Этот разговор с одним из активных участников автопробега в Дни славянской письменности и культуры Владимиром Листровым состоялся в его творческой мастерской. За окном - вечер и поздний февральский снегопад, в мастерской - недописанные холсты, компьютер и изредка подающий голос, скучающий по часто уезжающему хозяину попугай Кеша.

-              Володя, если бы тебе пришлось рассказывать об автопробеге незнакомому человеку, какие бы три-четыре слова или понятия ты употребил для описания того, как ты его чувствуешь?

-              Родина, наверное. Люди, живущие в ней. Возможность увидеть и услышать то, что вокруг.

-              С чего для тебя начался автопробег?

-              С желания увидеть новое. Побывать в компании новых людей, творческих людей.

-              Автопробег оправдал твои ожидания?

-              Да!

Это «да» прозвучало так сразу и убеждённо, что можно и два, и три восклицательных поставить. Всё то, о чём Володя говорил потом, отвечая на мои вопросы, он произносил после небольших пауз - чувствовалось, что не просто обдумывает ответы, но мысленно возвращается в эти самые поездки, встречи, ситуации, в эту часть своей жизни. Кроме того, он пытался рассказать это человеку, который ни разу в этих поездках не был, в отличие от тех, кто был там с ним рядом и понял бы его с полуслова.

-              То, что я рисую сейчас, я впервые увидел в автопробеге. Это - то, что я давно хотел увидеть: картинки деревни, образ моей родной деревни, которой уже нет. Это возвращение в моё деревенское детство, ощущение земли, которая всему начало. Для меня деревня - это простор. Высокое небо, дорога, которая во время дождя становится непроходимой, детские игры, забавы. Отец - Сергей Селиверстович Листровой, один из передовых комбайнёров совхоза, что в Амурской области, рассказывающий о том, сколько скосил пшеницы и намолотил зерна. Когда ты дома, ты должен, как говорили у нас в деревне, управиться: наносить воды, вытопить печь, набрать угля на следующий день, накормить птицу и скотину. Летом, когда приезжал из интерната, - прополка огородов, сенокос, когда подъём в четыре утра, чтобы по росе успеть выкосить. Отец особо не напрягал, но всё делать приходилось!

-              А почему на холстах у тебя, если деревня, то всё больше старые заборы, дома старые из потемневших и обветренных годами брёвен?

-              Да ведь вся Россия такая. Мне всегда хотелось, чтобы отец сделал новый красивый забор, но всегда на это не хватало денег. В деревне всегда старались, чтобы лицо усадьбы было красивым: и наличники, и забор, а на заднем дворе - там уже и плетень, и всё проще. У деда в деревне всегда плетень был. Собирали сырой прут и делали плетень.

-              Тебе не кажется, что образы, создаваемые на холсте, если это касается деревни, немного с грустинкой?

-              Человеку, конечно, хочется видеть красивую, а кому-то - даже идеалистическую картинку. Русские художники, наверное, тем и отличаются от других, что они рисуют свою страну, свою Родину, а в ней не всегда всё радужно. Но я всегда в своих работах стараюсь добавить свет. Свет - это надежда!

-              А небо?

-              А небо - это мечта. Стремление ввысь. Достичь чего-то нового, увидеть мир с другой точки...

-              Точки географической или точки зрения?

-              С новой точки, с нового места. Человеку всегда хотелось увидеть землю с высоты птичьего полёта. Это нормальное желание нормального человека.

-              Автопробег с точки зрения взаимоотношений?

-              Во-первых, я увидел сильных и слабых людей. Очень много разных людей. В основном, у нас было по две-три встречи ежедневно - это сотни человек. Сотни километров. И я тогда подтверждение многим своим мыслям нашёл. Человек всегда думает, всё ли он так делает, так ли живёт. У многих желание одно, схожее - чтобы был уют на земле, счастье в доме, работа, и была полезность своего дела. Полезен ли твой труд? Оказывается, многие думают именно так - не выгоден ли, а полезен ли.

Если касаться самой организации пробега... Мы же все с разными взглядами, у всех амбиции, свои творческие запросы, но, что самое удивительное, буквально через первые сто-двести километров мы поняли, что мы - единая команда, что общее дело превыше всего, и всё стало на свои места. Здесь, конечно, заслуга нашего командора Михалыча - Владимира Михайловича Тыцких.

-              Он жёсткий человек?

-              Да. нормальный военный. Военный и очень творческий человек, писатель, поэтому. Когда перед аудиторией он начинал говорить, читать стихи и рассказы из жизни, как реагировали на это люди? Они как будто ждали его слов! Аудитория - это всегда очень разные люди. У нас были встречи в городах, небольших районных центрах и на совсем манюсенькой поляне в деревне, в Доме престарелых, профессионально-технических училищах и воинских частях, в тюрьмах, школах и детских домах. Десятки глаз, судеб. Когда всё это сливается в одно, и мы всё это видим, - здесь одного ораторского искусства мало, здесь нужно знание жизни! У него это есть, люди это чувствуют.

Мне всегда хотелось вселить в людей надежду, независимо оттого, в какой ситуации они оказались. Человек не должен опускать руки никогда, потому что всегда найдётся рядом кто-то, кто выслушает, поможет. Мы все говорим на одном языке, с помощью которого можем убедить, помочь. Мы все - наследники огромного богатства, оставленного нам создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием. Вот такая, на мой взгляд, у нас связь с истоками.

-              Сколько автопробегов у тебя в активе?

-              Наверное, восемь. Я не считал, но знаю, что десятый будет последним.

-              Как ты к этому относишься?

-              Я тоже считаю, что автопробег достиг своей цели, и теперь очень много людей осознаёт, что есть славянская письменность, есть культура, и они часть этого. И об этом уже не надо будет напоминать. И участники автопробега, наверное, пусть и каждый сам по себе, уже не могут поменяться и думать по-другому. Те, которые остались с нами по сей день. Для кого-то это дело оказалось чужим, но мы сейчас не о них. Да их, таких-то, и было один-два за все годы. А каждый из нас в своих делах, в своём творчестве, просто всей своей жизнью будет нести идею дней славянской письменности и нашего дальневосточного автопробега.

-              Кто из участников автопробега стал для тебя открытием?

-              Ой, много. Мы познакомились с Александром Гельбахом, руководителем ансамбля песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота Анатолием Калекиным, с адвокатом из Находки Павлом Шепчуговым, командой Морского государственного университета и его тогдашним ректором, ныне покойным Вячеславом Ивановичем Седых, замечательным художником Джоном Кудрявцевым, удэгейским художником Иваном Дункаем. Таких людей очень много. Василина Орлова, Эльвира Кочеткова... Очень жалко, что нет возможности поддерживать связь со всеми теми талантливыми людьми, с которыми автопробег знакомил нас буквально в каждой встрече. Иногда перезваниваемся, вижу сообщения в Интернете. У нас столько людей интересных, думающих о нашей Родине!

-              Можно сказать, что идея цикла твоих работ «Свет моих облаков» рождена именно на маршрутах автопробега?

- Да, однозначно! За последние годы более шестидесяти работ проехали по музеям, выставочным залам, Домам культуры Приморья, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономии. Часть работ периодически «отпочковывалась» в отдельную экспозицию «Приморская моя глубинка». И встречали мои работы на местах, в большинстве случаев, именно те люди, с кем познакомились в автопробеге -культпросветработники, работники администраций сельских поселений, музейщики, просто люди неравнодушные и любознательные. А вот теперь у меня ещё одна задумка появляется... Я очень много фотографировал в поездках, у меня столько фотографий людей, с которыми встречались в пути. Очень часто пересматриваю эти фотографии, вспоминаю и те места, и те ощущения, которые тогда были. Глядя на эти, такие разные лица, я, наверное, решусь и сделаю серию работ «Русские люди». Первые две работы уже побывали на выставках в Благовещенске, Биробиджане и Комсомольске. Впереди - выставка в Хабаровске. Так что начало положено. И положено, выходит, именно нашим автопробегом, нашими Днями культуры и письменности, которые завершатся в будущем году, но с каждым из нас, их участников, уже останутся навсегда.