|
Константин Гнетнев |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
БИБЛИОТЕКАА: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...Б: Бажанов, Базарный, Базили...В: Васильев, Введенский, Вернадский...Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...Ж: Жид, Жуков, Журавель...З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...М: Мавродин, Майорова, Макаров...Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...П: Павлов, Панова, Пахомкина...Р: Радек, Рассел, Рассоха...С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...Э: Энгельс...Ю: Юнгер, Юсупов...Я: Яковлев, Якуб, Яременко...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМИЗМЫДО 1917 ГОДАРУССКОЕ ПОЛЕДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ |
Константин ГнетневБеломорканал: времена и судьбыГлава третьяПервая навигация, война и всё, что было потомИзначально у Беломорско-Балтийского комбината ОГПУ НКВД СССР вовсе не было намерений заниматься эксплуатацией канала. Задачу перед ним сформулировали предельно четко: построить водный путь быстро, качественно и дешево. После этого предполагалось передать канал в ведение Народного Комиссариата Водных Путей (Наркомвод) и ждать от партии и правительства новых приказаний. Мало того, проектом даже не было предусмотрено строительство на шлюзах жилых поселков для будущих работников канала, «городков для эксплуатационного штата», как они именовались в документах. Строительство судоходного пути приближалось к завершению, однако работы по его обустройству, созданию необходимой инфраструктуры едва продвигались. Именно этим объяснялась нескрываемая тревога в различных обращениях, с которыми руководители Беломорстроя стучались во все двери уже с конца 1932 года. 29 октября 1932 года заместитель начальника Беломорстроя Я. Д. Рапопорт направил руководству карельской республики под грифом «секретно» докладную записку «О ходе работ по Беломорско-Балтийскому водному пути», в которой очень жестко критиковал за медлительность и отставание «контрагентов» – Нармкомвод СССР и местное представительство Северо-Западное управление речного транспорта – Беломорско-Онежское районное управление речного транспорта, образованное в Повенце в сентябре 1932 года. Основными проблемами были кадры, жилищное строительство, подготовка флота для обеспечения будущего грузопотока и проведение дноуглубительных работ на Сорокском и Повенецком рейдах, то есть на входе и выходе из канала. Я. Д. Рапопорт сообщал, что ГУЛАГ заблаговременно предложил Наркомводу организовать в Медгоре краткосрочные курсы для подготовки кадров для канала, обеспечив их преподавателями и гидротехнической лабораторией, а также возможностью знакомиться со строительными работами «в натуре». Наркомвод отреагировал на предложение своеобразно. Он в начале отмалчивался, а затем... потребовал выделить 1 853 человека для укомплектования штатов. «Выделение столь значительного числа из состава лагерников на постоянную работу по каналу не представляется возможным по ряду причин, -- сообщал Рапопорт. – Однако ГУЛАГ предоставляет с декабря с.г. 200 человек из числа освобождающихся; остального состава эксплуатационного аппарата Наркомвод еще не имеет и к подготовке их путем соответствующего обучения еще не приступает». «Чрезвычайно острым» назвал Я. Д. Рапопорт вопрос жилищного строительства вдоль судоходной трассы. Наркомвод должен быть построить городки на шлюзах, лацмейстерские и складские здания, корпуса мастерских, постройки кульутно-бытового назначения. Однако в конце сентября был подписан лишь один договор на строительство четырех 2-этажных домов. В этих условиях «максимально что могло сделать строительство – это предоставить часть своих зданий, приспособив из соответствующим образом (например, переделав существующие бараки под квартиры)...» Не менее тревожно обстояли дела и со строительством парового и непарового флота для обслуживания канала. 16 мая 1932 года Совнарком СССР выделил на эти цели 1 миллион 100 тысяч рублей (деревянное судостроение) и 400 тысяч рублей (строительство судов из металла), но «до сих пор договора на это судостроение не заключены, в результате чего не обеспечен уже грузооборот 1933 года». Примерно так же неудовлетворительно обстояло дело и с дноуглубительными работами на северной и южной оконечности канала. Между тем работы на самом канале вошли в завершающую фазу. 28 мая 1933 года впервые в первый шлюз ББК вошел пароход «Чекист». Очевидец восторженно писал: «Шлюзование судов проводится в 19-35 минут против 45 минут по плану. Механизмы работают отлично. В этом большая заслуга карельских пролетариев. На шлюзах канала установлено 102 цилиндрических затвора, сделанных руками карельского пролетариата на Онежском металлургическом заводе в Петрозаводске». На пристанях в Сороке и Повенце, в Надвоицах и Морской Масельге, Выгострове и Вожмагоре, на причальных пунктах Петровский Ям, Сенная губа, Сосновец и в Шижне к началу долгожданной навигации уже скопилось 800 тысяч тонн местных грузов из общего объема грузоперевозок, запланированных на 1933 год в 1 миллион 143 тысяч тонн (главный поток грузов, кроме местных, предназначался Ленинграду). План перевозок пассажиров на первую навигацию определили в объеме 27 000 человек. Тем не менее, Беломорско-Онежское районное управление речного транспорта явно не успевало за темпами Беломорстроя. Нужно было срочно что-то делать. 2 июля 1933 года ОГПУ СССР издало приказ № 00233 «О реорганизации главного штаба строительства ББВП в Управление Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря ОГПУ». В нем, частности, говорилось: «В связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского водного пути приказываю: 1. Главный штаб строительства ББВП со всеми его подразделениями в центре и боеучастками на местах с 15-го июля 1933 года реорганизовать в Управление Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря ОГПУ с центром в с. Надвойцах. Основной задачей УББЛ, кроме непосредственного управления лагерем, является обеспечение бесперебойной эксплуатации ББВП в течение навигации 1933 года, производство всех достроечных и дополнительных работ по ББВП, ведение всех сплавных работ по Выгозерскому бассейну, устранение препятствий к свободному плаванию судов и выполнение всех прочих ранее принятых Управлением лагеря и строительства обязательств. 2.Начальником Управления ББЛ назначить тов. Успенского Д.В., помощником начальника УББЛ назначить тов. Ильиных Д.С...» Четвертым пунктом приказа объявлялось, что «для руководства эксплуатацией канала ББВП и производства связанных с ней доделочных и дополнительных работ» в Управлении лагеря организовано специальное подразделение -- Отдел пути и эксплуатации. Таким образом реальный «хозяин» ББК на первую навигацию был определен. К слову сказать, это не последнее организационное решение на этот счет. Канал оказался не так прост, как о нём думалось поначалу. Эксплуатация искусственного водного пути очень скоро потребовала технически точных, выверенных решений, инженерной грамотности и, как следствие, подготовленных грамотных кадров. На такую работу в повседневном режиме и на длительный срок лагерная система не могла быть рассчитана в принципе. С 18 по 25 июля 1933 года с каналом ознакомились генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) С. М. Киров и нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов. ГЛАВА ТРЕТЬЯ:Беломорско-Балтийский комбинат НКВД СССР. Гнетнев К. В. Беломорканал: времена и судьбы. Далее читайте:Гнетнев Константин Васильевич (авторская страница).
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
|
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |