|
А.Л. Никитин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2003 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БИБЛИОТЕКАА: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...Б: Бажанов, Базарный, Базили...В: Васильев, Введенский, Вернадский...Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...Ж: Жид, Жуков, Журавель...З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...М: Мавродин, Майорова, Макаров...Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...П: Павлов, Панова, Пахомкина...Р: Радек, Рассел, Рассоха...С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...Э: Энгельс...Ю: Юнгер, Юсупов...Я: Яковлев, Якуб, Яременко...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМИЗМЫДО 1917 ГОДАРУССКОЕ ПОЛЕДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ |
А.Л. НикитинИнок Иларион и начало русского летописанияИсследование и тексты
5. ТРЕУГОЛЬНИК ЛЕГЕНДЫМне уже приходилось писать, что события, изложенные в ПВЛ под 6523/1015 – 6527/1019 гг., являются одной из самых больших, быть может, вообще неразрешимых загадок русской историографии, поскольку несут на себе отпечаток столь целенаправленной и последовательной мифологизации, что ее до сих пор не удается заменить более убедительной версией происходившего, основанной на сколько-нибудь достоверных материалах. Фактические противоречия, с которыми сталкивается исследователь, пытающийся свести и сопоставить данные всех имеющихся в настоящее время источников, письменных и археологических, не позволяют воссоздать целостную картину происходившего и понять, кто реально участвовал в этой истории, что совершал и почему. Напомню этот сюжет. В статье 6496/989 г. Иларион перечисляет по старшинству 12 сынов Владимира: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб (именно так!), Станислав, Позвизд, Судислав. Возможно, у него их было и больше, но даже из перечисленных с уверенностью можно говорить только о Ярославе, Святополке, Мстиславе и Судиславе, которого сыновья Ярослава после сорока с лишним лет заточения выпустили перед смертью из поруба. Позвизд, похоже, вообще попал сюда по недоразумению из славянской демонологии, тогда как Всеволод, Святослав и Станислав абсолютно неизвестны даже в своих потомках. Судя по легенде Нестера/Нестора, Борис и Глеб должны были быть младшими детьми Владимира от какой-то болгарской наложницы, однако в этом перечне они следуют за Мстиславом, намного опережая Судислава. Поскольку Владимир Святославич умер после Вышеслава и Изяслава, киевский престол должен был наследовать Святополк, занимавший, по Илариону, стол в Турове, хотя по своему положению наследника и ближайшего соправителя должен был находиться в Вышгороде. Последнее, к слову сказать, подтверждается его обращением за помощью не к туровским, а именно к вышгородским “мужам”. Вступив на киевский престол, Святополк отдал совершенно бессмысленный с точки зрения логики приказ об убийстве Бориса и Глеба, которые в изложенной ситуации не могли представить никакой для него опасности, а также Станислава, уже “бежавшего в Угры”. После столь странных убийств на Святополка двинулся из Новгорода Ярослав, разбил его на подступах к Киеву, и тот бежал к тестю в Польшу за помощью. Вернулся он с ней только через два или три года, разбил с помощью Болеслава I на Буге Ярослава, захватил Киев, где княжил около года, а затем окончательно был разбит и изгнан Ярославом “неведомо куда”. Что касается убитых братьев, то Борис и Глеб были канонизированы в 1072 г., а Станислав забыт, как если бы его и не было. Но были ли остальные? Столь резко поставить вопрос позволяет Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное и произнесенное им до 1050 г., в котором отсутствует какое-либо упоминание о новоявленных мучениках. Все сведения, которыми располагает о них исследователь, содержатся в трех взаимосвязанных вариантах благочестивой легенды, формировавшейся на протяжении второй половины XI и начала XII в. и получившей законченную форму в трех произведениях: 1) Чтении о житии и о погублении блаженнюю страстотерпца Бориса и Глеба (далее – Чтение), написанном Нестером/Нестором в 70-80-х гг. XI в., 2) Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба (далее - Анонимное сказание), написанное после 1115 г. и сохранившееся в древнейшем виде в Успенском сборнике XII-XIII в., и 3) Повести об убиении Бориса и Глеба в составе статьи 6523/1015 г. в ПВЛ (далее - Повесть). Если между двумя последними произведениями, сложившимися уже в первой четверти XII в., прослеживается безусловная текстуальная зависимость, о которой я буду говорить ниже, то Чтение стоит особняком, если не считать общего у него со Сказанием списка чудес у гробов мучеников. Начнем со Святополка. Согласно Чтению, он был сыном Владимира Святославича, что подтверждает Повесть (“Володимиръ же зал[е]же жену братьню Гр[е]киню, и б[е] непраздна, отъ нея же роди Святополка” [Ип., 66]) и отрицает Сказание (“Володимиръ же, поганъи еще, убивъ Яропълка и поятъ жену его непраздьну сущю, отъ нея же родися сии оканьныи Святопълкъ, и бысть отъ дъвою отцю и брату сущю” [Усп. сб., 43]), однако все три сходятся на том, что именно Святополк хоронил Владимира и занял киевский престол с согласия киевлян. Более того, судя по легенде, никто из детей Владимира не сомневался ни в происхождении Святополка от Владимира, ни в его праве на киевский престол по старшинству. Титмар Мерзебургский, чья Хроника является наиболее важным источником этих событий, точно также не подвергает сомнению законность притязаний Святополка, единственного из сыновей Владимира женатого на дочери польского короля Болеслава I. Однако, по сведениям Титмара, к моменту смерти Владимира Святополк находился в заключении вместе с женой и сумел бежать только много времени спустя, причем не в Киев, а к тестю, оставив здесь жену, дочь Болеслава, которую тот много времени спустя предлагал обменять на сестер и мачеху Ярослава, захваченных им в 1018 г. в Киеве[1]. Так получается, что Святополк физически не мог совершить те преступления, которые ему приписывает легенда. Однако и здесь не все просто. Анализ древнейших русских монет с именем Святополка убеждает, что часть из них представляет перечеканку “сребреников” Владимира, то есть для них были использованы монеты, отчеканенные при Владимире, но еще не пущенные в оборот, что могло иметь место только сразу после его смерти, тогда как другие несут на себе дополнительные знаки и имя “Петрос”, заставляющее думать, что у Святополка был один или два соправителя. Но когда он чеканил свои монеты – сразу после смерти Владимира или же после того, как в 1018 г. из Киева с помощью Болеслава был изгнан Ярослав? Это не известно, как не известно, где и как погиб Святополк – случай беспрецедентный в отношении “великого князя киевского”[2]. Теперь о Ярославе. Согласно ПВЛ, то есть Илариону, Владимир перевел Ярослава из Ростова на княжение в Новгород, когда там умер Вышеслав. По-видимому, это тот Ярослав, который упоминается в исландских сагах как русский князь и муж Ингигерды, дочери шведского короля Олава, в русской истории известной под именем Ирины. По версии Илариона, накануне смерти Владимира Ярослав отказался платить “урок” Киеву и готовился силой отстаивать новгородскую независимость, для чего нанял много “варягов”, то есть наемников-скандинавов. Из-за этих наемников у него произошел конфликт с новгородцами. Смерть Владимира и обещание свободы самоуправления для Новгорода примирило его с ними, он разбил с помощью новгородцев Святополка, получил Киев, спустя два или три года потерпел поражение от Болеслава и Святополка на Буге в 1018 г., снова бежал в Новгород, бросив Киев, из которого окончательно выбил Святополка, только когда ушел Болеслав с польским войском. Согласно Чтению, изгнание Святополка произошло в результате народного восстания. Что же касается Илариона, то, рассказывая о битве под Любечем, о разгроме Ярослава на Буге и последнем столкновении Ярослава и Святополка на Альте, после чего тот бежал к Берестью и сгинул “межи чахы и ляхы”, он ничего не говорит об обстоятельствах первого и второго захвата Киева Ярославом. Хуже всего дело обстоит с Борисом и Глебом. Практически о них ничего не известно, нет даже уверенности, что они действительно были младшими сыновьями Владимира. Согласно Чтению, Борис уже был женат, то есть в 1015 г. ему было больше 15 лет, и княжил во Владимире Волынском, тогда как Глеб оказывается “велми детескъ”, только что не младенец, находившийся под опекой отца в Киеве. Повесть и следующее ей в изложении фактов Анонимное сказание представляют их самостоятельными князьями, помещая Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, откуда оба были вызваны: Борис – отцом в Киев и оттуда был послан на печенегов и на обратном пути убит на Альте вышгородскими убийцами Святополка, а Глеб – Святополком под предлогом болезни отца, после чего убийцы встречают его у Смоленска на устье Смядыни, когда тот пересел в судно, чтобы спускаться вниз по Днепру. Наоборот, согласно версии Чтения Глеб после смерти отца и вокняжения Святополка бежит “в кораблеце” вверх по Днепру, после чего убийцы настигают его опять-таки в устье Смядыни. Другими словами, легенда о гибели Бориса и Глеба изначально знала только два пункта, которые связывала с гибелью святых мучеников – реку Альту и устье Смядыни, которые были объявлены к моменту появления Чтения местами их почитания, и более ничего. Из такого краткого обзора можно видеть, что названные произведения в определенном смысле представляют собой текстологический “треугольник”. Так у Чтения и Анонимного сказания общим оказывается источник о чудесах, свершившихся у гроба мучеников, причем каждый автор обрабатывает его по-своему; у Повести и Сказания, как я покажу ниже, кроме общего плана первой части наблюдаются текстуальные заимствования. А вот между Чтением и Повестью, если не считать дважды повторенную Нестером/Нестором в пространном вступлении, напоминающем краткое изложение Речи философа, мысль о людях русских, что “не беша бо ни апостоли ходили к ним, никто же бо им проповедал слова Божия” [Чтение, 3] и “не бе бо никтоже не приходил к ним, иже бы благовестили о Господе нашем Исусе Христе” [Чтение, 4], а также рассказ о раздаянии милостыни больным и убогим, связанный с построением церкви Святой Богородицы Владимиром “бе бо… тако милостив, яко же и на возех возити брашно по граду, и овощь, и мед, и вино, и спроста рещи, все, еже на потребу болящим и нищим, и проповеднику глаголющу с прошением, егда кто болить, кто где” [Чтение, 5], прямые текстуальные совпадения отсутствуют, и это притом, что авторами были два инока одной обители, жившие там в одно время. Отмеченные фразы находят соответствия не в Повести, а в легенде о “варягах-мучениках”, в рассказе о крещении киевлян и о благотворительности Владимира под 6504/996 г., однако вряд ли здесь можно говорить о взаимовлиянии текстов, потому что в последующем у них нет никаких совпадений, кроме убийства Бориса в шатре (но у Нестера/Нестора не на Альте!), а Глеба – в устье Смядыни его собственным поваром, который по приказанию посланных Святополком “ставъ на колену, закла и главу святому и пререза гортань его” [Чтение, 13]. Иначе обстоит дело при сопоставления текстов Анонимного сказания, написанного после 1115 г., когда останки святых были торжественно перенесены в специально построенный для них Олегом Святославичем храм в Вышгороде, и летописной Повести, интерполированной в рассказ о смерти Владимира и ее последствиях, который был переработан Иларионом для соединения ПВЛ с Печерской летописью. В своей первой части, описывающей историю гибели Бориса и Глеба, в отношении фактологии Анонимное сказание практически полностью повторяет летописную Повесть. Отличие заключается лишь в том, что, устанавливая старшинство “сынов Владимира” (Вышеслав, Изяслав, Святополк), автор Сказания подчеркивает происхождение Святополка от Ярополка, а не от Владимира (“Сего мати преже б[е] чьрницею, гръкыни сущи, и поялъ ю б[е] Яропълкъ, брать Володимирь, и ростригъ ю красоты деля лица ея, и зача отъ нея сего Святоплъка оканьнааго. Володимиръ же, поганъи еще, убивъ Яропълка и поятъ жену его непраздьну сущю, отъ нея же родися сии оканьныи Святопълкъ, и бысть отъ дъвою отцю и брату сущю, темь же и не любляаше его Володимиръ, акы не отъ себе ему сущю” [Усп. сб., 43]), изменяя, таким образом, точку зрения Илариона в ПВЛ на прямо противоположную (ср.: “Володимиръ же зал[е]же жену братьню Гр[е]киню, и б[е] непраздна, отъ нея же роди Святополка. Отъ гр[е]ховнаго бо корене злыи плодъ бываеть, понеже была б[е] мати его черницею, а второе, Володимиръ залеже ю не по браку: прелюбод[е]ичищь бысть убо, т[е]мьже и отець его не любяше, б[е] бо отъ двою отцю, отъ Ярополка и отъ Володимира” [Ип., 66]). Вторая часть Сказания посвящена чудесам у гробов мучеников и содержит рассказ о последовательной истории становления их культа и канонизации, причем рассказ о перенесении их мощей в 1072 г. не только заимствован из Печерской летописи Илариона, но и сохранил в Сказании свою вторую половину, потерянную еще общим архетипом Ипатьевского и Лаврентьевского списков (но сохраненную в Воскресенской летописи), о благословении митрополитом присутствующих князей рукою святого Глеба, от которой у Святослава остался на голове ноготь, по-видимому, ставший семейной реликвией. Не потому ли Всеволод тогда же предпочел избрать своим семейным патроном Бориса?
Сравнивая эти тексты, можно придти к заключению, во-первых, что Анонимное сказание было написано до того, как в Печерской летописи Илариона появилось описание перенесения мощей в мае 1115 г., во-вторых, что его автор прямо заимствовал у Илариона описание церемонии 1072 г., и, в-третьих, что он, похоже, не был в числе присутствующих на последнем торжестве, поскольку перенес ситуацию с остановкой раки Глеба в мае 1072 г. на май 1115 г., о чем Иларион ничего не пишет. Таким образом, ни язык обоих произведений, ни взгляды на происхождение Святополка, ни освещение роли Ярослава в событиях, ни описание переноса мощей в 1115 г. не дают возможности даже предположительно говорить о каком-либо тождестве их авторов. Однако и здесь мы сталкиваемся с рядом вопросов, на которые я не могу дать однозначного ответа. Пока не было известно имя автора ПВЛ и последующей Печерской летописи, содержащиеся в ней известия невольно приобретали значение если не документальных, то исторических свидетельств, поскольку разнообразные гипотезы о ее авторе/авторах, не обретая “плоти и крови”, то есть не представая конкретной личностью со своей биографией, обстоятельствами жизни и возможностями получения информации о прошлом, оставляли незыблемым авторитет текста в целом и каждого его слова в отдельности. Сейчас положение изменилось. Теперь мы знаем, что и ПВЛ до смерти Владимира, и последующие летописные статьи до 60-х гг. XI в. являются продуктом литературного творчества одного человека, жившего во второй половине XI в., а писавшего в конце этого столетия и в первой четверти следующего, причем ни о каком использовании им “документов государственного архива”, как полагали некоторые историки, говорить не приходится, поскольку требуется еще доказать, что в Киеве XI в. такой архив существовал и была городская власть, которая могла его сохранять. Максимум, на что мог опираться Иларион в своей работе над описанием событий первой половины XI в., была библиотека Печерского монастыря, которую он сам же пополнял. Все остальное оказывается весьма гипотетичным: книжное собрание при митрополии, редкие частные книжные собрания (если у него к ним был доступ), а также случайные книги, поступавшие из Константинополя, из греческих и болгарских монастырей, где вряд ли хранились документы по ранней русской истории. Сведения о том периоде он мог получать только в виде кратких и смутных припоминаний редких уже современников событий (напр., “брат Еремей”, который, по словам Илариона, “помнил крещение земли Русской”), или из преданий, которые мог слышать в детстве, то есть из городского фольклора. Все остальное он должен был восполнять своим воображением или текстами о других событиях на иных территориях, усваивая их собственным героям и местным обстоятельствам. Лучшим подтверждением столь неутешительного заключения может быть история Бориса и Глеба, как она предстает в сохранившихся текстах. Об их противоречиях писали все исследователи, но я напомню только самое существенное. Так, Нестер/Нестор, писавший в 80-х гг. в том же Печерском монастыре, что Иларион, то есть располагавший теми же возможностями информации, не мог внятно определить ни возраст мучеников, ни их местонахождение, ни пути, которыми шли навстречу смерти, ни, тем более, причины, по которой они мешали Святополку, точно так же как он не знал ничего конкретного о самом Святополке, даже о его борьбе с Ярославом и возвращении в Киев с Болеславом в 1018 г. По его сведениям, Святополка просто изгнали киевляне (“Крамол[е] бывшеи отъ людии и изгнану ему сущу не токмо из града, нъ изъ области всея: изб[е]жавше же ему въ страны чюжи и тамо животъ свои сконца и разверже. Бываеть бо смерть гр[е]шнику люта: мнози бо глаголють в рач[е]/мрац[е] его вид[е]вше суща тако, яко же и Ульяния законопреступнаго” [Чтение, 14]), и это несмотря на то, что Нестер/Нестор был первым среди агиографов этих мучеников. Следовательно, единственным “документальным” материалом, которым он располагал, могли быть записи о вышгородских чудесах, которые стали основанием для освидетельствования и переноса мощей мучеников в 1072 г. и для расширенного текста рассказа о них во второй части Анонимного сказания. Посмотрим теперь, как использовал автор Анонимного сказания текст летописной Повести, заимствования из которой подтверждаются явной переработкой, иной стилистикой и иной последовательностью в тексте, имеющем мало общего с текстом Илариона, кроме разве что фактологической основы.
В отличие от приведенных выше текстов, этот фрагмент во всех списках, в том числе и в самом Анонимном сказании, отмечен характерной для Илариона синтагмой, согласно которой могила Святополка существует “и до сего дне”, так что в данном случае не может возникнуть вопроса о том, где текст первичен, а где – вторичен. Более того, мне представляется, что здесь как нельзя лучше проступает тот характерный для Илариона повествовательный стиль, который проходит через всю Повесть, отмечен взвешенной лаконичностью в отборе наиболее емких слов и не терпит риторики и украшательства, чем злоупотребляет как автор Анонимного сказания, так и Нестер/Нестор. Здесь перед нами действительно заимствования, позволяющие предположить, что сохранившаяся в летописи Повесть Илариона явилась первым опытом канонического изложения легенды, и ему же принадлежат завершающие ее стихиры, не вошедшие ни в одну из известных к настоящему времени служб Борису и Глебу. Более того, анализ текста, равно как и привлечение для сравнения других летописных списков этого сюжета, позволяет уверенно говорить о первоначально самостоятельном существовании текста Повести. В пользу этого свидетельствуют: 1) наличие сообщения об открытии тела Глеба и его перезахоронении в Вышгороде (“Глебу же убьену и повержену бывшю…” до “…у церкви святаго Василья”), потерянного уже в архетипе Ипатьевского и Лаврентьевского списков, но сохранившегося в Сказании; 2) следующей за ним “похвалы” со стихирами (“Совокуплена телома, паче же и душама…” до “…вь вся векы до скончания”); 3) наличие повтора фразы о вокняжении Святополка в Киеве (“Святополк же седе в Киеве по отци своемь и созва Кыяны и нача имение имь даяти” [Ип., 118] и “Святополкъ же оканьны нача княжити в Кыеве. И созвавъ люди, и нача даяти овемь корьзна, а другимъ кунами, и раздая множьство отча богатства” [Ип., 126]). Этот повтор указывает на имеющийся разрыв первоначального текста, после чего автор сразу переходит к Ярославу в Новгород и заявляет, что тот “не ведущю объ отни смерти”, то есть возвращается к началу статьи 6523/1015 г., как если бы не существовало истории Бориса и Глеба и не было ничего сказано о предупредительном письме Передславы к Ярославу в Повести, а того – к Глебу, так как через три строки повторяется содержание этого письма в иной редакции. Поскольку изложенная в Повести история Бориса и Глеба носит вполне законченный характер и следы ее изначальной чужеродности летописному тексту налицо, остается предположить, что сам Иларион заменил имевшийся здесь текст Повестью по причине ее большей завершенности и каноничности. Дело в том, что, основываясь на характере первоначального творчества Илариона, проявившегося в полной мере в первой редакции ПВЛ, на его неизменной любви к конкретике, фабульности изложения событий, я склонен допустить, что и в этом случае, ставя перед собой задачу изложить перипетии борьбы между Ярославом и Святополком, о чем мог рассказывать имевшийся в его распоряжении текст, в отношении Бориса и Глеба (о которых ничего не было известно достоверно) Иларион первоначально ограничился скупым фактологическим изложением канонизированных событий, которые давали повод Ярославу двинуть на Киев и Святополка уже подготовленную им армию. Что же касается Повести о гибели князей-мучеников, то она была написана Иларионом в числе других самодостаточных произведений, распространялась в авторских списках, а впоследствии заменила соответствующий текст рассказа о событиях 1014-1019 гг. значительно позднее 1115 г. Указание на возможное время ее создания дают некоторые упомянутые в ней реалии, в первую очередь выпад в адрес молодого правителя, что “лют[е] бо граду тому, в нем же князь унъ, любя вино пити со гусльми и сь младыми св[е]тникы” [Ип., 127], заставляющий вспомнить вокняжение в Киеве Святополка Изяславича, когда по приходе к новому князю киевскому половецких послов “Святополкъ же не здума с болшею дружиною отнею и стрыя своего, но св[е]т створи с пришедшими с нимь, изоимавъ послы, всажа въ погребъ” [Ип., 209], что явилось причиной кровопролитной и долгой войны и последующих усобиц. Вот почему, исходя из неприязненного отношения Илариона к Святополку Изяславичу, весьма отчетливо проступающего в летописном повествовании о годах его правления[3], можно думать, что, разрабатывая легенду о Борисе и Глебе, Иларион живописал Святополка Владимировича со Святополка Изяславича, чьи слуги были непосредственными исполнителями ослепления Василька Теребовльского, среди которых мы обнаруживаем и Торчина (“повар” легенды - “овчюх” реальности), и Путьшу (Путята, воевода Святополка, чей двор разгромили киевляне сразу после смерти князя). Не случайно Иларион и самого “окаянного” перед занятием киевского престола поместил именно в Туров, откуда пришел на княжение в Киев Святополк Изяславич. Действительно, было бы непростительной наивностью полагать, что какой-либо исторический документ или предание могли сохранить имена слуг Святополка Владимировича, когда ни о самом Святополке и его участи, ни о новоявленных мучениках ничего не было известно с достоверностью. Вот почему в летописной Повести о убиении Бориса и Глеба Илариона правомерно видеть не историческое повествование, как его часто воспринимают, и не одно только агиографическое сочинение, но еще и памфлет, в отрицательных персонажах которого современники автора могли опознать прототипов “слуг сотоны”, о которых мы ничего не знаем. Да ведь и Анонимное сказание, если вспомнить, пронизано в своей второй части “о чудесах” такой же неприязнью к этому князю, сажавшему “в погреб” не только половецких послов, но и своих подданных без суда, не ревновавшего о памяти святых мучеников и препятствовавшего перенесению их мощей в построенный Олегом Святославичем новый храм в Вышгороде. Но вернемся к летописному тексту и к борьбе Ярослава со Святополком, которая, как мне представляется, в гораздо большей мере интересовала Илариона, может быть, потому, что у него на этот счет была более определенная информация, исходившая из Новгорода, с которым связаны все новеллы о Ярославе этого периода. Действительно, если допустить, что в первоначальной летописной версии о Борисе и Глебе, которая позднее была заменена Повестью, отсутствовало “письмо Передславы” к Ярославу, а сам рассказ о гибели мучеников был более краток и фактологичен, вторая фраза о вокняжении Святополка в Киеве и о раздаче киевлянам “отча богатства” на помин души, как того требовал обычай (так поступила вдова Святополка Изяславича в 1113 г.), вполне естественно предваряет фразу о неведении Ярославом отчей смерти, возвращая читателя к началу статьи 6523/1015 г., где сказано, что в ожидании войны с Владимиром Ярослав нанял “варягов”. Так читатель снова попадает в Новгород и узнает, что нанятые варяги “насилье творяху Новгородьцемь”. Начиная с этого момента перед исследователем с особой остротой встает проблема определения авторского текста, поскольку ни один из древнейших списков не соответствует исходному архетипу, ближе всего к которому оказывается версия Ипатьевского списка. Так, например, первая битва новгородцев со Святополком у Любеча по одной версии произошла ночью [НПЛ, 15 и 175], а по другой – на рассвете [Ип., 129], причем в новгородской версии совет атаковать Святополка ночью передал Ярославу некий доброжелатель из лагеря противника, тогда как согласно киевской версии Ярослава понудили к битве новгородцы, обидевшиеся на насмешки “воеводы Святополча” по имени Волчий Хвост, который упомянут в окончательной редакции Печерской летописи под 6492/984 г. (поход на “пищан”), а в этой ситуации сохранился лишь в новгородской версии. Вместе с тем в НПЛ опущена новелла 6526/1018 г. о поражении Ярослава на Буге от Болеслава, а из описания последующей битвы на Альте заимствована только фраза “и бысть сеча зла, оже за рукы емлющеся сечаху и по удолиемъ кровь течаше” [НПЛ, 175] (ср.: “и бысть сеча зла, аки же не была в Руси, и за рукы емлюще сечахуся; и соступишася трижды, яко по удольемь кровь течаще” [Ип., 132]). Другими словами, новелла 6524/1016 г. Комиссионного списка НПЛ, в которой А.А.Шахматов видел оригинальный текст Начального свода, или “первой редакции летописи Нестора”, оказывается сокращенной компиляцией текстов Илариона, заимствованных к тому же из последней, уже объединенной хронометрированной редакции ПВЛ и Печерской летописи. Между тем в собственном тексте Илариона, дошедшем до нас в Ипатьевском и Лаврентьевском списках с большими потерями, примечательно не только так называемое “бегство Болеслава” (которое Шахматов, а вслед за ним и многие другие объясняли впечатлениями летописца от скорого ухода из Киева в 1069 г. Болеслава II, тестя Изяслава Ярославича, что возможно, поскольку в 1019 г. Болеслав I уходил из Киева триумфатором), а упоминание его живых трофеев, среди которых фигурируют сестры Ярослава и Анастас Десятинный, судьба которого занимала Илариона. Действительно, как сообщал в своей Хронике Титмар Мерзебургский, Болеслав I увел из Киева 9 сестер Ярослава и его мачеху (чего Иларион, как видно, не знал), в обмен на которых требовал вернуть свою дочь, жену Святополка[4], так что этим известиям можно доверять. Что же касается Анастаса, настоятеля Десятинной церкви, то здесь нам остается только положиться на личную информированность Илариона относительно клира этого храма. Он прослеживает его историю, начиная с Корсуня, не скрывая своей неприязни к “льстивому греку” (вспомним о “льстивости греков и до сего дни” в новелле о Святославе и замечание, что и к Болеславу Анастас “вверился лестью”, то есть обманом), поскольку в его глазах он оказался дважды предателем: сначала своего родного Корсуня, а затем и Киева… Насколько ограничены были сведения Илариона о событиях тех лет, можно видеть при сравнении двух эпизодов войны Ярослава со Святополком, в которых удача переходит от одного к другому, - описания Любечской битвы и битвы на Буге. Если бы мы не знали о последней из еще двух независимых западных источников – Хроники Титмара Мерзебургского и Хроники Галла Анонима, которые рисуют общую схему события в согласии с версией Илариона (войска противников расположены по обе стороны реки, воевода и “кормилец” Ярослава по имени Буды/Будый начинает поносить Болеслава, тот не выдерживает и бросается на обидчика, за ним его войско, подвергающее войско Ярослава полному разгрому[5]), можно было бы думать, что автор зеркально отразил предшествующую ситуацию на Днепре у Любеча (воевода Святополка поносит новгородцев, те требуют у князя сражения, атакуют и побеждают). Впрочем, это не единственный и не самый яркий пример. Сообщение о бесславном конце Святополка, сгинувшего без вести “межи Чахы и Ляхы”, то есть в полной безвестности в наказание за содеянные преступления должно было вполне удовлетворить читателей первой четверти XII в., однако вряд ли удовлетворяло самого Илариона, как мы видим теперь, не имевшего на этот счет никакой достоверной информации, а потому вынужденного прибегнуть к аналогии с Иродом, почерпнутой из перевода Хроники Амартола, текст которого в это время уже был в его распоряжении. Между тем с точки зрения исторической и политической бесследное исчезновение одного из сыновей Владимира I, который не только занимал киевский престол, но и успел отчеканить и выпустить в обращение большое количество собственных монет[6], можно посчитать еще большей загадкой, чем приписываемое ему убийство Бориса и Глеба, не обладавших никакими правами на киевский “стол”, даже если они и были сыновьями Владимира от неизвестной нам наложницы. Но к этому вопросу я вернусь позднее, при рассмотрении творчества Илариона в целом.
Примечания [1] Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. М., 1993, с. 140-143. [2] Никитин А.Л. Основания русской истории. М., “Аграф”, 2001, с. 297-311. [3] Прямо осуждающая Святополка и его правление реплика, быть может, восходящая к одному из текстов Илариона, находится в Киево-Печерском Патерике, предваряя историю Прохора черноризца: “Бысть убо въ дни княжениа Святополча в Киев. Много насилиа людемь сътвори Святополкъ, домы силныхъ до основания без вины искоренивъ, имниа многыхъ отъемъ. И сего ради попусти Господь поганымъ силу имти над нимь, и быша брани многы отъ Половець. К сим же и усобица бысть в та времена, и гладъ крпокъ, и скудета велиа при всемъ Рускои земли” [Патерик, с. 106] [4] Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. М., 1993, с. 143. [5] Согласно Галлу Анониму, зачинщиками перебранки через реку оказались русские воины, начавшие задирать слуг рыцарей, после чего в драку втянулось и польское войско; согласно Титмару, зачинщиками были польские пехотинцы (Галл Аноним. Хроника и деяния князей и правителей польских. М., 1961, с. 40; Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993, с. 142). [6] Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков. Л., 1983, с. 180-191. Никитин А.Л. Инок Иларион и начало русского летописания. Исследование и тексты. М., 2003.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |