоит на ногах, так что он охотно прыгает в пропасть коммерческих и иных авантюр, поверив в свою удачливость, или иначе говоря – в святость... Ослепший не видит, что давно стоит над черной бездной, а точнее – стремительно погружается в нее. Но человек от лихорадочного возбуждения почти перестает понимать, что творит. Сердце его все быстрее и быстрее каменеет от жажды больших денег, даже если их никогда не будет.

А тем временем, если оглянуться вокруг, многие товарищи по бизнесу давно уже лишились всего, порой даже жизни. Для них наступило страшное время платить за сомнительные услуги преисподней. Отчаяние, кровавые бандитские разборки, убийства и самоубийства, помешательство, бега по просторам Родины от обозленных кредиторов или милиции – давно не диковинка в нашем перевернутом с ног на голову мире. Иные избегают и этой участи и вступают в следующую фазу духовного падения или, лучше сказать, смерти.

Вступает в силу третье искушение Спасителя сатаной в пустыне: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.»(Мф. 4, 8–10).

Власть над людьми – новая, еще более сильная, испепеляющая душу страсть. Просто деньги уже не утоляют «духовного» вожделения людей, отведавших «сладости» сатанинских искушений. Это новое состояние качественно отличается от всех предыдущих. Раньше духи злобы могли еще не показывать человеку своего страшного черного лика. Ни копыт, ни рогов не было видно, все делалось незаметно. Но на этот раз нечистая сила выступает явственно!

Теперь «тайна беззакония» уже требует от падшего человека осознанного поклонения себе. Страсти к тому времени совсем парализуют волю человека, но он жаждет власти, даже если для того придется пролить реки крови. Делать нечего, приходится гордому кланяться. Ставки сделаны, рулетка судьбы запущена умелой рукой беззакония. Вот уже останавливается. «Счастливчику» выпадает «зеро» – пустота, мерзость запустения... Душа бывшего человека продана целиком и навечно!

Из-за постоянных компромиссов с совестью, духовно некрепкие эгоистичные и гордые люди все больше вовлекаются в дела беззакония, постепенно становясь неотъемлемой, хотя до времени пассивной частью его мертвой армии. Тайная злоба часто не видна. Аккуратные чистые воротнички, дорогие костюмы, автомобили, культурное поведение в обществе, приветливость, даже некоторое «беззлобие» легко могут обмануть доверчивых людей. Пока не настает время оплаты, эти «свинки» гадаринской породы могут мирно пастись на лужайке.

Души их, измученные невидимыми муками совести, давно умерли и проданы беззаконию. Но время военных действий для таких наступает не сразу – требуется набрать нужный объем человеческой «биомассы». Некоторым она может показаться бесполезным балластом, но это – как бы засадный полк. Наступит момент, и «легион» демонов войдет в их свиные души, и жажда власти тогда соединится с жаждой смерти. Ведомые нечистой силой, они неукротимо устремятся в бездну хаоса, увлекая вслед за собой многих несчастных людей. Пока же все тихо…

Такие люди уже давно по всему миру контролируют многие из тех экономических сфер, которые являются жизненно важными для любого государства. По команде «тайны беззакония» они уже готовы обрушить экономику любой страны, в чем мы имели возможность убедиться на собственной шкуре.

Паразиты, взявшие в свои руки государство, ненасытно прожорливы и быстро проедают народное богатство и достояние. Эти существа без стыда и совести полагают, что все вокруг – их личная собственность, оставляя после себя дымящееся пепелище, проклятия и стоны умирающих от их грабительских реформ. После тотальных разрушений в одной сфере или стране «свинки» переползают к следующей кормушке. Сейчас они вошли в особую моду и силу.

И здесь, как легко можно заметить, не обошлось без идеи экуменизма, правда в достаточно широком толковании, понимая, что образ жизни человека отражает религиозный строй его души, не исключая религиозности атеистической.

Экуменизм – попытка мировой религиозной интеграции. Религия представляет, помимо всего прочего, способ человеческого сознания. Значит, экуменизм – это еще и движение за глобальную власть над разумом человека!

Главной силой современного экуменизма является сообщество людей, которые не перенесли искушений, подобных евангельским у Спасителя в пустыне. Сами став демоноподобными, они уловляют людей для бездны. Одни из них собирают людей по религиозному признаку, другие, по политическому или экономическому, но все направления смыкаются в одних глубинах «тайны беззакония». Наступит момент, когда зловонные «ручьи» сольются в одну «реку», как всегда сливается плотской блуд с духовным.

 

–8–

 

Падения Ветхого Израиля обыкновенно имели либо экуменический характер, когда служение Богу соединялось со служением идолам, либо блудный, когда народ совращался, чтобы злу было удобнее им править. Примеров тому много. Рассмотрим один – из четвертой Книги Царств, когда после царствования в Иудее Манассии всеобщее растление населения достигло невиданных ранее пределов.

Следующий иудейский царь Иосия, по милости Божией, был чрезвычайно благочестив. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23, 6–7).

Статуя сатанинской богини Астарты в храме Божием! Это, можно сказать – суперэкуменизм, похоже его успехи в Ветхом Израиле были просто огромны. Это все равно, что поклоняться Богу и нечистой силе одновременно. Однако многие, как видно, поклонялись и ходили молиться в оскверненный Храм, вряд ли уж совсем не понимая, что в нем творилось.

Поэтому Иосия и развеял прах над народным кладбищем, свидетельствуя не только о вине своих предшественников, но и народа, покорившегося беззаконию. А в доме Божием творились дела просто страшные, там даже были «дома блудилищные» – места обитания скверных жриц скверной богини Астарты. Все это было частью культа поклонения ей, так что Дом Божий был превращен в самый настоящий дом непотребства! Такого явного бесчинства ветхозаветный Храм еще не знавал. Могло ли случиться что-либо еще более отвратительное? Дальнейшая история Ветхого Израиля показала – еще как могло!

На этом примере духовного падения Ветхозаветного народа ясно видно, как «естественно» может соединяться воедино блуд плотской и блуд духовный. Но одним лишь блудом дело не ограничивалось. «Блудилищные дома» были еще и способом получения прибыли, кроме того непотребные женщины занимались и «благородным» делом – ткали «священные одежды» для своей богомерзкой Астарты. Тем самым, скверна блуда не только оправдывалась, но даже возводилась в ранг если и не святости, то уж по крайней мере – добродетели!

Так постепенно, шаг за шагом, святыня может превращаться в место сквернодействий. Причем все часто происходит почти незаметно. Экуменическая терпимость делает свои дела тихо. А когда дело сделано, никто уже не помнит, какова была праведность и святость на самом деле. Пример, конечно, вопиющий. Но в нем человек все-таки способен увидеть мерзость. Сложнее было во времена евангельские. Никогда, наверное, не соблюдалась такая внешняя благопристойность как тогда. Все или почти все было очень хорошо. Только вот… Христа распяли!

На этот раз коварство духов злобы превзошло все их прочие злодеяния. Беззаконие вкралось в Храм по-экуменически обманно. Все оставалось на месте, кроме одного: в доме Божием не осталось места Богу. Уже не иноземная Астарта, а собственные мужи, толкаясь лезли на «Моисеево седалище».

Духовное падение, завершившееся блудом и хуже того, поклонением Астарте, вскоре завершилось политическим падением Израиля и Вавилонским пленением. Даже праведность царя Иосии, разрушившего то страшное наваждение и остановившего смертельное безумие, не в силах была остановить гнев Божий! Слишком глубоко проникла тихая злоба в сердца людей.

Все повторяется. И мы не застрахованы от подобного, хотя наше долгое пленение все еще не кончилось.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку