Но читатель уже другой. Он меняется, видимо, со всем человечеством, которое, согласно Сергею Капице, претерпевает фазовый переход. Кто-то говорит, что человек мутирует.

Тогда я имею возможность наблюдать «мутантов». Видя, как не справляются с физикой школьники, свела проверку домашнего задания к самому простому: в начале урока стала выдавать карточки с вопросами после параграфа в учебнике. Дома предлагалось прочитать параграф и выписать ответы на вопросы в тетрадь, постаравшись их запомнить. Три урока подряд класс поголовно писал на «двойки». На уроке после объяснения нового материала стали всем классом работать с книгой. Читаем вопрос и, не спеша, ищем в тексте ответ. Эксперимент удивил. На вопрос «от чего зависит действие силы на тело?» семиклассник, поднявший руку, начал читать: «сила - это мера взаимодействия тел», даже не подозревая, что отвечает совсем на другой вопрос. Не реагирование на текст и отдельное слово стало сегодня печальным фактом, свидетельством того, что слово не узнаётся, отчуждается от человека и впоследствии, став ненужным, очевидно, забудется. Лишь слова сферы потребления не рискуют исчезнуть. Мозг современного человека всё больше приучается к символам, кнопкам, значкам и брэндам. Произносить отдельные слова - это очень медленно, за символом - поток понятий, операций, новых символов... И чувствам не место. И художественным текстам - тоже.

Сегодня разговор с учениками и студентами о наслаждении и удовольствии от интеллектуального процесса, открытия, понятой мысли, решённой задачки, сопряжённых, естественно, с чтением, вызывает удивление. Одной из современных педагогических задач на занятиях считаю доведение учащегося до состояния интеллектуальной радости, превращение этой радости в потребность. Но задача это очень сложная, потому что её решение - процесс. Процесс, в котором надо слушая слышать и даже прислушиваться.

Но что семиклассники! Удивления достойны современные родители. Один мой знакомый среднего возраста на вопрос, знает ли он известного русского поэта такого-то, ответил: «Наверно, он не появлялся на моём пути потому, что не смог бы научить меня прибивать гвозди или зарабатывать деньги». Есть и такая категория людей без лишних, так сказать, потребностей. Только куда они делись, потребности, если человек-то этот пророс из самого, что ни есть, читающего советского времени? Тогда не читать было стыдно, сегодня это называется быть практичным, рациональным, не тратить время понапрасну, не забивать голову душекопательной чепухой, достоевщиной, толстовщиной... И человек-то, в общем, неплохой, даже хороший. Больше всего удивляешься другому: как же быстро «свобода» позволила человеку стать свободным от душевного труда и напряжения и в какую-то пару десятилетий обернуть вспять все достижения культурной эволюции, длящейся сотни, а может и тысячи лет.

Двадцатилетний человек в разговоре о культуре и искусстве вызывающе заявил: искусство безнравственно. Ясно - он где-то это вычитал. Скорее всего, он читал и другое. Но почему обласкал именно это утверждение? Молодая девушка на кафедре вуза, почитав стихи, опубликованные в журнале, который я ей протянула, шёпотом сказала: «Как здорово... Только я не буду никому здесь этого говорить. Они будут надо мной смеяться... » Они - это образованные люди моей кафедры с высшим естественно-научным образованием.