Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

20. Состояние души

–1–

Важнейшим из признаков приближения Последних Времен является нашествие антихристов, правда, большинство из них себя таковыми не считает. Просто они хотят спасать погибающее человечество, которому «не обойтись без их помощи». Жажда славы «спасителя» очень велика. Эти вредоносные существа ни в какую не желают быть обыкновенными людьми – непременно особенными!

«Спасители» – почти совсем как обычные люди, только очень опасны, как говорит Апостол, именуя их антихристами, предтечами главного антихриста-зверя: «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём,…, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 18–19).

Сейчас на Русь пришло нашествие как раз таких «спасителей-антихристов», твердо вознамерившихся затмить своей «любовью» Самого Христа. Но любовь Христова дает свободу, а «пришельцы» своей лживой любовью навязывают всем только рабство. Антихристы лгут, что любят кого-либо, кроме самих себя. Их искусно разжженная демонами и извращенная блудная похоть представляется «всемирной любовью». Это и само по себе отвратительно, но одним этим не ограничивается. За маской любви скрывается еще и жажда абсолютной власти над миром.

Именно «любовь» кажется лжецам самым верным способом достижения своей заветной цели. Ясно, что оккультные «мессии» – антихристы, являются лишь авангардом беззакония, начинающего свое новое вторжение на Землю. К ним не следует относить одних только экстрасенсов, оккультных «целителей», колдунов, адептов белой магии и прочих им подобных. Совсем не меньшим влиянием в скверном обществе антихристов обладают многочисленные «борцы за свободу», а именно – «вожди», в том числе и именующие себя православными.

Все они – подставные лица, часто не ведающие до конца, что просто-напросто играют роль приманки для доверчивых людей, завлекая их в паутину, сплетенную «тайной беззакония». Духи злобы велели им приготовить человечество к последнему акту трагедии – пришествию главного антихриста и вечной смерти, а они по-рабски покорно исполняют эту роль

Безумие уже и на Руси! Как будто к русскому народу обращается Апостол: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?... Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал. 3, 1–4).

Разве не у нас перед глазами так же «предначертан был Иисус Христос, как бы у нас распятый» во время страшных кровавых мятежей, бунтов и революций! Никакой пользы не получает человек, уходящий от спасительной Веры. Более того, он легко попадает в лапы тех, кто, сам погибая, охотно влечет общество к погибели.

Мир безумия собирает все больше людей, доверчивость которых постепенно сменяется осознанной покорностью беззаконию. Как мухи, попавшие в липкую паутину, дергается в конвульсиях на дискотеках молодежь. Другие, считающие себя поумнее, мечутся в грязной коммерции, алчные мысли беснуются у них в голове даже во сне. Третьи, брошенные государством, составили свои бандитские кланы, повязанные вместе человеческой кровью. Все они по-своему честно стремятся к «свободе». Но не ведая, в чем ее суть, постепенно звереют и насыщаются злобой.

Растет армия экстрасенсов, «добрых», даже «православных» колдунов, целителей, вдумчивых исследователей НЛО, занимающихся оккультными и мистическими опытами над самими собой и окружающими людьми. И самое страшное в этих беззаконных экспериментах – даже не медицинский и духовный вред. Важнее всего то, что все эти антихристы приносят в мир совершенно особое состояние духа, которое без жалости ломает сложившиеся стереотипы атеизма, заменяя его шизофреническим оккультно-мистическим пониманием мира.

Хрупкое сознание нынешнего поколения людей давно перестало выдерживать массированное демоническое вторжение. Эффективные ранее защитные реакции человека ныне стали бессильны против возрастающей мощи зла.

 

–2–

 

Кардинально меняется мистический строй общества, незаметно ориентируемого на полное искоренение духа христианства. Пока еще прямого попрания Христа нет. Но в этом даже нет нужды, если нарушаются Заповеди Божии. Нет отрицания Бога, но пропаганда блуда оказывается выше заповеди «не прелюбодействуй». Заповедь «не убий» вообще все трактуют вольно: не убивать должно лишь самого себя, да и эту «заповедь» можно при большом желании тоже нарушить.

Ведется тщательно продуманная война с Христом, имеющая самые разнообразные проявления. Например, человек по дороге на работу читает газету. Каждый день ради любопытства он проглядывает сегодняшний гороскоп и может поделиться впечатлениями со своими сослуживцами. Можно даже посмеяться над всем этим. Только после подобного чтива скорее всего уже не захочется открывать Евангелие, требующее напряженного молитвенного труда. Если же такой человек ненадолго и открывает Священное Писание, то восприятие вечных Евангельских глаголов подстраивается у него под привычные убогие шаблоны.

И православные, и католики, и протестанты читают один и тот же Новый Завет, но понимают его по-разному. Истинно – только православные! Иудеи читают Тору, мусульмане – Коран, наши доморощенные язычники – Велесову Книгу. В каждой из них есть некоторая часть правды, хотя и среди массы лжи. Но, повторимся, никто, кроме истинно православных, не видит в своих источниках религиозного вдохновения настоящей правды.

Причина проста. Ни у кого из них нет настоящей живой Церкви – единственного источника благодати Святого Духа, раскрывающего истины Священного Писания православному христианину, да и то, только тому, кто живет Церковью, а не «имеет Бога в своем сердце», не нуждаясь в Храме.

Неоязычники, например, гордятся древностью своих книг, да забывают, что все они были сожжены некогда Церковью, как еретические. Откуда же взялись сожженные манускрипты? Их сохранили колдуны. Мало того, что они теперь раздают невежам вместо правды подпорченный продукт, но еще и передают «любителям древней Руси» свой скверный злобный дух.

Это несомненно, потому что сам дух у читающих разный. Истинным он может быть только лишь у того, кто не потерял Истину в лукавстве ересей и самоуверенности! Примеры того, каковы могут быть результаты подобного чтения для несмиренных, можно видеть как в самом Евангелии, так и среди прочих свидетельств того времени.

Все говорит о чрезвычайной начитанности и образованности фарисеев и книжников, многие из которых знали Священное Писание, без преувеличения, наизусть! Они читали в священных книгах о том, что Господь воплотится во чреве Девы, родится в Вифлееме, что Он – Богочеловек. Знали и о том, что Спаситель будет предан всего за тридцать серебряников и злодейски убит. Ведали они и многое другое. Но знания эти, как мы знаем, не пошли большинству из них на пользу.

Фарисеи были умны, но злы! В глаголах Божиих они не искали вечную Истину. Пред ними раскрывалась тайна обетованного спасения, но несчастные различали лишь грозное повеление, начертанное богоубийцам.

«Ревнители веры» искали волю Божию о себе и, о ужас, нашли-таки ее! Считая себя особыми, они полагали, что воля Божия для них тоже должна быть особенной. Удивительно, только в этом сии умники и не ошиблись!

Спасителю надлежало быть принесенным в жертву во искупление людей – такова Его воля! Жертва необыкновенная, какой не было и не будет! Жрецы – палачи живой Истины, тоже конечно должны быть людьми исключительными. Казнь Христа для них не должна быть случайной ошибкой, но ясно осознанным жертвоприношением сатане. Свершить ее им надлежало, твердо понимая, Кого они казнят! Именно фарисеи, книжники, архиереи и «старцы», знавшие о Жертве более других, взяли на себя роль жрецов. О своем страшном предназначении они прочитали в Писании!

Разумеется, тогдашние ревнители веры не могли даже предположить, что внимают самым роковым для себя и народа глаголам гнева Божия. Гордость искала не наказания, а участи более славной, и так некстати нашла «славу» богоубийц – увы, самый близкий к Богу часто падает гораздо ниже других. Так, Денница, главный из ангелов, стал по гордости сатаной. Каин убил Авеля. Иосифа продали в рабство родные братья. Приговорили Спасителя к смерти многомудрые фарисеи и книжники, предал Его один из двенадцати главных Апостолов, казни потребовал усыновленный Богом народ, распяли – архиереи!

Особый Завет с Богом и обетование будущего спасения заключались для иудеев в обрезании крайней плоти. Завет, таким образом, заключался с пролитием крови. Убийство Спасителя тоже происходило не без Крови. Но Кровь беззаконно убиенного Богочеловека расторгла Завет Бога с богоубийцами. Безумцы напрасно предали Христа. Их собственными руками совершено самоубийство!

С тех давних пор в духовном мире ничего не изменилось. Ищущие особых способностей или путей спасения действительно находят их, подобно злосчастным фарисеям и книжникам. Дары безумия и дорога к вечной смерти – неизменны! «Особые люди» берут свои страшные дары и «особо» следуют к погибели. Их безумие – не обычная психическая болезнь, которая может долго не проявляться, но безумие злобы. Преисполнившись таким духом, человек отправляется в путь. Его дорога ведет не к Богу, Которому ложный избранник противится, а в подземелье князя мира сего. Там никого не ожидает вечное блаженство. Страшен, но вначале даже сладок путь от неосознанной злобной «любви», до явной ненависти к Спасителю.

Ощутив ужас своего положения, безумцы, однако, редко обращаются к спасительному покаянию, но подобно «мудрым» фарисеям, хотят свалить всю свою вину на… Самого Христа. Мера Его «преступления» эгоистам кажется безмерной и искуплена может быть лишь кровью и позором!

Внешне все это может выглядеть самым невинным образом. Неизменным остается главное – ненависть к Спасителю и Его мистическому Телу, Церкви Христовой. Например, придя в храм, человек не считает нужным отстоять службу. Достаточно, мол, просто поставить свечку, Богу и того довольно! Или иначе: после прихода в храм начинается выполнение сложного ритуала постановки свечи, ее зажигания, и тому подобное. Каждое проявление такой нелюбви к Богу в отдельности и все вместе темной пеленой закрывают спасение от человека.

Происходит то, от чего Господь предостерегал самодовольных фарисеев: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24). Это не было бы так страшно, если бы в качестве «верблюда» не проглатывалась бы и собственная погибель. Как показано, она может принимать самые причудливые формы. И теплохладность в вере, и ревность не по уму равно опасны. Так постепенно и легкомысленно мы растрачиваем бесценное сокровище – христианское мировосприятие, духовное наследство наших благочестивых предков.

Кардинальное изменение духовной атмосферы во всем мире – явление не случайное или эволюционное, оно насаждается намеренно. Идет переориентация Войны против человечества на качественно новый, неведомый уровень. И здесь современный духовно опустошенный человек совершенно беспомощен.

 

–3–

 

Со злом невозможно заключить договор о ненападении или временный союз. У него нет никаких законов или нравственных критериев. Что не запрещено, то разрешено. Все, за что удается в сию секунду избежать Божьего наказания – можно. Зло не может не убивать и убивает при первой возможности. Для демонов нестерпимо видеть, как ненавистные им людишки все еще продолжают радоваться жизни и Божьему миру. Так что, если человек и может уклониться от борьбы, то зло от нее не откажется до самого своего пресечения.

Наши благочестивые предки молитвенными и воинскими подвигами, верой и милосердием стяжали пред Христом Богом для земли русской великую честь и нелегкий долг – быть Домом Его Пречистой Матери. Русь издревле почиталась в христианском мире, как последняя имперская цитадель на пути мирового зла.

Русский человек сейчас никак не может понять, за что же на него такие напасти, которые переживает он и его дорогое Отечество. Услужливые умники все разъясняют. Это-де, мол, по твоей исконной дикости, крайнему бескультурью, природной недоразвитости, по сравнению с действительно умным цивилизованным народом. Главное же – по твоей неискоренимой злобе и склонности ко всякому ничтожеству, особенно же – к низменному «тоталитарному рабству».

Мир ненавидит Россию за царский дух, который нынешние претенденты на роль миротворцев подрастеряли за столетия гордой ереси, самолюбования и эгоизма. Россия же, при всех своих падениях, никогда не оставляла Христа. Вот им и обидно, что грязная немытая Россия – царица, а они, такие чистенькие, культурные и богатые не могут постичь тайны Русского Царства. Тем не менее, даже эти вздорные слуги невольно исполняют его царскую волю!

Поскольку царское служение Руси прежде всего – апостольское, то человек или народ, чуждый ее царству, становится враждебен Вере. Он перестает быть русским, и это важная особенность нынешнего этапа Войны за мир. Как и многие столетия подряд, Русь все еще на острие борьбы со злом. Измученная, ограбленная, обманутая, она по-прежнему – самая страшная сила для мировой «тайны беззакония». В величии униженного своего смирения, она по-прежнему несет в поругании и осмеянии Крест судеб всего мира.

Наше время усугубляется тем, что сами принципы современного мышления, языкового общения и обучения молниеносно претерпели качественные изменения. Такой быстроты социальных и духовных перемен человечество не знало, наверное, никогда. Это тяжелое испытание для общества. Смена стереотипов поведения происходит даже быстрее смены поколений, так что никто, кроме заваривших эту «кашу», не может понять, что же такое творится.

 

–4–

 

Люди утрачивают христианскую целостность восприятия мира и уже не могут, как прежде, связывать воедино события; они для них представляются не более чем калейдоскопом случайностей. Ум становится более деятельным, чем созерцательным, утрачивая свои естественные опоры на вечных основаниях мира.

Современный человек не может концентрировать свое нестойкое внимание на тех проблемах, которые как раз и являются для него жизненно важными. Ум собирается только на том, что дозволяют порочные страсти.

Мысли современного человека находятся в хаотическом метании от одного предмета размышлений к другому, не в силах остановиться ни на чем, кроме обуревающих душу бессловесных страстей. Ничего ни в каком деле не доводится до конца. На это могут возразить, что именно сейчас создаются настоящие чудеса науки и техники. Культура, если и не цветет, то многообразна, как никогда. Но ответ остается прежним: слишком многое создается человеческими страстями.

Настоящему разуму уделяется в этом самое малое место. Движущая страсть может быть романтической или гордой. Ею может быть самоутверждение или напротив, попытка убежать от реальностей мира. И корысть тоже занимает в этом далеко не последнее место. За всем стоит постоянная тревога и неуверенность в завтрашнем дне, которые если и собирают ум, то лишь для того, чтобы растратить силы.

Все это хорошо видно во время молитвы. Как трудно хотя бы на малое мгновение удержать на словах молитвы мятущийся ум, который почему-то упорно не хочет идти к Богу. Но вот молитва кончается. Ум немедленно успокаивается и снова степенно следует тем путем, на который его направляет суета забот. Он не стал более собранным. Просто ему незачем метаться, пока он вместе с возлюбленной им страстью. Но порою и этот хоть как-то размеренный мир взрывается возбуждением: страсти особенно осмелели, завздорили, и мысли тогда роятся в голове назойливыми мухами. Одна навязчивая идея сменяет другую.

 

–5–

 

Ум более не ищет Истины. «Истиной» для него становится услаждение. Ненасытная подобно наркотику, страсть властно управляет умом и волей, подавляя в них последнее сопротивление и проблески здравого смысла.

Это одна из наиболее тяжелых форм болезни души, часто не имеющая никакого средства исцеления, как только сильнейшие потрясения, еще приводящие разум в чувство. Конечно, если от тех потрясений он сам не разрушится окончательно.

В Евангелии о подобном врачевании свидетельствует чудо исцеления Спасителем бесноватой дочери хананеянки: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется... Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 22–28).

Напомним, что упомянутая Хананеянка принадлежала к одному из тех семи проклятых народов, которые проживали в древней Палестине еще до прихода туда Израиля. Некогда, по их закоренелой неисправимости, Господь предал их поголовному посечению мечом. Евангельская хананеянка, таким образом, выступает как образ практически неизлечимой человеческой души. Всю свою жизнь она посвящала похотям. Только одно светлое и было у неё в жизни – дочь, которую внезапно постигла страшная беда – беснование. Но неизлечимая лекарствами болезнь дочери удивительным образом стала причиной духовного исцеления самой матери: она все-таки разожгла в ее сердце пылающий огонь настоящей любви. Все прежнее и ложное отпало как короста. Горе разрушило казавшиеся незыблемыми оковы греха. Пред лицом Спасителя материнская любовь превзошла неодолимую гордость. Господь обличил мать, и та признала справедливость Его обвинений, согласившись даже с обидным сравнением ее с нечистой бессловесной тварью – псом. Своим покаянным признанием она вернулась от животного состояния к человеческому.

Когда так чудесно исцелилась мать, Господь исцелил и ее дочь. Нужда в невыносимо тяжелой, но целительной скорби для них теперь отпала.

Увы, во многих современных семьях состояние наших соотечественников подобно дочери хананеянки. Исцеление детей, обезумевших от водки, разврата и наркотиков, может произойти лишь через исцеление родителей, но наша гордость этого не разумеет. Мы считаем себя вполне пристойными людьми. Сердце многих содрогается от осознания гибели молодого поколения России, однако скорбь эта, как видно, не настолько велика, чтобы заставить нас признаться, что мы уподобились гордым псам, о которых говорил Христос.

Ужас нынешнего состояния общества состоит в том, что мы стали много хуже евангельской хананеянки. Та – потомок проклятого народа. Нынешние родители – потомки богоносных предков, однако они далеко не всегда готовы отказаться от своих страстей ради собственных детей, немалое число которых уже находится на пороге вечной погибели. Родителям это ведомо, и каков результат?

Родители по-прежнему готовы отдать за своих заблудших детей свою жизнь, но свой гордый норов ценят дороже самой жизни.

Это, безусловно, один из самых страшных признаков нашего злого времени. Такое происходит еще и потому, что к чистому чувству любви примешивается… зависть. Борются в нас два чувства. Мы хотим, чтобы наши дети были хорошими, но нам не хочется, чтобы они были умнее, удачливее нас.

Есть и другое чувство. Греховность общества стремительно растет, с ним растет и ощущение близящейся погибели. Страшно одному идти в бездну, надо увести туда за собою хотя бы… собственных детей! Но вот, «мечты» сбываются. Увидев положение, в котором оказались дети, родители искренне ужасаются. Горю нет предела, и вот уже забыто, что именно этого и добивалась наша зависть. Псы такого никогда не делают, а люди от такого не каются. Есть горе, плач, страдания – но нет покаяния!

Это, конечно, частный пример. Даже и в то, что сказано, трудно поверить. Но общая картина еще страшнее. Неужели мы действительно становимся хуже зверей…

Сластолюбие, эгоизм, зависть, тщеславие – наркотики души, от которых отказаться не проще, чем наркоману от шприца с героином. Общее и поведение. Наркоман всегда лжет и вообще перестает понимать, где правда, а где ложь. Ему это и не важно. Такая же страсть и ложь губит наше будущее нашими же руками.

 

–6–

 

Растущая во всем мире власть зла порождает у людей тревогу. Воевать со злом страшно, а адреналина от страха – много! Последний и сам по себе может доставлять удовольствие, но проблемы это не решает. Однако можно себя обмануть. И вот человек погружается в науки, искусства или развлечения, достигая немалых успехов. Делает вид, что его страх вызван недостаточным развитием… науки, искусства или отсутствием развлечений!

Иными словами, человек делает не то, что ему действительно нужно. Усилия направлены лишь в ту область, где страсть удерживает ускользающее внимание. Сейчас, например, наблюдается невиданный ранее взрыв талантливости. Уникальные и даже экстраординарные способности многих, особенно молодых людей раскрывают глубинные возможности человеческих талантов. Объяснений тому можно найти много. Самым же простым представляется то, что все это – следствие неосознанной тревоги, без пользы мобилизующей резервные, невозобновимые без благодати Божией ресурсы человеческого организма.

Приведем забытый пример. Нечто подобное наблюдалось в Европе во времена Инквизиции. Ужас безысходности пред лицом торжества зла сковал тогда души слишком многих неправославных народов. С колдовским злом пыталась бороться Инквизиция, но от ее методов ведения дел всеобщий страх лишь нарастал. Неясно было, кого больше бояться – ведьм или инквизиции? Методы последней всегда отличались пугающей прямолинейностью, что вообще характерно для неправославных религий. Слабое понимание происходящего компенсировалось огромным числом сожженных и утопленных – Господь на Своем суде, мол, Сам отделит праведных от виновных. С другой стороны, мстительность распоясавшихся ведьм наводила не меньший ужас на несчастного обывателя.

Постоянные нервные перегрузки повлияли даже на человеческую плоть. Во многих местах ведьм стали определять по… весу! Это может показаться смешным из-за неправдоподобности сказанного, но в те времен все было именно так. У многих людей тело становилось аномально легким. Поэтому ведьму определяли либо на весах, как в Нюрнберге, либо просто бросая связанной в воду. «Ведьмы», согласно закону Архимеда, обыкновенно не тонули... Аномалии постепенно приняли такие угрожающие размеры, что даже решался всерьез вопрос о том, кого следует считать ведьмами – людей с нормальным весом или наоборот! Ответ так и не был найден средневековой наукой, хотя был очень простым. Причина аномалий кроется в охватывающем всю душу непрерывном страхе, который, как видно, может вмешиваться даже в физическую природу плоти.

В наши времена прежний животный страх снова возвращается к людям…

 

–7–

 

Обостренная психика современного человека имеет крайне низкую выносливость. Над человечеством нависла реальная угроза лишиться рассудка раньше, чем оно успеет понять, что же с ним происходит.

Стало обычным стремление к воспитанию обостренного восприятия, что характерно не только для традиционных областей науки, высоких технологий или искусства. Везде, где человек ищет чувственности, происходит то же самое. Но наша нервная система не может без последствий для себя переносить стрессовые эмоциональные перегрузки патологически чуткого восприятия мира.

Опасно обострять свое восприятие. Это нетрудно понять. Но это дело оказывается сейчас весьма модным. Обыкновенный человек – всегда изгой, презираемый в любой элитной среде. Это всегда неприятно. Поэтому гордость, легко преодолевая здравый смысл, понуждает тянуться к патологическому состоянию души. Теперь, когда в череду дней врывается очередной пугающий стресс, человек, который раньше мог бы легко его преодолеть, сделать это уже не в состоянии. Некоторые, правда, пытаются сохранить свою психику за счет замкнутости в себе. Хотя это и действительно, некий защитный барьер, но такое «лекарство» хуже прежней уязвимой открытости. Дело в том, что замкнутость требует некоторой покорности. Кому приносится в жертву такая покорность? Очевидно, некоторой силе, но, конечно, не Богу. Оказывается, что приходится поклониться злу.

Можно и терпеть все как есть. Но психика не выдерживает перегрузок, приводящих к разрушению ума, инсультам, инфарктам и тому подобному. Поэтому нужно менять весь строй жизни – знать свое место и не рваться, куда не положено.

В мире постоянно растет уровень психических заболеваний. Можно даже назвать это явление новой чумой нашего времени. Мы стремительно приближаемся к порогу психической неуравновешенности, которую мы наблюдаем только в евангельских повествованиях. Человечество теряет рассудок, будучи не в состоянии выдерживать условий жизни, которое само себе создало. Это относится не только к странам, где постоянно происходят острые социальные конфликты. Та же самая картина наблюдается в мирном, зажиточном и безопасном обществе. Так, чрезвычайно высокий уровень самоубийств в самых развитых и обеспеченных странах Европы говорит о том, что комфорт и материальная обеспеченность вовсе не являются гарантией душевного спокойствия. И там эта страшная социальная болезнь находит себе обильную «питательную среду».

Все вроде идет как надо, но чуткая психика будущих самоубийц уже чувствует – «близ есть при дверех». Скоро наступит возмездие за нераскаянность во грехах. Нет сил вынести ужас, но и покаяние тоже не приходит.

Высокий уровень самоубийств является не только крайним проявлением душевного расстройства, но связан с властью духов злобы над несчастной душой. С одной стороны, это свидетельствует о нарастании тревоги за будущее, которое справедливо представляется отнюдь не безоблачным и беззаботным. С другой стороны, растет сила демонического влияния на общественное сознание. Разумеется, кончать от страха самоубийством – все еще крайность. Гораздо распространеннее становится душевная замкнутость. Она на первый взгляд не является самоубийством, но по своей сути ведет человека к тому же.

 

–8–

 

Идеологические стереотипы эгоистического «общества потребления» так глубоко проникли в природу современного человека, что развратили и без того слабую его душу самодовольным отношением к близким, природе и даже к Самому Богу. Это объясняется не только экономическим благополучием. Те же самые процессы происходят и в крайне неблагополучных бедных странах.

Постепенно Спаситель и все окружающие становятся для человека как бы его неоплатными должниками. Уже не ему нужно сокрушаться о грехах, а Богу и ближним надлежит отвечать за наносимые ему «несправедливые» обиды.

Это порочное состояние души рождает постоянное, почти не осознаваемое чувство томной обиды, надрывного отчаяния, непроходящей тоски, замкнутости в своем духовном мирке. Эти чувства родственны и дружно разрушают без того глубоко пораженное в обществе чувство соборности.

Когда человеку бывает больно, он может реагировать по-разному. Может терпеть. Может плакать. Может со злостью ругаться. Но в любом случае, никогда не станет услаждаться болью. Такова естественная реакция нормального человека. Боль духовная должна, кажется, переноситься точно также. Но на деле поведение человека в подобных случаях часто бывает прямо противоположным.

Вот, скажем, обида – следствие причиненной человеку душевной боли. А он начинает услаждаться собственным душевным страданием! Если некому пожалеть, то лучше всего сделать это самому, кого не пожалеешь с такой искренностью и любовью, как самого себя. Разумнее, правда, этого не делать.

Милосердие бывает обычно добродетельным. Но когда человек жалеет лишь себя, благодатная радость подменяется безблагодатной сладостью. Чем больше боль – тем больше беззаконное услаждение. Наступает момент, когда беззаконность саможаления, досады, отчаяния уже не осознается. Это нарастающее чувство не только уже не услаждает, но причиняет страдания. Более того – разрушает сознание. Невыносимо тяжело, услаждение уже не в радость, но наглая страсть отнюдь не желает покидать душу. Ее не волнуют страдания. Чем больше, тем лучше! Из-за боли уже и самой страсти давно не видно, но она неотступна, и губит человека без всякой жалости.

Разрушается здоровье, нарушается нормальная жизнь. Человеку очень и очень плохо. Он умирает от ужаса, духовного одиночества, но пожирающая душу обида не откажется от своей несчастной жертвы до самой смерти!

С обидой нужно беспощадно бороться. Это чрезвычайно трудное, долгое и кропотливое дело, но такая брань совершенно необходима для спасения. Обидчивый добровольно живет в придуманном им мире, как в настоящей тюрьме. Такая жизнь невыразимо тягостна, а внутренний мир такого человека, как черная дыра затягивает несчастного. Страсть все нарастает, доводя даже до исступления, а в крайности – до отчаянного самоубийства.

Постепенно при обиде и отчаянии прекращается, по сути, всякое духовное общение с внешним миром – но не с духами злобы. Поэтому при углублении обиды может наступить необратимое состояние души и психики, когда начинается ад на земле, заканчивающийся, увы, настоящим адом преисподним.

Обида – это еще и бессильная злоба, рабское состояние души, по мере истощения открытой злобы все больше поражающая душу злобой тайной.

Нам по гордости обыкновенно кажется, что зло присутствует только вне нас. Поэтому-то оно так безнаказанно и разоряет душу изнутри. В отличие от явной злобы, обида может быть незаметной. Может выдавать себя, – и часто выдает – за благородное смирение. Но смирение – самовластная и осознанная покорность воле Божией, основанная на любви, и она – не чета растоптанной гордости, родившей обиду от бессильной злобы. Как бы обида ни маскировала себя – это ложь!

Обида в будущем может стать еще более опасной, чем открытая злоба.

Можно долго жить с обидой на весь мир, даже не осознавая того. К сожалению, и среди церковных людей это ложное смирение – не такая уж редкость. «Застарелая, тихая, покорная и мирная» обида вообще обыкновенно любит себя представлять именно под маской смирения, становясь частью нашей природы.

Такая же точно смертельная обида копилась и в сердце умиравшего Ветхого Израиля, отказавшегося принять исцеление от Спасителя. Долго Богоизбранный Народ собирал в своем сердце затаенную обиду на любящего и исцеляющего его Богочеловека, прежде чем прорвалась безумством неукротимой злобы на Пилатовом судилище. Проклятия, брошенные в лицо Спасителю, выражали такую неизъяснимую тяжесть «сладкой тоски», что даже страшное самоубийство казалось избавлением. Ведь не бессмертного Христа Бога убивал Ветхий Израиль, а самого себя! И он знал об этом. Порочная обида на Бога и замкнутость в себе создали страшное духовное злоединство тех несчастнейших людей. В крике, полном отчаяния и ненависти: «Распни, распни Его», «Кровь Его на нас и на детях наших» (Лк. 23, 21; Мф. 27, 25) – люди лишались Солнца Правды.

Трижды, все громче и громче иудеи повторяли эти самые страшные в мире слова, наполняясь безумием и запечатлевая себя в предсмертном отчаянии. Проклятая хананеянка исцелилась болезнью дочери, а избранные Божии не только гибли сами, но и намеренно требовали проклятия своим потомкам.

Полезно задуматься и представить себе то ужасное состояние тех измученных людей, стоявших на пороге спасения, но с криками отчаяния шагнувших прямо в пропасть бездны. От обиды они отказались от спасения. Униженный и оплеванный ими Спаситель обязан был умолять их, чтобы они Его простили, как… виновника их греха богоубийства! Нужно вполне ощутить меру и ужас безумного проклятия, которое они на себя вызвали! Нам нельзя повторить вслед за ними те же ужасные слова.

Иудеи точно знали, что пред ними стоит долгожданный Спаситель, и что иного более не будет. Но сами же своей волей убивали свою последнюю надежду на спасение. Точнее, Спаситель и есть спасение. Но получить его из смиренных рук поруганного ими же Христа эти гордые люди были не намерены. Господь отнюдь не оправдал их безвольных и капризных надежд. Царь Мира и Спаситель показался возомнившим о себе, но потерявшим Веру гордецам–иудеям недостаточно царственным и недостаточно спасительным!

В этом страшном евангельском событии показано, насколько быстро и легко человек может подойти к запредельной черте, за которой стоит всепожирающая жажда самоубийства, самоуничтожения. Стоящие на самом пороге вечного счастья в отчаянии искали для себя только одной смерти. Вот так обида и приводит людей к демоноподобному перерождению души.

Кажется, что во всем этом нет общепринятых медицинских симптомов безумия, но как еще можно назвать состояние людей сознательно ищущих не просто смерти, но самых страшных и безотрадных геенских мучений! И почему случившееся однажды не может повторяться еще множество раз, разве не встречаем мы подобное повсюду в нашем перевернутом мире?

Иудеи уже совершенно не могли противиться ни злу своих архиереев, книжников и фарисеев, ни собственному лукавству, ни духам злобы. Забыты были все благодеяния Спасителя. Ведь среди кричавших и бивших Христа были не только Его заклятые враги. С этими-то все просто. Но были и исцеленные от неисцелимых болезней! Что подвигло безумцев на такую «благодарность»? Им уже мало было беззаконного судилища и избиения Христа Римлянами. Они сами хотели видеть, как невинная Кровь Христова течет именно от их собственных ударов! Безумцам не довольно было исцеления. Господь должен был на коленях простить у них прощения. Может простили бы, а может – нет! Непонятно только – что именно?

Ветхий мир невыносимо страдал от физических и душевных мук, и не просто погибал, но уже корчился от мук духовной агонии. Демоны повсюду почти открыто так глумились над людьми, что жизнь их стала невыносимой. Пред Израилем стоял измученный, окровавленный Спаситель. В Нем – спасение человечества от вечной смерти. В одно мгновение Он мог дать каждому из собравшихся избавление от мук. Только воскликни: «Господи, помилуй!». И будешь спасен!

Но нет. Именно этих слов так и не смогли вымолвить дрожащие от обиды уста. Допустим даже, что они не верили в Него – хотя это было и не так, но могли хотя бы пожалеть страдающего невинно человека. Однако они жалели только себя. Никому было не жалко Бога!

Два слова, один стон: «Помилуй мя!», – и конец мучениям, возвращение к настоящей жизни, радости! Так благоразумно поступил уже на самом кресте один из двух распятых с Господом разбойников. Поначалу и он поддался было всеобщему опьянению. Однако позор, нестерпимая боль и близость смерти быстро вразумили его. Пришло заветное покаяние, а с ним и мольба о спасении.

Он, позорно умирающий, вступился за Спасителя. И – вот так чудо! Он же первым вошел в Царство Небесное вместе со Спасителем и всеми Его святыми. Другой же разбойник так и не очнулся от сна смерти, от иллюзий и обиды. Он, точно так же мучительно умирающий, поносил Христа до самой кончины.

Как это поучительно и как страшно. Насколько глубоко, оказывается, сидит в нашей душе злая гордость! Вот, прикованный ко кресту разбойник не имел возможности презрительно плюнуть на Христа, как стоящие рядом довольные зрелищем ротозеи. Еще бы – Самого Царя Мира убили! Но и его нерастраченная ненависть изливалась обидой отчаянных проклятий. Не на тех, кто его осудил, а на невинного Христа. Поразительное время – время спасения и вечной погибели!

Кажется, уж это-то дело далекого прошлого, второго раза не будет. Больше Христа не распнешь – руки коротки. Но на самом деле это не так. Распинали, да еще как! Причем именно у нас, на земле Святой Руси. Революция, это ведь тоже было распятие. Алапаевское и Екатеринбургское убийство царского рода Романовых. Разве это не распятие? Убийство царя – как убийство мужа, ведь он был венчан на Русское Царство. Значит, Россия с тех самых пор овдовела.

Умер ритуально распятый царственный муж. Порушены церкви, осквернены погосты. И это – распятие. Снова нет плача о грехах. Нет стона о прощении за отступничество от царского престола. Вместо покаяния за безверие по всей Руси пошло безумство разрушения храмов. Повсеместно шло надругательство над святынями, даже над мощами святых угодников Божиих!

Раз уж Бога в мире нет, то зачем надо было выкалывать глаза на святых иконах Христа и Богородицы? Зачем было ослеплять Пречистую Божию Матерь?! Но ведь было такое. Тогда со Святой Русской земли, обильно политой кровью славных мучеников Христовых, возносились все те же гневные крики проклятия на недоступное Небо. «Распни, распни Его. Кровь Его на нас и на детях наших!»

Началось новое распятие Тела Христова – Святой Русской Церкви.

Иконы с выколотыми глазами и сейчас еще не редкость. Руины же порушенных православных храмов так и вообще видны на каждом шагу.

Причем далеко не все эти злодеяния творили иноземцы-иноверцы. Находилось на это проклятое дело довольно своих желающих забавы доброхотов. Они как раз и подобны тем исцеленным, которые злобно били Христа. Напрасно! «Тайна беззакония» все равно не приняла их за своих. Они и среди нее были как меченные – прокаженные. У беззакония есть и свои «законы». Многие услужившие злу понесли впоследствии заслуженную кару от своих же единомышленников.

Так что, и у нас на Руси случилась та же страшная беда. Люди в который раз опрометчиво пытались распять Господа нашего Иисуса Христа. Скольким пришлось за это зло поплатиться самим и в своих потомках? Скольким из наших соотечественников это безрассудство уже стоило вечной жизни, и скольким еще придется лишиться ее в будущем? Ведомо то лишь Самому Спасителю.

Сейчас в обществе снова нарастает обида. Значит, опять грех собирается мстить Христу руками безумных людей за мнимые нанесенные Им обиды. Наши дети на глазах гибнут, как дочь хананеянки. Давно пора и нам подобно ей слезно поклониться Христу и смиренно вымолить всем прощение. Но мы по-прежнему живем как во сне, как ни в чем не бывало!

 

–9–

 

Ослаблена и болезненна психика современного человечества. Растет власть духов злобы. Это приводит к возникновению особых душевных и психических отклонений, подобных эпидемиям.

Так, психическое, душевное расстройство, возникающее у одного члена семьи, постепенно передается на остальных ее членов. Совершенно необязательно, чтобы заболевание принимало формы, требующие госпитализации. Все может происходить незаметно. Ведь каждый считает самого себя нормальным. А между тем, такая некритичность лишь усугубляет поражение души. Так начинаются пока маленькие, еще «домашние», но самые настоящие «эпидемии» безумия. Корни подобных явлений отчасти уже были показаны.

Злорадство, взаимная неприязнь, обида есть духовное сосложение и единение в злобе. Болезнь одного быстро становится достоянием ближних. Например, в средневековье в Европе даже в монастырях, особенно в женских, порою возникали необъяснимые и тем особенно страшные «эпидемии одержимости», державшие в страхе обширные районы. Люди боялись общаться друг с другом, боясь ненароком приобрести одержимость. Никто ничего не мог поделать. Похоже, подобные времена снова возвращаются...

Об эпидемиях, подобных средневековым, конечно говорить пока рано, но то, что происходит сегодня с людьми, нередко напоминает страшные симптомы прошлого.

 

–10–

 

Гордость глубоко поразила все общество. Современный человек не видит своего бедственного положения, хотя как никогда подвержен самым изощренным чужеродным внушениям, принимая их за собственные размышления.

Чем больше мы считаем себя свободными от навязываемых нам мнений, тем больше растет наша внушаемость. Поэтому манипулирование общественным сознанием становится уже не каким-то крайне сложным тайнодействием, как было еще совсем недавно. Сейчас все становится элементарной задачей, легко просчитываемой на компьютере по давно отработанным таблицам для огромных территорий. Пока еще для навязывания массам нужных стереотипов мышления требуется слишком много денег и людей. Но и это лишь до времени, когда гордость станет совершенной, а внушаемость – полной.

Таким образом, нынешнее общество сейчас не просто нуждается в получении спасительных знаний, но и сама форма представления этих знаний должна соответствовать нашему крайне плачевному, запущенному и немощному состоянию.

По словам Апостола Павла: «питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5, 13). Прежде всего, нам нужно избавиться хотя бы от самых грубых младенческих иллюзий. Нужно осознать, нравится нам это или нет, что время земной жизни – непрестанная смертельная война за наши бессмертные души, а отнюдь не праздное времяпрепровождение.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку